О праве эмитентов ограничить раскрытие информации (включая раскрытие своей годовой отчетности)

Информируем  о Постановлении Правительства РФ от 12.03.2022 № 351 "Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Постановление Правительства РФ № 351).

Постановление Правительства РФ № 351 официально опубликовано на портале http://pravo.gov.ru 14.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования. Постановление Правительства РФ № 351 действует до 31.12.2022.

Постановлением Правительства РФ № 351 установлено, что эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация.

Рассмотрим подробнее каких именно обязанностей касается Постановление Правительства РФ № 351 и в каком порядке возможна реализация его положений.

В Постановлении Правительства РФ № 351 имеется отсылка к статье 92.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Согласно указанной статье, Правительство РФ вправе определить случаи, в которых общество вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона об АО, в ограниченных составе и (или) объеме, определить перечень информации, которую общество вправе не раскрывать и (или) не предоставлять, а также лиц, информация о которых может не раскрываться и (или) не предоставляться.

Полагаем, что в данном случае идет речь об обязательном раскрытии обществом информации, предусмотренном статьей 92 Закона об АО.

В частности, речь идет об обязанности ПАО раскрывать:

- годовой отчет общества,

- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;

- сообщение о проведении общего собрания акционеров.

И об обязанности непубличного АО, с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, раскрывать:

- годовой отчет непубличного акционерного общества;

- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней;

- сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 % голосующих акций другого акционерного общества.

Напомним, что в соответствии со статьей 92.2 Закона об АО в случае, если общество раскрывает и (или) предоставляет в ограниченных составе и (или) объеме информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона об АО, такое общество обязано направить в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется, в сроки, установленные для ее раскрытия и (или) предоставления. Форма указанного уведомления и порядок его направления устанавливаются нормативными актами Банка России.

В Постановлении Правительства РФ № 351 также имеется отсылка к пункту 6 статьи 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ).

Согласно указанному пункту, Правительство РФ вправе определить случаи, в которых эмитенты вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию, в том числе в проспекте ценных бумаг, и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона о РЦБ, в ограниченных составе и (или) объеме, определить перечень информации, которую эмитенты вправе не раскрывать и (или) не предоставлять, а также лиц, информация о которых может не раскрываться и (или) не предоставляться. Также устанавливается обязанность эмитента направить в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется, в сроки, установленные для ее раскрытия и (или) предоставления. Форма указанного уведомления и порядок его направления устанавливаются нормативными актами Банка России.

Напомним, что согласно подпункту 7 пункту 1 статьи 2 Закона о РЦБ эмитент - юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Следовательно, полагаем, что Постановление Правительства РФ № 351 касается не только АО, но и ООО.

Полагаем, что в данном случае идет речь об обязательном раскрытии эмитентом информации, предусмотренном статьей 30 Закона о РЦБ и Положением Банка России от 27.03.2020 № 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

Напомним об основных категориях информации, которая подлежит раскрытию.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг):

- отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента, а также консолидированная финансовая отчетность эмитента, если применимо;

- сообщение о существенных фактах.

Также предусмотрено раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности, а также промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента за 3, 6 и 9 месяцев отчетного года вместе с аудиторским заключением, если в отношении соответствующей отчетности проведен аудит.

На дату подготовки настоящего сообщения форма и порядок уведомления (как для Закона об АО, так и для Закона о РЦБ) о частичном раскрытии информации или о нераскрытии информации утверждены Указанием Банка России от 21.03.2019 № 5096-У "О форме и порядке направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется", которое зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2019 № 54729.

При этом, как это следует из формы уведомления, эмитент должен указать конкретный вид (наименование) документа (сообщения), информация в котором не раскрывается и (или) не предоставляется; информация, которая не раскрывается и (или) не предоставляется.

В связи с этим, возвращаясь к положениям Постановления Правительства РФ № 351, полагаем, что эмитент должен быть способен обосновать каким образом информация, которая не раскрывается и (или) не предоставляется приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация. При этом никаких конкретных критериев, позволяющих однозначно определить может ли информация привести к введению мер ограничительного характера, Постановлением Правительства РФ № 351 не установлено.

Помимо этого, нам представляется интересным с практической точки зрения Информационное письмо Банка России от 09.10.2019 № ИН-06-28/79 "О некоторых вопросах, связанных с ограничением эмитентами состава и (или) объема раскрываемой (предоставляемой) информации" (далее - письмо), которое разъясняло положения Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 № 400 "Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Постановление № 400).

В частности, Банк России разъяснял следующее:

- уведомление необходимо направлять в Банк России каждый раз после наступления события, повлекшего обязанность раскрыть (предоставить) документ (сообщение). Рекомендуется составлять отдельное уведомление в отношении каждого документа или сообщения, которые раскрываются (предоставляются) в ограниченном составе и (или) объеме (п. 1 письма);

- предусматривается возможность вместо заполнения пункта 3.3 формы уведомления предоставлять данную информацию в виде приложения к уведомлению. В такой ситуации Банк России рекомендует прикладывать к уведомлению не полный текст документа (сообщения), а только ту информацию, которая не была раскрыта (предоставлена). В случае приложения к уведомлению полного текста документа (сообщения) в нем должно содержаться указание на конкретную информацию, которая не была раскрыта (предоставлена) (п. 2 письма);

- с целью надлежащего исполнения требований об указании оснований, в силу которых информация не раскрывается и (или) не предоставляется необходимо приводить обоснование соответствия эмитента либо лица, сведения о котором не подлежат распространению, указанным условиям. Дополнительно Банк России рекомендует включать сведения о документе, которым может быть подтверждено соответствие лица указанным условиям, в том числе путем предоставления его копии (выдержки из документа). В случае если документ, подтверждающий соответствие указанному (указанным) основанию (основаниям), размещен в открытом доступе, указывается адрес страницы в сети Интернет, на которой он размещен (п. 4 письма);

- в случае принятия эмитентом решения об ограничении состава и (или) объема информации, которая была опубликована до вступления в силу Постановления № 400 и срок обеспечения доступа к которой не истек, эмитент до даты введения указанных ограничений должен направить в Банк России уведомление (п. 5 письма).

Полагаем, что указанные разъяснения могут быть использованы при применении Постановления Правительства РФ № 351.

Постановление Правительства РФ № 351 также касается некоторых лиц, действующих в рамках Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций", в частности - эмитентов, организаторов торговли, клиринговых организаций, а также депозитариев и кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов исполнительной власти, информационных агентств, лиц, осуществляющих присвоение кредитных рейтингов. Установлено, что они вправе осуществлять раскрытие инсайдерской информации в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия инсайдерской информации в случае, если раскрытие соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении лица, о котором раскрывается инсайдерская информация.

Постановление Правительства РФ № 351 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019. По нашему мнению, речь идет об обязанностях по раскрытию (предоставлению) информации, которые возникли после 01.01.2019. В связи с этим, полагаем, что Постановление Правительства РФ № 351 касается отчетности за 2018, 2019, 2020 и 2021 год. Следуя логике письма Банка России, которое хоть и разъясняло положения Постановления № 400, но в целом выражает позицию Банка России по рассматриваемому вопросу, возможно принятие решения об ограничении состава и (или) объема информации, которая была опубликована до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 351.

Исп.  Шумилина М.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6