Новый Указ Президента РФ о мерах экономического характера в сфере валютного регулирования и Разъяснения ЦБ РФ по применению ранее принятых экономических мер, предусмотренных указами Президента РФ

Информируем об: - Указе Президента РФ от 18.03.2022 №126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования" (далее - Указ № 126), - а также об Официальном разъяснении Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ " и Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР).

1. Указ № 126 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 18.03.2022. В силу п. 14 документа Указ № 126 вступает в силу с даты со дня его официального опубликования. Таким образом, Указ № 126 начал действовать 18.03.2022.

Указ № 126 принят в дополнение к мерам, предусмотренным указами Президента РФ от 28.02.2022 № 79, от 01.03.2022 № 81 и от 05.03. 2022 № 95. Наиболее существенными мерами, введенными Указом № 126, являются, на наш взгляд, следующие меры.

Как следует из Указа № 126, до 01.09.2022 обязательства юридических лиц-резидентов по договорам банковского счета (вклада) в иностранной валюте в кредитных организациях, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия, введены ограничительные меры, могут исполняться в рублевом эквиваленте по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на день исполнения обязательств курсу при условии, что обязательства возникли до введения ограничительных мер (п. 5 Указа № 126).

Также Указом № 126 до 31.12.2022 введен запрет на осуществление без получения разрешений ЦБ РФ операций по оплате резидентом вклада, пая в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридического лица - нерезидента, а также по взносу резидентом нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности).

Помимо вышеуказанных мер, п. 1 Указа № 126 Совету директоров Банка России предоставлены следующие полномочия:

1) Совет директоров Банка России вправе определять суммы операций, связанных с предварительной оплатой или авансовыми платежами резидентами в пользу иностранных юридических лиц и физических лиц, не являющихся резидентами (по контрактам, перечень видов которых определяется Советом директоров ЦБ РФ).

2) Совет директоров Банка России вправе определять сумму перевода со счетов лиц, открытых в российских банках иностранным лицам - нерезидентам из недружественных иностранных государств, на счета иностранных юридических лиц - нерезидентов, не относящихся к недружественным; а также сумму перевода со счетов лиц, открытых в российских банках иностранным юридическим лицам, не относящимся к недружественным на счета юридических лиц из недружественных государств в иностранных банках.

3) Совет директоров Банка России вправе определять сумму перевода (без открытия счетов) денежных средств, в том числе электронных денежных средств: иностранными лицами из недружественных государств, в пользу иностранных юридических лиц - нерезидентов, не относящихся к недружественным в банки и иные организации финансового рынка, расположенные в иностранных государствах, совершающих недружественные действия;

4) Совет директоров Банка России вправе определять суммы операций по приобретению иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ юридическими лицами - нерезидентами.

Дополнительно Банку России предоставлены полномочия выдавать разрешения резидентам - участникам внешнеэкономической деятельности на продажу 80% валютной выручки в срок, отличный от указанного в п.2 Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79, т.е. в срок, превышающий 3 рабочих дня со дня зачисления такой иностранной валюты на счета резидента).

2. В связи с ранее принятыми Президентом РФ Указами, затрагивающими вопросы валютного регулирования, ЦБ РФ направил Официальное разъяснение от 18.03.2022 № 2-ОР, касающееся применения отдельных положений Указов Президента РФ от 28.02.2022 № 79 , от 01.03.2022 № 81 и от 05.03.2022 № 95.

В частности, ЦБ РФ разъяснил, что лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в ст. 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Например, одним из признаков "подконтрольности" является право контролирующего лица прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки.
Как следует из п. 1.2 Официального разъяснения от 18.03.2022 № 2-ор, для установления подконтрольности иностранным лицам кредитная организация (некредитная финансовая организация) вправе использовать реализуемые ею процедуры внутреннего контроля, в том числе при обслуживании клиентов, установлении сведений о бенефициарных владельцах

В Официальном разъяснении ЦБ РФ от 18.03.2022 № 2-ор также перечислены сделки и операции, которые можно проводить без разрешения Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. В частности, к таким сделкам относится перевод ценных бумаг без перехода прав на них, исполнение судебных решений.

Также из п. 1.10 комментируемого документа следует, что в целях применения Указа № 79, Указа № 81 и Указа № 95 при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием "резидент", определенным в статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Напомним, согласно указанной норме резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях".

При этом, как следует из комментируемого разъяснения ЦБ РФ, резидент - гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" рассматривается только как резидент - гражданин РФ.

Исп.  Высоцкая Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6