Сообщение по Постановлению Правительства 395 об ограничении доступа к отчетности

Сообщение о Постановлении Правительства РФ от 18.03.2022 № 395 "Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году" (далее также - постановление № 395)*.

Постановление вступило в силу со дня своего официального опубликования - опубликовано на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 18.03.2022.

Данным документом Правительство РФ воспользовалось своими полномочиями и установило правила, касающиеся ограничения доступа к информации о бухгалтерской отчетности организации в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) и к консолидированной финансовой отчетности, подлежащей опубликованию (размещению на сайте организации).

Напомним, что наличие указанных полномочий предусмотрено:

1) частью 8 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (полномочия введены с 31.12.2017, но постановление № 395, насколько нам известно, - это первый нормативный акт Правительства РФ в данной части);

2) частью 9 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который в данной части был откорректирован только в конце декабря 2021 года федеральным законом от 30.12.2021 № 435-ФЗ, подробный комментарий к которому мы ранее направляли в Ваш адрес.

При этом сразу отметим, что все предусмотренные постановлением № 395 правила введены им на временной основе - до 31.12.2022.

Какие именно ограничения по доступу к бухгалтерской отчетности на ГИРБО и консолидированной финансовой отчетности в части её опубликования до 31.12.2022 установило постановление № 395?

1. В отношении размещения на ГИРБО годовой бухгалтерской отчетности организации:

1.1. К размещенным на ГИРБО полному составу бухгалтерской отчетности, включая все основные формы, приложения, пояснения, а также к аудиторскому заключению о такой отчетности в случаях, если она подлежит обязательному аудиту, согласно постановлению № 395 до 31.12.2022 доступ имеют:

только органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ;

1.2. К размещенной на ГИРБО бухгалтерской отчетности в составе только бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании средств (т.е. без пояснений и без аудиторского заключения об отчетности, подлежащей обязательному аудиту) доступ имеют:

все иные заинтересованные лица, включая лиц, которым информация представляется в форме годового абонентского обслуживания.

При этом дополнительно для таких "иных заинтересованных лиц" доступ даже только к размещенным в ГИРБО балансу, отчетам о финансовых результатах, об изменении капитала, о движении денежных средств и о целевом использовании средств может быть дополнительно еще ограничен по заявлению самой организации.

Заявление об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, представляется в произвольной форме с указанием идентифицирующих организацию данных (ОГРН и ИНН).

Такое заявление, в том числе можно подать в отношении ограничения доступа к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещенной на ГИРБО, за отчетные периоды 2019 - 2021 годов.

Постановление № 395 никак не определяет, может ли при этом организация просить ограничить доступ только ко всей информации о себе в ГИРБО (т.е. обо всех формах бухгалтерской отчетности, доступ к которым без подачи заявления был бы доступен всем заинтересованным пользователям), или можно просить ограничить доступ только к какой-то части информации (например, ограничить доступ к отчетам о движении капитала и движении денежных средств, сохранив возможность доступа к балансу и отчету о финансовых результатах). На наш взгляд, то, как сформулировано на сегодня постановление № 395, скорее означает право только на полную блокировку к доступу информации о себе на ГИРБО.

Подача заявления организацией не сможет ограничить доступ к информации о ней на ГИРБО для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и ЦБ РФ (т.е. тех, кто в любом случае будет иметь доступ к полному составу бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению по ней, представленным организацией в налоговые органы для размещения на ГИРБО).

Все указанные выше правила не распространяются на организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ.

2. В отношении раскрытия консолидированной (финансовой) отчетности организации:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" содержит требование о раскрытии годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, на которые распространены требования о её подготовке (в том числе, например, на организации, чьи ценные бумаги допущены к торгам на организованном рынке).

Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение, в том числе, например, на своём сайте.

Для раскрытия годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности постановление № 395 определило, что организация вправе отказаться от такого раскрытия в случае, если оно приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.

Никаких критериев оценки возможности такого влияния, а также правил, как именно в этом случае организация должна информировать пользователей своей отчетности, государственные органы и иных лиц в отношении принятого решения о нераскрытии, постановление № 395 не содержит.

Мы также должны высказать мнение о том, что поскольку в части данного правила постановление № 395 ограничено по сроку действия до 31.12.2022, фактически, полагаем, речь может идти о принятии решения о нераскрытии своей годовой консолидированной (финансовой) отчетности только для отчетности за 2021-й год и промежуточной консолидированной (финансовой) отчетности 2022-го года.

Как указано выше, постановление № 395 вступило в силу с 18.03.2022.

Это означает, что уже сейчас у организаций есть право подать в налоговый орган заявление в произвольной форме (с указанием своего ОГРН и ИНН) об ограничении доступа к размещаемой на ГИРБО своей годовой бухгалтерской отчетности, в том числе, включив в это заявление указание на отчетность за 2019 - 2021 гг.

Исп.   Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6