ФНС РФ о создании социальной сети по проверке налогоплательщиками своих контрагентов

Сообщаем об Информации ФНС РФ, представившей новые возможности для налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увидеть в своих личных кабинетах информацию о показателях финансово-хозяйственной деятельности "глазами налогового органа" в отношении себя и своих контрагентов (текст Информации размещен на сайте ФНС РФ https://www.nalog.gov.ru по состоянию на 16.03.2022).

ФНС РФ указала, что в личных кабинетах юридического лица и индивидуального предпринимателя в разделе "Как меня видит налоговая" теперь можно увидеть информацию о себе - "Показатели финансово-хозяйственной деятельности" и "Показатели для партнеров".

Именно эти показатели используются налоговыми органами при выборе налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля перед включением в план проверок. Т.е. налогоплательщик может получить представление о том, на что обращает внимание налоговый орган, и сможет оценить себя по тем же правилам, по которым это делает налоговая служба.

Кроме того, ФНС РФ указала, что в сервисе можно попросить партнера (контрагента) предоставить данные о себе. Налоговая служба считает, что это упростит и ускорит процесс проверки налогоплательщиками своих контрагентов. Хотя напрямую НК РФ проводить такую проверку не обязывает, но статья 54.1 НК РФ и применяемый в рамках её положений стандарт "должной осмотрительности" фактически вынуждают налогоплательщиков такую проверку или осуществлять, или подтверждать, что она тем или иным образом им была проведена.

Организованный ФНС РФ новый сервис, как указывает сама ФНС РФ, организован по принципу социальной сети с функцией добавления в "друзья". Для получения сведений о показателях необходимо "постучаться" в личный кабинет партнера. Найти контрагента можно по наименованию компании, ИНН или ФИО предпринимателя. Партнер при этом может отклонить запрос или добавить налогоплательщика в "друзья", и тогда налогоплательщик получит доступ к упомянутым показателям.

То же самое может сделать и сам налогоплательщик при запросе партнера, тем самым предоставляя данные о себе. Данные налогоплательщика доступны исключительно партнерам - "друзьям". Если у партнера еще нет личного кабинета, то на почтовый ящик партнера можно отправить приглашение зарегистрироваться в личном кабинете и "подружиться".

Согласно сообщению ФНС РФ в сервисе "Как меня видит налоговая" по всем показателям доступны сведения за прошедший год, по некоторым - и за текущий. Показатели актуализируются ежемесячно. Также постоянно обновляется методика расчета показателей. Если налогоплательщик обнаружит некорректную информацию, он может обратиться через форму обратной связи и внести исправления.

Полагаем, что с введением нового сервиса налоговый орган (непосредственно напрямую или через крупнейших налогоплательщиков) постепенно будет настаивать на обязательности его использования налогоплательщиками, хотя еще раз повторим, что обязанности подтверждать свою должную осмотрительность при выборе контрагента именно таким способом у налогоплательщика нет.

Но оценить представление о себе со стороны налогового органа, полагаем, в любом случае будет полезным.

Исп.  Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6