О социально-экономических мерах поддержки, предусмотренных федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ 55-ФЗ, постановлениями Правительства РФ № 336, 337, 351, 352, 353

Информируем о нормативно-правовых актах, предусматривающих меры социально-экономического характера в отношении граждан РФ и российских юридических лиц:

1) Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2) Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";

3) Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 337 "Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";

4) Постановление Правительства России от 12.03.2022 № 351 "Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

5) Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 352 "Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору об изменении условий кредитного договора (договора займа), заключенного до 1 марта 2022 г., предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком";

6) Постановление Правительства России от 12.03.2022 № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году";

7) Федеральный закон от 14.03.2022 № 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Рассмотрим наиболее актуальные, на наш взгляд, меры, которые коснутся большинства юридических и физических лиц.

1) Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 46-ФЗ).

Закон № 46-ФЗ официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 08.03.2022 и вступает в силу со дня его официального опубликования.

Согласно пояснительной записке Закон № 46-ФЗ разработан в целях защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и обусловлен необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.

1. Установлены особенности применения федеральных законов о хозяйственных обществах (статья 17 Закона № 46-ФЗ).

1.1. Снижение стоимости чистых активов акционерного общества ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не учитывается для целей применения пунктов 4 и 6 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Напомним, что пункт 4 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) предусматривает, что если по окончании второго отчетного года или каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

Согласно пункту 6 статьи 35 Закона об АО если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через 6 месяцев после окончания соответствующего отчетного года обязано принять одно из следующих решений: 1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов; 2) о ликвидации общества.

1.2. Снижение (сохранение) стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не учитывается для целей применения пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений: 1) об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов; 2) о ликвидации общества.

1.3. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества при подготовке к проведению в 2022 году годового общего собрания акционеров обязан определить дату, до которой от акционеров будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и иные органы акционерного общества, указанные в пункте 1 статьи 53 Закона об АО.

Указанная дата должна быть установлена не позднее чем за 27 дней до даты проведения в 2022 году годового общего собрания акционеров и должна быть указана в сообщении общества, которое должно быть сделано не позднее чем за 35 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров и в порядке, предусмотренном для направления сообщения о проведении в 2022 году годового общего собрания акционеров.

2. Правительство РФ в 2022 году наделено полномочиями по установлению особенностей регулирования следующих вопросов (статья 18 Закона № 46-ФЗ):

- оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, оценки соответствия в формах регистрации, испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия;

- государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий;

- лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством РФ. Следует отметить, что Правительство РФ также наделено правом принять решение об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий в целях стимулирования создания и развития на территории РФ производства лекарственных препаратов для медицинского применения или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов (статья 16 Закона № 46-ФЗ);

- касающихся строительства многоквартирных домов, в частности, передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внесенных на специальные счета;

- внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, а также проведения государственной экспертизы проектной документации, документации по планировке территории;

- порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

- организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

- установления перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы;

- правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- выплаты пенсий, государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, исчисления и установления величины прожиточного минимума в целом по РФ, минимального размера оплаты труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в том числе особенности проведения выездных проверок, продление сроков уплаты для пострадавших отраслей, дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки));

- условий отнесения, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства;

- особенности осуществления деятельности в связи с созданием объектов туристской индустрии и обеспечивающей их инфраструктуры.

3. Статьей 15 Закона № 46-ФЗ предусмотрено, что в период до 31.12.2022 включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях. В период до 31.12.2022 включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в дополнение к вышеуказанным случаям могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (предоставление обеспечения, возврат уменьшения цены контракта, изменение срока возврата обеспечения при изменении срока исполнения контракта, не превышение лимитов бюджетных обязательств) на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

5. Отдельными законами допускается установление особенностей осуществления градостроительной деятельности в 2022 году. До 01.01.2023 в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (статья 4 Закона № 46-ФЗ).

6. Внесены правки в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (статья 5 Закона № 46-ФЗ). Установлено, что плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31.12.2022 (за исключением некоторых видов проверок, в частности, проверок, по которым установлен категории риска и классы опасности, по лицензируемым видам деятельности). Вводится запрет на плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий до 31.12.2024.

7. Правительство РФ наделено отдельными полномочиями в сфере оборота лекарственных средств, оборота медицинскими изделиями, обращения биомедицинский клеточных продуктов (ст.ст. 6, 8, 12 Закона № 46-ФЗ).

8. Согласно правкам, внесенным статьей 13 Закона № 46-ФЗ в статью 6 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа", заемщик - физическое лицо, индивидуальный предприниматель, заключивший до 01.03.2022 кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора в период с 01.03.2022 по 30.09.2022 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий такого договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком (далее - льготный период). При этом требуется соблюдение некоторых условий. Теперь в течение льготного периода не допускается начисление неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), за исключением неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по уплате в течение льготного периода платежей, размер которых был уменьшен.

Аналогичные меры применяются к заемщикам, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации, заключившим до 01.03.2022, с кредитором - кредитной организацией или некредитной финансовой организацией кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой. Перечень таких отраслей мы приводим ниже в настоящем информационном письме при рассмотрении Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 337 "Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.

9. Правительство РФ вправе принимать решения об установлении размера социальной доплаты к пенсии, о дополнительной индексации пенсий, о дополнительном увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем финансовом году, индексации (о дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствующем финансовом году (статья 2, 3, 10 Закона № 46-ФЗ).

10. Согласно статье 9 Закона № 46-ФЗ Совет Банка России может установить периоды, в течение которых не действует запрет на превышение полной стоимости потребительского кредита (займа) 365 процентов годовых или рассчитанного Банком России среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть.

11. Отдельная статья 19 Закона № 46-ФЗ посвящена полномочиям Правительства РФ в 2022 году принимать решения, предусматривающие для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по образовательным программам, а также признания в РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

12. Статья 21 Закона № 46-ФЗ посвящена порядку приобретения публичными акционерными обществами размещенных ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества). Текст указанной статьи дословно повторяет Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", о котором мы информировали Вас 01.03.2022. При это мы отмечали, что ни Закон о валютном регулировании и валютном контроле, ни Законы о хозяйственных обществах и рынке ценных бумаг не предусматривают возможности прямого нормативного регулирования затрагиваемых ими отношений Указами Президента РФ. Законом № 46-ФЗ указанное противоречие устранено.

Однако указанная статья закона уже изменена последующим законом, который мы рассматриваем в разделе 7 настоящего информационного сообщения.

2) Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства РФ № 336).

Постановление Правительства РФ № 336 официально опубликовано на портале http://pravo.gov.ru 10.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования.

Постановлением Правительства РФ № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за некоторыми исключениями.

Приведем в сокращенном виде предусмотренные исключения. В частности, допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, в частности, детских учреждений, родильных домов, объектов по водоподготовке и водоснабжению;

б) в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска, в частности, детские учреждения, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления; деятельность детских лагерей на время каникул; родильные дома; социальные услуги с обеспечением проживания;

в) в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;

г) в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

В указанных случаях контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

В 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

- при согласовании с органами прокуратуры, в частности, при угрозах причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса;

- без согласования с органами прокуратуры по поручению высших должностных лиц РФ;

- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);

- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

- некоммерческих организаций при выявлении нарушений в их деятельности.

Переходный период. В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу Постановления Правительства РФ № 336 и проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 336, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней. Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 336 и которые не завершены, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней, за исключением если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.

Также напомним, что положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не распространяются на налоговый контроль, валютный контроль, контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Соответственно Постановление Правительства РФ № 336 на указанные виды контроля не распространяется.

3) Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 337 "Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ № 337).

Постановление Правительства РФ № 337 официально опубликовано на портале http://pravo.gov.ru 11.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования.

Постановлением Правительства РФ № 337 во исполнение статьи 13 Закона № 46-ФЗ утвержден перечень отраслей, в которых должен осуществлять деятельность заемщик, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чтобы иметь право обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком (льготный период).

Коды ОКВЭД 2: 01, 03, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.2, 45.3, 45.32, 45.40.2, 45.40.3, 45.40.5, 46, 47, 49.1, 49.10.1, 49.4, 50.1, 50.3, 51.1, 51.21, 52, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 68, 72, 73, 74, 75, 78, 79, 81, 82.3, 85, 86, 87, 88, 90, 91, 93, 94, 95, 96.01, 96.02, 96.04.

В Постановлении Правительства № 337 не разъясняется порядок отнесения к указанному перечню лиц, у которых вид деятельности указан не как класс (ХХ), а как подкласс (XX.X), группа (XX.XX), подгруппа (XX.XX.X) и вид (XX.XX.XX).

Ранее аналогичная проблематика возникала при применении Перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Минэкономразвития России в Письме от 15.04.2020 № Д13и-11577 "Об утвержденном перечне пострадавших отраслей" разъясняло, что в случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.

Полагаем, что указанное актуально и применительно к Постановлению Правительства № 337. Из указанной логики "выбивается" только указание помимо класса 45.3 "Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями", подкласса 45.32 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями". Будем надеяться, что это техническая ошибка и разъяснения Минэкономразвития России будут применяться и к настоящему перечню.

4) Постановление Правительства России от 12.03.2022 № 351 "Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (далее - Постановление Правительства РФ № 351).

Постановление Правительства РФ № 351 официально опубликовано на портале http://pravo.gov.ru 14.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования и действует до 31.12.2022.

Постановлением Правительства РФ № 351 установлено, что эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Закона об АО и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация.

Некоторые лица (в частности эмитенты, организаторы торговли, профессиональные участники рынка ценных бумаг, органы государственно власти, информационные агентства, лица, осуществляющие присвоение кредитных рейтингов) вправе осуществлять раскрытие инсайдерской информации в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия инсайдерской информации в случае, если раскрытие соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении лица, о котором раскрывается инсайдерская информация.

При этом указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

5) Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 352 "Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору об изменении условий кредитного договора (договора займа), заключенного до 1 марта 2022 г., предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком" (далее - Постановление Правительства РФ № 352).

Постановление Правительства РФ № 352 официально опубликовано на портале http://pravo.gov.ru 14.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования и действует до 30.09.2022.

Постановлением Правительства РФ № 352 установлено, что максимальный размер кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору об изменении условий кредитного договора (договора займа), который заключен до 01.03.2022 и обращение к кредитору по которому осуществляется после 01.03.2022, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком, составляет:

- для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются физические лица, - 300 тыс. рублей;

- для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются индивидуальные предприниматели, - 350 тыс. рублей;

- для потребительских кредитов (займов), которые предусматривают предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования и заемщиками по которым являются физические лица, - 100 тыс. рублей;

- для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом автотранспортного средства - 700 тыс. рублей;

- для кредитов (займов), которые выданы в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, - 3 млн. рублей;

- для кредитов (займов), которые выданы в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, - 6 млн. рублей для жилых помещений, расположенных на территории г. Москвы;

- для кредитов (займов), которые выданы в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, - 4 млн. рублей для жилых помещений, расположенных на территориях Московской области, г. Санкт-Петербурга, а также субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

6) Постановление Правительства России от 12.03.2022 № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (далее - Постановление Правительства РФ № 353).

Постановление Правительства РФ № 353 официально опубликовано на портале http://pravo.gov.ru 14.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования.

На 12 месяцев продлевается действие срочных разрешений, указанных в приложении № 1, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2022. Органы государственной власти имеют право принять аналогичное решение в отношении разрешений, срок действия которых истек ранее дня вступления в силу настоящего постановления. В указанный перечень, в частности, включены:

- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" 2 к объектам I категории, а также разрешения на временные выбросы, выдача которых предусмотрена пунктом 6 статьи 231 Федерального закона "Об охране окружающей среды";

- договоры водопользования;

- решения о предоставлении водных объектов в пользование;

- лицензии на водопользование;

- разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

- разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения;

- сертификаты о происхождении товара СТ-1.

Срок, до которого должно быть пройдено периодическое подтверждение соответствия (первичное подтверждение соответствия) лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности по перечню согласно приложению № 2, переносится на 12 месяцев в случае наступления указанного срока в 2022 году. В указанный перечень, в частности, включено:

- производство лекарственных средств;

- геодезическая и картографическая деятельность;

- деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

В отношении разрешительных режимов по перечню согласно приложению № 3, а также лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и иных видов разрешений, указанных в Постановлении Правительства РФ № 353 могут быть установлены особенности (сокращение срока предоставления разрешения, сокращение перечня документов, сокращение перечня обязательных требований и другие). В указанный перечень, в частности, включена:

- аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики;

- аттестация работников в области промышленной безопасности;

- регистрация контрольно-кассовой техники;

- государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- регистрация опасных производственных объектов;

- выдача разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

- пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров;

- государственная регистрация медицинских изделий.

Указанные особенности будут установлены отдельными актами органов государственной власти, государственными корпорациями.

Органы исполнительной власти вправе установить особенности разрешительных режимов в отдельных сферах согласно приложениям № 4-18.

В частности, установлены особенности:

- разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения (приложение № 4);

- особенности разрешительных режимов в сфере торговли (приложение № 15);

- особенности оценки выпускаемой в обращение на территории РФ продукции требованиям технических регламентов (приложение № 18).

Оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, продление срока действия лицензии по заявлениям, поданным со дня вступления в силу настоящего постановления до 31.12.2022, не требуется.

7) Федеральный закон от 14.03.2022 № 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 55-ФЗ).

Закон № 55-ФЗ официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 14.03.2022 и вступает в силу по его прямому указанию со дня его официального опубликования.

Законом № 55-ФЗ изменяются нормы, касающиеся покупки ПАО собственных акций без уменьшения уставного капитала. Теперь это возможно до 31.08.2022. Законом № 46-ФЗ такая возможность устанавливалась до 31.12.2022. Также из перечня требований для такой покупки исключены следующие требования:

- средневзвешенная цена приобретаемых акций, определенная за любые три месяца начиная с 01.02.2022, снизилась по сравнению со средневзвешенной ценой таких акций, определенной за три месяца начиная с 01.01.2021, на 20 и более %;

- значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые 3 месяца начиная с 01.02.2022, снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанным организатором торговли за три месяца начиная с 01.01.2021, на 20 и более %.

Таким образом, условия для покупки собственных акций ПАО смягчены, однако уменьшен срок, в течение которого возможно произвести такую покупку.

Законом № 55-ФЗ в статье 3 установлено, что до 31.12.2022 правом на доступ к информации и документам акционерного общества (информация о сделках с заинтересованностью; протоколы заседаний совета директоров; отчеты оценщиков имущества, в отношении которых осуществлялись сделки с заинтересованностью; документы непубличного АО), а также правом на обращение в суд с требованиями о привлечении к ответственности членов совета директоров, руководителя, управляющей организации и управляющего, а также с требованиями об оспаривании сделок в заинтересованностью и крупных сделок наделены акционер (акционеры) с числом голосов более 5 %. Напомним, что по закону таким правом обладают акционер (акционеры) с числом голосов более 1 %. В случае направления отказа акционеру в обоснование отказа, на наш взгляд, следует ссылаться на статью 3 Закона № 55-ФЗ, так как соответствующие изменения в сам Закон об АО не вносились.

Касательно льготного периода кредитования, которые мы рассматривали выше в настоящем информационном письме, Законом № 55-ФЗ установлено, что заемщик вправе приложить документы, подтверждающие соблюдение условий льготного периода, при этом кредитор вправе запросить указанную информацию непосредственно в ФНС России, ПФР, ФСС РФ, ФОМС. Также установлено, что требование заемщика должно быть рассмотрено в течение 2 рабочих дней.

Российским страховщикам запрещено заключать сделки со страховщиками, перестраховщиками, и страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных стран, либо подконтрольными лицам недружественных стран (п. 2 ст. 3 Закона № 55-ФЗ).

Также установлено, что кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками, вправе осуществлять продажу физическим лицам драгоценных металлов в слитках за иностранную валюту (пункт 6 статьи 3 Закона № 55-ФЗ). Фактически указанной нормой установлено исключение из общего правила о запрете использования иностранной валюты в качестве валюты платежа.

Исп.  Шумилина М.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено