4-й этап амнистии капиталов (федеральные законы от 09.03.22 №№48-ФЗ, 49-ФЗ, 52-ФЗ)

Информируем о принятии Федерального закона от 09.03.2022 № 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru и вступил в силу 09.03.2022, далее также - Закон № 48-ФЗ).

Закон № 48-ФЗ вводит нормы, касающиеся, так называемого "4-го этапа амнистии капиталов" - правил, допускающих для резидентов РФ путем подачи специальной декларации легализовать себя в качестве фактического владельца определенных активов и (или) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ, в отношении которых до сих пор у контролирующих органов отсутствовала предусмотренная законодательством РФ информация. Подача такой специальной декларации должна позволить подавшему её декларанту избежать применения в отношении него последствий в виде привлечения к уголовной, административной и (или) налоговой ответственности за нарушения, которые могли бы быть установлены в отношении декларируемых активов, счетов (вкладов).

До настоящего времени в РФ прошло уже 3 этапа амнистии капиталов.

В случае необходимости наши комментарии, касающиеся особенностей каждого из таких этапов, могут быть направлены в Ваш адрес дополнительно.

Каждый из 3-х этапов амнистии капиталов заявлялся "единственным", но с особенностями в том, что лица, подавшие специальную декларацию на предыдущих этапах амнистии капиталов, могли еще раз подать декларацию на каждом следующем этапе, включив в неё то, что не было указано ранее.

4-й этап декларирования не стал в этом правиле исключением.

В настоящем сообщении мы осветим основные особенности 4-го этапа амнистии капиталов.

С учетом внесенных Законом № 48-ФЗ правил физическое лицо в отношении своих деяний, совершенных до 01.01.2022, вправе в срок с 14.03.2022 по 28.02.2023 представить специальную декларацию (далее также - декларацию), форма которой прямо утверждена в тексте Закона и которая может содержать следующие сведения:

1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, финансовых активах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант.

В отличие от первых 3-х этапов амнистии капиталов в указанном выше списке Закон № 48-ФЗ использует понятие "финансовые активы" вместо упоминания о "ценных бумагах", что несколько расширяет категории имущества (активов), на которые распространяется данный этап амнистии капиталов;

2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);

3) о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами РФ (в том числе о счетах (вкладах), закрытых на дату представления декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле";

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем. Речь идет о счетах (вкладах), открытых до 01.01.2022;

5) впервые вводится для 4-го этапа амнистии капиталов Законом № 48-ФЗ - о наличных денежных средствах (в валюте РФ, иностранной валюте), подлежащих внесению физическим лицом на счета (вклады) в кредитных организациях РФ.

Особыми условиями нового этапа амнистии капиталов стало указание на то, что в ходе 4-го этапа декларирования физическое лицо в своей специальной декларации отражает следующие сведения:

- о переводе в РФ денежных средств и финансовых активов со счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, сведения о которых содержатся в декларации, на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ (для перевода финансовых активов - в организациях финансового рынка РФ). Предыдущие этапы амнистии капиталов такого требования не содержали. На всякий случай обратим внимание, что речь идет только о средствах на счетах, информация о которых заявляется в специальной декларации в рамках 4-го этапа амнистии капиталов, а не вообще о всех средствах на счетах в банках за рубежом декларанта.

При включении в декларацию информации о денежных средствах и (или) финансовых активах декларант должен приложить к декларации:

а) отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке или организации финансового рынка за пределами РФ за период с 01.01.2022 по дату в пределах 15 календарных дней до даты представления декларации или по дату закрытия счета (вклада), если это случилось до представления декларации;

б) выписку по операциям на счетах (вкладах), подтверждающие зачисление денежных средств или финансовых активов на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ или организациях финансового рынка РФ, выданные и заверенные такими кредитными организациями или организациями финансового рынка.

В данном случае для нас пока не является до конца понятным, какую именно сумму средств со счетов (вкладов) в банках за пределами РФ декларант должен перевести в РФ для соблюдения вышеназванного условия. Из текста Закона можно понять, что переведена должна быть "вся сумма", но не ясно, на какую дату будет определяться выполнение условия о том, что переведена действительно "вся сумма":

а) на дату подписания декларации?

б) на дату подготовки указанной выше выписки по операциям по счетам, прилагаемой к декларации?

в) на 01.01.2022?

г) на какую-то иную дату?

К сожалению, прямого ответа на этот вопрос на сегодня нет. Отметим, что требования закрыть счета за пределами РФ, информация о которых включается в специальную декларацию в рамках нового этапа декларирования, нет. А это значит, что теоретически на эти счета (с учетом установленных ограничений) могут зачисляться новые поступления уже после того, как декларант выполнит требования по возврату средств в РФ в рамках указанных выше правил. Должен ли он и далее все вновь поступающие на такие счета средства переводить в РФ? Это еще один вопрос, на который на сегодня однозначно ответить невозможно;

- о наличных денежных средствах, подлежащих внесению физическим лицом на счета (вклады) в кредитных организациях РФ. Т.е. впервые декларируемые наличные денежные средства можно легализовать, но при этом их необходимо внести на счета (вклады) в российских банках. Срок такого внесения Законом № 48-ФЗ определен как в течение 30 дней (в силу отсутствия прямого указания на иное речь, полагаем, идет о календарных днях) с даты представления декларации в налоговый орган.

Только при соблюдении данного условия (возврат средств в РФ с их зачислением на банковский счет) декларанту предоставляются гарантии, предусмотренные Законом для лиц, пользующихся условиями нового этапа амнистии капиталов (подробнее об этом см. ниже);

- о перерегистрации транспортных средств в соответствующих государственных реестрах РФ. Требование о перерегистрации транспортных средств в РФ ранее также не содержалось. К декларации надо будет приложить документы, подтверждающие такую перерегистрацию.

Все ранее установленные Законом гарантии для лиц, представляющих на условиях Закона специальную декларацию, будут действовать и в отношении участников 4-го этапа декларирования.

Особенности 4-го этапа:

1. На данном этапе декларирования могут появиться новые виды декларируемых активов - наличные средства. Причем, как уже указано выше, такие средства в течение 30 дней с момента представления декларации необходимо перевести на счет в российский банк - только в этом случае декларант сможет воспользоваться предоставленными Законом для него гарантиями. Валютные операции с наличными денежными средствами, сведения о которых раскрыты в декларации, совершенные до даты представления декларации и с даты ее представления до истечения 30 дней, будут признаваться совершенными без нарушения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";

2. Точно также условием получения гарантий в отношении декларируемых денежных средств и финансовых активов на счетах за пределами РФ является перевод всех этих денежных средств или финансовых активов в Россию, а в отношении деяний, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением транспортными средствами, информация о которых содержится в декларации, представленной в ходе 4-го этапа декларирования, - перерегистрация таких транспортных средств в РФ;

3. В случае, если в декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом до 01.01.2022 счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии (закрытии) и изменении до 01.01.2022 реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, декларант одновременно с подачей декларации уведомляет налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии (закрытии) и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада). Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые (закрытые) в банках, расположенных за пределами РФ, будут признаваться зачисленными на эти счета (вклады) в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Применительно к гарантиям, предусмотренным для лиц, участвующих в амнистии капитала, следует отметить, что перечень оснований для неприменения к ним ответственности по-прежнему остается закрытым. Например, в рамках КоАП РФ речь идет об ответственности по статьям 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25, а не вообще о всех видах административной ответственности, которая гипотетически могла бы быть применена в отношении декларанта.

В рамках уголовной ответственности гарантии предоставлены в отношении составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ (основные статьи за нарушения в области валютного законодательства РФ, а также законодательства об уплате налогов, сборов, страховых взносов). В данный перечень по-прежнему не включена, например, статья 193.1 УК РФ "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов", которая устанавливает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств на банковские счета нерезидентов с представлением банку документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Другое дело, что на практике (по опыту первых 3-х этапов амнистии капиталов) нам пока неизвестно, чтобы в данной части контролирующие органы использовали возможность привлечь декларанта к ответственности по тем статьям КоАП РФ или УК РФ, по которым нет прямого указания в Законе, как неприменяемых к лицам, представившим специальную декларацию.

Вопросы использования сведений из специальной декларации (точнее - невозможности такого использования) в качестве доказательств для установления вины декларанта по иным правонарушениям и ранее внесенные в Закон №140-ФЗ правки, которые должны защищать декларантов от этого (с учетом имевших место и широко освещенных в СМИ прецедентов), сохраняют своё действие.

Дополнительно Закон № 48-ФЗ в этой части ничего не меняет.

Но одновременно с ним (в тот же день) были приняты изменения в УК РФ и НК РФ:

1. Федеральный закон от 09.03.2022 № 49-ФЗ "О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса РФ".

Закон установил, что лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения до 01.01.2022 (ранее было - "до 01.01.2019") деяний, содержащих признаки преступлений по перечисленным выше статьям УК РФ, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации;

2. Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой НК РФ"[1].

Статья 45 НК РФ дополнена правилами о невзыскании с налогоплательщика неуплаченных им налогов, обязанность по уплате которых возникла до 01.01.2022, если речь идет о налогах, исчисляемых с операций по зачислению или списанию со счетов средств, или исчисляемых в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в поданной налогоплательщиком в рамках 4-го этапа амнистии капиталов специальной декларации (исключая налоги с доходов контролируемых иностранных компаний и имущества этих компаний[2]).

Таким образом, как минимум НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний, информация о которых будет включена в специальную декларацию в рамках 4-го этапа амнистии капиталов, в любом случае будет подлежать уплате. А вот от взыскания штрафов за несвоевременность такой уплаты, как и от прочей налоговой ответственности, Закон налогоплательщика освобождает. В 2022-м году речь может идти о взыскании НДФЛ с доходов контролируемых иностранных компаний (КИК), который должен был бы уплачиваться в 2019 - 2021 гг. (по прибыли самих КИК за 2018 - 2020 гг.). За более ранние периоды сроки для взыскания налоговой задолженности на сегодня уже истекли.

Никакие иные нормы НК РФ в связи с 4-м этапом декларирования пока не изменены.

Так, например, в НК РФ не введена норма, аналогичная освобождению от НДФЛ по пункту 60 статьи 217 НК РФ, который предусматривает освобождение от налогообложения имущества и прав, получаемых при ликвидации до 01.03.2019 иностранной контролируемой компании, информация о которой включалась в специальную декларацию, представляемую в рамках предыдущего этапа амнистии капиталов. Сама норма (пункт 60 статьи 217 НК РФ) продолжает действовать, но проблема в том, что условием применения предусмотренного им освобождения является ликвидация КИК в срок до 01.03.2019, что на сегодня выполнить уже не представляется возможным.

В завершение отметим, что более подробные консультации по применению положений 4-го этапа амнистии капиталов могут быть предоставлены с учетом изучения конкретных событий, активов и деяний, в отношении которых рассматривается вопрос о представлении специальной декларации.

При этом, как и в отношении предыдущих этапов амнистии капиталов, мы вынуждены напомнить, что следует учитывать, что проводимая в РФ амнистия капиталов распространяется исключительно на российскую юрисдикцию. Она никак не может коснуться тех последствий, которые гипотетически могут наступить по законодательству тех стран, в которых имели место те операции и тот способ оформления, о которых предлагается подать специальную декларацию. Ведь подача такой декларации гипотетически может привести к раскрытию соответствующих сведений не только для российских налоговых органов, но и в рамках международного обмена налоговой информацией (хотя с учетом текущей политической ситуации, возможно, этот риск уже не является актуальным).

Исп.  Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6