267/1836
Новое на сайте

Первые "антикризисные" правки НК РФ

Информируем о первом пакете "антикризисных" правок НК РФ. Ниже нами рассмотрены следующие новые федеральные законы:

1. Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой НК РФ";

2. Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ";

3. Федеральный закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

Все перечисленные выше законы были официально опубликованы на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания 09.03.2022.

Рассмотрим их основные положения подробнее.

1. Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой НК РФ" (далее также - Закон № 52-ФЗ).

Закон № 52-ФЗ вступает в силу с момента своего официального опубликования (09.03.2022).

Внесенные им изменения в статью 4 первой части НК РФ повторяют принятые ранее положения, расширяющие полномочия Правительства РФ в части регулирования налоговых правоотношений в 2020-м году. Тогда эти меры были связаны с распространением новой коронавирусной инфекции и необходимостью оперативно реагировать на предотвращение её негативных последствий для экономики на уровне норм НК РФ. Теперь все те же самые дополнительные полномочия у Правительства РФ будут и в 2022-м году. Речь идет о следующих решениях, право на принятие которых Правительство РФ получило в отношении периода с 01.01.2022 по 31.12.2022 (пункт 3 статьи 4 НК РФ):

1) приостановление, отмена или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление уплаты налогов (авансовых платежей по налогам, в том числе местным и региональным), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

4) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

5) введение дополнительных оснований предоставления в 2022-м году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

6) определение снований и условий неприменения или особенностей применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

7) определение оснований и условий неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Схожие с указанными выше полномочиями, но в отношении вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (не входящих в систему налоговых платежей РФ) Правительство РФ получило в связи с принятием другого федерального закона - Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (более подробная информация о положения данного закона будет направлена в Ваш адрес отдельным сообщением)..

Продолжив комментировать Закон № 52-ФЗ, отметим, что им также по аналогии с ранее веденными на 2020-й год в рамках борьбы с коронавирусом мерами введены дополнительные полномочия для субъектов РФ - это касается их прав на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 продевать сроки уплаты региональных, местных налогов, торгового сбора и налогов, уплачиваемых в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов (пункт 4 статьи 4 НК РФ).

Таким образом, сугубо на уровне НК РФ речь идет исключительно о нормах декларативного характера. Практическое значение и возможность их применения станут понятными после принятия соответствующих нормативных актов Правительством РФ и региональными органами власти.

Предусмотренные Законом № 52-ФЗ изменения статьи 45 НК РФ связаны с введением норм о 4-м этапе амнистии капиталов. Речь идет о невзыскании с налогоплательщика неуплаченных им налогов, обязанность по уплате которых возникла до 01.01.2022, если речь идет о налогах, исчисляемых с операций по зачислению или списанию со счетов средств, или исчисляемых в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в поданной налогоплательщиком в рамках 4-го этапа амнистии капиталов специальной декларации (исключая налоги с доходов контролируемых иностранных компаний и имущества этих компаний[1]). Подробнее эти нормы нами будут рассмотрены и прокомментированы вместе с информацией о самой амнистии капиталов (см. Федеральный закон от 09.03.2022 № 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"). Данная информация будет направлена в Ваш адрес дополнительно отдельным информационным сообщением.

2. Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон № 47-ФЗ).

Закон № 47-ФЗ вводит освобождение от НДС для операций по продаже банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам (изменения подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Естественно, в данном случае речь идет прежде всего об операциях с золотом, как одним из наиболее стабильных в текущих условиях инструментов сбережения средств граждан (хотя признать этот инструмент абсолютно ликвидным, к сожалению, мы не можем).

До сих пор подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождал от НДС реализацию драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками только самим Центральному банку РФ и банкам. Закон № 47-ФЗ дополняет норму о том, что освобождение будет действовать также и при реализации драгоценных металлов в слитках банками не только другим банкам или ЦБ РФ, но и физическим лицам.

Остальные условия применения освобождения остаются неизменными (и теперь они, в том числе, распространяются на операции по реализации драгметаллов в слитках банками физическим лицам):

- освобождение, в том числе действует при продаже слитков по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком РФ и банками;

- освобождение действует при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ или хранилищах банков). Т.е. физически приобретаемый слиток должен оставаться в одном из указанных выше хранилищ, что и означает в данном случае, что целью его приобретения может быть исключительно инвестирование (сбережение) средств. Перепродажа или приобретение слитков в иных целях, требующих извлечения слитков из таких хранилищ (например, для использования в производстве ювелирных или иных изделий, содержащих драгметаллы) сразу же будет формировать для продавца (банка) облагаемый НДС оборот без возможности 47-ФЗ использования предусмотренного подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождения.

Действие освобождения с учетом новой редакции вступает в силу со дня официального опубликования Закона № 47-ФЗ (09.03.2022) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2022.

Важно отметить, что предусмотренное подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение касается исключительно операций по реализации драгметаллов банками или Центральным банком РФ. И, например, если слиток золота будет приобретен у банка без НДС физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя (ИП), то последующая перепродажа такого слитка этим лицом в статусе ИП приведет для него к формированию облагаемого НДС оборота. Если, конечно, речь не идет об ИП, применяющем специальные налоговые режимы.

Причем Закон № 47-ФЗ дополнительно предусмотрел нормы, лишающие с 01.01.2023 ИП, а заодно и юридические лица возможности применять специальные налоговые режимы в отношении деятельности, предполагающей использование драгоценных металлов в своей деятельности, а именно:

1) пункт 3 статьи 346.12 НК РФ дополнен запретом на применение УСН организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов;

2) пункт 6 статьи 343.46 НК РФ дополнен аналогичным запретом в отношении перевода на патентную систему налогообложения в отношении осуществляемой ИП деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовой (розничной) торговле ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.

В данном случае обращает внимание, что в части применения УСН запрет касается не только ИП, но и организаций. К тому же напрямую запрет не ограничен только деятельностью по использованию золота. Соответственно, под запрет на применение УСН или ПСН попадает и деятельность, связанная с производством и торговлей изделиями из серебра и платины.

С другой стороны, перепродажа самих металлов (как например, приобретенных у банков слитков золота) под вводимые с 01.01.2023 запреты в части применения специальных налоговых режимов согласно предусмотренным Законом № 47-ФЗ изменениям не попала.

Для физических лиц (не ИП), продающих ранее приобретенные в хранилищах слитки золота, проблема НДС с такой продажи не возникнет в любом случае в силу того, что они не признаются плательщиками данного налога.

3. Федеральный закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - Закон № 50-ФЗ).

Закон № 50-ФЗ, на наш взгляд, нельзя назвать напрямую связанным с реализацией антикризисных мер в текущей экономической ситуации. Хотя в некоторой степени он всё же имеет к этому отношение, так как предусматривает налоговые преференции для определенной группы налогоплательщиков, стимулируя их создание и деятельность. В данном случае - для организаций, осуществляющих деятельность на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа (далее - Курильские острова).

Вводимые Законом № 50-ФЗ для указанных лиц налоговые преференции предусматривают:

1) освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций (новая статья 246.3 главы 25 НК РФ);

2) непризнание таких лиц плательщиками транспортного налога на период применения ими освобождения от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций (дополнения статьи 357 главы 28 НК РФ);

3) непризнание таких лиц плательщиками налога на имущество организаций на период применения ими освобождения от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций (изменения пункта 1.2 статьи 373 главы 30 НК РФ);

4) непризнание таких лиц плательщиками земельного налога на период применения ими освобождения от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций (изменения пункта 2 статьи 388 главы 30 НК РФ);

5) введение для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов, на период применения ими освобождения от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций, пониженных тарифов страховых взносов в размере 6% в ПФ РФ, 1,5% в ФСС РФ и 0,1% в ФОМС (совокупный тариф 7,6%)

Основные условия для применения всех вышеназванных льгот сформулированы в уже упомянутой выше новой статье 246.3 НК РФ (должны соблюдаться одновременно):

- организация зарегистрирована на территории Курильских островов после 01.01.2022 и не имеет обособленных подразделений, находящихся за пределами территории Курильских островов;

- доля доходов от пассивной деятельности (доходы, указанные в пункте 4 статьи 309.1 НК РФ) не превышает 10% от всех облагаемых налогом на прибыль доходов;

- организация не осуществляет посредническую деятельность, торговую деятельность (за исключением торговли товарами собственного производства), производство и (или) переработку подакцизных товаров, добычу и (или) переработку углеводородного сырья, вылов ценных видов ракообразных (за исключением артемии и креветки), деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Конкретный перечень указанных выше видов посреднической деятельности должен быть утвержден Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики по согласованию с Минфином РФ;

- участником не может быть вновь создаваемая организация, 50% или более доли участия в которой прямо или косвенно принадлежат лицу и (или) его взаимозависимому лицу, владеющим прямо или косвенно не менее чем 50% доли участия в другом участнике, ранее утратившем право на освобождение, предусмотренное новыми правилами для резидентов Курильских островов, или в другой организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 01.01.2022. Участником также не может быть организация, которая создана в результате реорганизации организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 01.01.2022, либо реорганизована путем присоединения к ней организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 01.01.2022.

Для начала применения льгот налогоплательщик должен представить в налоговый орган письменное уведомление не позднее 30 календарных дней со дня его государственной регистрации. В дальнейшем не позднее каждого 28 марта каждого года налогоплательщик должен будет представлять в налоговый орган расчет доли своих доходов от пассивной деятельности по итогам предыдущего года.

Срок действия льгот ограничен и определен с момента государственной регистрации налогоплательщика (которая должна произойти, как указано, после 01.01.2022) по 31 декабря включительно года, в котором истекают 20 последовательных календарных лет, но не позднее 31.12.2046.

Нарушение любого из указанных выше условий влечет потерю права на применение льгот с 1-го числа налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу (страховому взносу) с доплатой в бюджет соответствующей суммы налога (взноса) вместе с суммой пени.

Вновь заявить право на применение льгот потерявшее на них право в связи с нарушением условий применения лицо или добровольно отказавшееся от применения льгот лицо (такое право Закон № 50-ФЗ также предусматривает) уже не сможет.

Закон № 50-ФЗ вступает в силу с момента своего официального опубликования и в части применения предусмотренных им льгот будет распространяться на отношения, возникшие с 01.01.2022.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено