269/1836
Новое на сайте

Первые правки НК РФ в 2022 г. (автоматизированная УСН, русские офшоры, стандартизация оборонной продукции)

Информируем о первых изменениях, затрагивающих налоговую систему РФ, принятых в 2022 году.

Ниже нами кратко рассмотрены:

- Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения";

- Федеральный закон от 25.02.2022 № 18-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ";

- Федеральный закон от 06.03.2022 № 37-ФЗ "О внесении изменений в статьи 264 и 272 части второй НК РФ".

Обращаем Ваше внимание, что указанные выше законы разрабатывались и принимались до изменения текущей экономической ситуации и усиления санкционного давления на российскую экономику (в связи с чем, возможно, их "актуальность" на сегодня в некоторой степени становится не столь очевидной).

Принятые по состоянию на 08.03.2022 новые федеральные законы, связанные с указанными выше событиями, не предусматривают прямых изменений Налоговый кодекс РФ.

В некоторой степени правоотношения с контролирующими органами (но не в рамках НК РФ) и отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с текущей ситуацией затрагивает новый Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Его положения предоставляют Правительству РФ на 2022 год дополнительные полномочия в отношении решений о моратории на проведение проверок, предоставлении дополнительных условий рассрочек по уплате страховых взносов по указанному выше обязательному социальному страхованию и продлении установленных сроков их уплаты.

Именно "антикризисные" изменения НК РФ появились (были подписаны и официально опубликованы) только в середине дня 09.03.2022 (особые полномочия Правительства РФ в рамках налоговых правоотношений в 2022 году, налоговые преференции для резидентов Курильских островов, освобождение от НДС операций по продаже банками золота в слитках физическим лицам и пр.).

Также 09.03.2022 был подписан и официально опубликован федеральный закон, предусматривающий 4-й этап амнистии капиталов (федеральный закон от 09.03.2022 № 48-ФЗ).

Подробнее об этих изменениях НК РФ, положениях Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ и закона об амнистии капиталов нами будут подготовлены и направлены в Ваш адрес отдельные информационные сообщения.

Говоря об указанных выше первых изменениях налоговой системы РФ, в первую очередь, рассмотрим Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 25.03.2022).

Закон вступает в силу с 01.07.2022 и, как прямо следует из его названия, вводит положения, касающиеся проведения в РФ эксперимента по применению нового налогового режима - "Автоматизированной упрощенной системы налогообложения" (далее - Автоматизированная УСН).

Обусловленные новым налоговым режимом правки НК РФ и иных законодательных актов (например, посвященных вопросам обязательного страхования в РФ) предусмотрены принятым и официально опубликованным в тот же день Федеральным законом от 25.02.2022 № 18-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (в этой части он также вступает в силу с 01.07.2022).

По аналогии с ранее введенным экспериментом по взиманию налога на профессиональный доход ("налога на самозанятых") для Автоматизированной УСН:

- основные правила введены отдельным федеральным законом, а не путем дополнения текста Налогового кодекса РФ, хотя внесение изменений и дополнений в НК РФ в любом случае потребовалось (выше мы уже упоминали Федеральный закон от 25.02.2022 № 18-ФЗ);

- эксперимент не затрагивает всю территорию РФ. Как и в части налога на самозанятых, эксперимент начинается с 4-х регионов: Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан. В СМИ можно найти публикации о том, что к эксперименту с 2023 года также будет присоединен Санкт-Петербург, но на сегодня подтверждений этому на уровне текста принятого закона нет;

- эксперимент проводится на временной основе - с 01.07.2022 по 31.12.2027;

- цель эксперимента - введение для налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, максимально простой системы налогообложения, предполагающей минимум отчетности и видов налоговых обязательств, которые смогут исчисляться и уплачиваться, в том числе, в автоматическом режиме.

В целом новый режим не только по названию, но и по сути очень похож на УСН. С очень похожими ограничениями по применению (только максимальный размер доходов за год не должен превышать 60 млн. руб., а численность работников - 5 человек), правом выбора объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), кассовым методом признания доходов и расходов (если они учитываются) и теми видами налогов и сборов, от уплаты которых лица, применяющие данные налоговые режимы, освобождаются (НДС и налог на прибыль, кроме обязанностей налогового агента и "ввозного" НДС, налог на имущество (кроме налога, исчисляемого по кадастровой стоимости объектов), НДФЛ для ИП по доходам от предпринимательской деятельности).

Отличия безусловно есть (в основном, они "в пользу" нового налогового режима), и основные из них - это:

1) обнуление ставок страховых взносов по главе 34 НК РФ. Для страховых взносов в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен фиксированный объем платежей в год - 2040 рублей (с последующей его индексацией), как мы поняли, независимо от числа застрахованных лиц и без применения каких-либо надбавок и скидок к этому взносу;

2) нарушение основных критериев применения нового режима (включая величины выручки, стоимости амортизируемого имущества и т.п.) влечет необходимость смены налогового режима и пересчета в соответствии с этим налогов с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие указанным требованиям (по главе 26.2 НК РФ пересчет осуществляется с начала соответствующего квартала);

3) для признания в составе расходов (при выборе объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") затрат важен только факт их оплаты и ничего более, а сам перечень расходов является открытым - закрытым является перечень видов расходов, которые не могут быть учтены при налогообложении. Для возможности учета расходов, оплаченных в наличной форме, налогоплательщик должен будет при оплате таких расходов применить ККТ (именно сам налогоплательщик, а не его поставщик, исполнитель);

4) обнуление взносов потребовало увеличение ставок уплачиваемого при применении режима налога - 8% (а не 6%) с доходов и 20% (а не 15%) с доходов, уменьшенных на величину расходов. Прав на понижение этих ставок субъектами РФ нет;

5) состав налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам для лиц, применяющих новый режим, фактически сведен к нулю. Даже в части НДФЛ закон предусматривает передачу обязанности по исчислению и перечислению НФДЛ с выплачиваемых физическим лицам доходов уполномоченных в рамках нового режима банкам, которые будут это делать на основании получаемых от организаций и индивидуальных предпринимателей сведений. Обязанности представления сведений по форме 6-НФДЛ у них не будет. Правда, нам кажется, в тексте закона есть некоторая неопределенность: передача функций по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ банкам указано, как возможность для налогоплательщиков (т.е. как их право), а освобождение от представления отчетности по НДФЛ предусмотрено для всех лиц, применяющих новый налоговый режим.

Отдельно хотели бы отметить, что в СМИ встречались комментарии, которые можно было понять, что применение Автоматизированной УСН освободит и от формирования и представления бухгалтерской отчетности, но соответствующих изменений Закона о бухучете, по крайней мере на сегодня, не принято;

6) основные ограничения по применению нового режима, которых нет для УСН по главе 26.2 НК РФ и в отношении которых можно сказать, что глава 26.2 НК РФ является более "мягкой" - новый режим не смогут применять:

- организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие к трудовой деятельности физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

- организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты:

а) доходов физическим лицам, облагаемых НДФЛ по иным ставкам чем 13% и 15% с доходов, превышающих 5 млн. руб.;

б) доходов в натуральной форме;

в) доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды в результате взаимоотношений с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями;

- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в кредитной организации, не включенной в реестр уполномоченных кредитных организаций по правилам нового налогового режима;

- некоммерческие организации;

- организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие работников для осуществления работ, дающих право на назначение досрочной пенсии (что может приводить к обязательствам по уплате дополнительных страховых взносов);

- организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Более подробную информацию об особенностях применения нового налогового режима, начале его применения, особенностях перехода, мы можем сообщить Вам дополнительно по Вашему запросу. Еще раз обращаем внимание, что территория проведения эксперимента по предоставлению права перейти на Автоматизированную УСН на сегодня ограничена лишь 4-мя субъектами РФ (Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан).

Выше мы упоминали, что введение нового налогового режима хотя было реализовано путем принятия отдельного федерального закона, правки в НК РФ в связи с необходимостью упомянуть его существование всё равно понадобились. Это было реализовано путем принятия Федерального закона от 25.02.2022 № 18-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее также - Закон № 18-ФЗ).

Однако Закон № 18-ФЗ, внося правки в НК РФ, затронул еще одну тематику, а именно вопросы налогообложения международных холдинговых компаний в так называемых "русских оффшорах", ранее созданных на острове Русский во Владивостоке и в отдельном районе Калининграда для целей привлечения в РФ иностранных компаний, которые могли осуществить в данных регионах свою регистрацию в порядке редомициляции.

Как ранее сообщалось в СМИ, в 2021 году со стороны ЕС прозвучали претензии к правилам налогообложения в указанных оффшорах, как создающих необоснованные налоговые преференции отдельным экономическим субъектам без права их получения другими. В СМИ сообщалось, что это могло привести к включению РФ в перечень стран, относимых к так называемым "серым оффшорам".

Для преодоления этих "замечаний" Закон № 18-ФЗ ввел в НК РФ нормы, позволяющие отнести к международным холдинговым компаниям, регистрируемым в "русских оффшора" и пользующихся установленными там преференциями, российские организации, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям:

1) организация создана до 01.01.2018;

2) организация представила в налоговый орган по месту постановки на учет следующие документы и сведения:

- заявление о приобретении статуса международной холдинговой компании;

- документы, подтверждающие направление организацией необходимого уведомления;

- сведения о своих контролирующих лицах (с рядом исключений);

3) субъект РФ, где организация была создана (где находилось её местонахождение) не возражает на "переезд" компании в "русский оффшор";

4) контролирующие лица на дату подачи организацией заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании стали контролирующими лицами такой организации в период до 01.01.2017 (или после этой даты, но такие новые контролирующие лица - это российские юридические лица, акционерами (участниками) которых являются исключительно контролирующие лица рассматриваемой организации по состоянию на 01.01.2017).

В названных целях контролирующим лицом признается лицо, доля участия которого составляет более 15% и которое является физическим лицом, или государственным суверенным фондом, или организацией, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25% уставного капитала организации, или организацией, в которой прямо или косвенно участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в НК РФ перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ), и доля такого участия составляет не менее 50%.

В главу 25 НК РФ введена новая статья 284.10 "Условия применения международными холдинговыми компаниями пониженных налоговых ставок", основной смысл которых, как нам видится, сводится к закреплению условий о применении указанных пониженных ставок (по ряду виду операций и доходов ставка налога на прибыль составляет 0%) при обеспечении "принципа приземленности" у компании, т.е. её фактического присутствия на территориях "русских оффшоров" и реального ведения деятельности и управления оттуда. Без соблюдения этих условий применять пониженные налоговые ставки смогут зарегистрированные ранее в "русских оффшорах" компании, но только до 31.12.2025.

Положения Закона № 18-ФЗ о "русских оффшорах" вводятся в действие через месяц после официального опубликования, т.е. с 26.03.2022. Более подробная информация об этих правилах может быть дополнительно направлена в Ваш адрес по Вашему запросу.

Единственной нормой Закона № 18-ФЗ, затрагивающей НК РФ и не связанной ни с Автоматизированной УСН, ни с налогообложением международных холдинговых компаний в "русских оффшорах", являются вступающие в силу с 01.07.2022 правки главы 26.2 НК РФ "УСН", исключающие из облагаемых налогом в связи с применением УСН доходов доходы индивидуального предпринимателя в виде дивидендов (статья 346.15 НК РФ). Речь идет не вообще обо всех доходах в виде дивидендов, а об "облагаемых НДФЛ дивидендах", что, на наш взгляд, означает признание того, что у физического лица получение дохода в виде дивидендов может быть связано с его предпринимательской деятельностью (и тогда при применении УСН такие доходы облагаются налогом в рамках главы 26.2 НК РФ), а могут быть не связаны с предпринимательской деятельностью (и тогда они облагаются НДФЛ, даже если у получившего дивиденды физического лица есть статус ИП).

Еще одни изменения НК РФ, появившиеся в качестве первых правок налогового законодательства РФ в 2022 году, связаны с принятием Федерального закона от 06.03.2022 № 37-ФЗ "О внесении изменений в статьи 264 и 272 части второй НК РФ" (опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.03.2022).

Цель данного закона - расширение перечня видов прямо указанных в главе 25 НК РФ, как учитываемых при налогообложении прибыли, расходов по стандартизации, за счет указания на расходы в области стандартизации оборонной продукции (новая редакция пункта 5 стать 264 НК РФ). Порядок признания таких расходов при методе начисления закреплен в новом пункте 5.2 статьи 272 НК РФ, где определено, что расходы по стандартизации оборонной продукции, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором документы по стандартизации оборонной продукции были утверждены Росстандартом.

Указанные изменения вводятся в действие с 01.01.2023.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено