282/1826
Новое на сайте

Об изменениях закона о бухгалтерском учете, об аудите и государственной регистрации

Информируем о Федеральном законе, принятом в составе последнего пакета законов, подписанных Президентом РФ и официально опубликованном в ушедшем 2021-м году, а именно - о Федеральном законе от 30.12.2021 № 435-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 6 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30.12.2021, далее также - Закон № 435-ФЗ).

Закон вступает в силу с момента своего официального опубликования (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок, о чем подробнее указано ниже).

Основные 3 вопроса, которые затрагивает Закон, это:

- уточнение обязанности представления организациями своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган для размещения такой отчетности в ГИРБО (государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности) - в части исполнения такой обязанности теми, для кого до сих пор были предусмотрены исключения;

- уточнение сроков размещения пересмотренной (исправленной) бухгалтерской отчетности в ГИРБО;

- уточнение состава раскрытия информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (в том числе о результатах обязательного аудита такой отчетности) в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Причем, только первые 2 из указанных выше трёх вопросов, по нашему мнению, являются абсолютно новыми в нормативном регулировании соответствующих правил.

А третий и так должен был бы вступить в силу с 01.01.2022 в предлагаемой редакции согласно принятым ранее в 2021 году изменениям, а Закон № 435-ФЗ лишь перенес соответствующие положения из текста одного федерального закона в другой (не поменяв ничего при этом по смыслу).

Рассмотрим эти основные предусмотренные Законом № 435-ФЗ изменения подробнее.

1. Изменения правил представления организациями своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган для размещения такой отчетности в ГИРБО.

В Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматриваются следующие изменения (и это, по нашему мнению, единственно действительно новое в части нормативных изменений, предусмотренных Законом № 435-ФЗ). Исключено положение, в соответствии с которым к числу организаций, которые не представляют свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы для размещения её в ГИРБО (а направляют в Госкомстат), отнесены организации в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 22.01.2020 №35 (т.е. включенные в перечень подпавших под санкции иностранных государств и организаций резидентов в соответствии с частью 4.2 статьи 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

С учетом данной правки такие организации будут, как и все прочие, представлять свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы для её размещения в ГИРБО.

Данное изменение вступает в силу с 01.01.2023 и будет применяться к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.

Однако одновременно с этим Закон № 435-ФЗ часть 9 статьи 18 Закона о бухучете дополняет нормой о том, что Правительство РФ вправе определить случаи, в которых доступ к информации, размещенной в ГИРБО, может быть ограничен, как и порядок такого ограничения и возобновления доступа. Правительство РФ определит случаи, в которых организации смогут направить в ФНС РФ заявление об ограничении (или о возобновлении) доступа к информации о себе на ГИРБО.

Указанная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с указанным выше порядком, сможет быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Центральному банку РФ.

Представляется, что право ограничить доступ к размещенной на ГИРБО информации о себе по сути реализует невозможность доступа к такой информации из-за действовавших до сих пор правил, согласно которым бухгалтерская отчетность отдельных организаций вовсе там не размещалась.

После того, как определенные Правительством РФ правила в данной части вступят в силу, возможность подачи соответствующих заявлений будет применяться к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период 2019 года и последующие отчетные периоды.

2. Уточнение сроков размещения пересмотренной (исправленной) бухгалтерской отчетности в ГИРБО.

Закон № 435-ФЗ в часть 5 статьи 18 Закона о бухучете внес уточнения, согласно которым в случае исправления экономическим субъектом ошибки в уже представленной в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа.

Новым стало указание на срок такого представления: в общем случае - не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. Также установлено, что если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его бухгалтерской (финансовой) отчетности и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в налоговый орган (и, соответственно, должен был быть размещен в ГИРБО), экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В данном случае надо отметить, что пункт 5 статьи 18 Закона о бухучете уже был изменен одним федеральным законом, принятым в 2021 году и в данной части вступающим в силу с 01.01.2022. Это было сделано Федеральным законом от 02.07.2021 № 352-ФЗ. Теперь он в этой части так и не вступит в силу, так как Закон № 435-ФЗ признает соответствующие его положения утратившим силу.

А сам он в части установления указанных выше правил вступает в силу с момента своего официального опубликования.

3. Уточнение состава раскрытия информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Закон № 435-ФЗ в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уточняет состав сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации), которая подлежит обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. До сих пор именно в данном федеральном законе (хотя именно он определяет порядок внесения сведений в указанный выше реестр) в этой части не было что-либо определенное установлено.

Закон № 435-ФЗ фиксирует, что обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием:

1) периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность), и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность;

2) даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности);

3) даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение;

4) даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИБРО;

5) адреса страницы (сайта) в интернете, используемого для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности (при наличии) и даты ее раскрытия;

6) дополнительно в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту с указанием:

- наименования аудиторской организации или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального аудитора и идентифицирующих аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данных (ИНН, ОГРН);

- даты аудиторского заключения;

- в случае, если указанная отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в ГИБРО, с указанием мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами.

Как уже было отмечено в самом начале данного обзора, в части данного вопроса на самом деле нет никакого нового нормативного регулирования. До сих пор расшифровка того, что именно подлежит раскрытию на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц в составе сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, определялась в части 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Причем, с 01.01.2022 эти правила должны были вступить в силу в новой редакции (это предусматривал Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ, который должен был вступить в силу с 01.01.2022).

Но теперь Закон № 435-ФЗ по сути "перенёс" соответствующие правила из Закона об аудиторской деятельности напрямую в Закон о государственной регистрации (как указано выше, так как именно он регулирует вопросы, касающиеся раскрытия информации на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц). И перенёс он дословно именно в том виде, в котором ранее предполагалось с 01.01.2022 вступит в силу обновленная редакция части 6 стать 5 Закона об аудиторской деятельности. Но при этом вступает в силу это "обновленная редакция" теперь не с 01.01.2022, а с момента официального опубликования Закона № 435-ФЗ (что, на наш взгляд, никак не скажется на порядке её применения).

Также отметим, что в тот же день - 30.12.2021, в составе последнего принятого в 2021 году пакета новых федеральных законов был подписан и официально опубликован Федеральный закон № 443-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", статья 2 которого также, как и рассмотренный выше Закон № 435-ФЗ, вносит изменения в действующий Закон о бухгалтерском учете. А точнее - изменения внесены в статью 21 Закона о бухучете "Документы в области регулирования бухгалтерского учета", и в целом они касаются технического закрепления в законе порядка нормативного регулирования вопросов организации и ведения бухгалтерского учета непосредственно самим Центральным банком РФ (т.е. абсолютное большинство экономических субъектов данные правки никак не затрагивают).

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено