ФНС России о направлении уведомлений о вызове налогоплательщика в налоговый орган в рамках статьи 31 НК РФ

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма ФНС России от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838 "О направлении уведомлений о вызове налогоплательщика в налоговый орган в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ".
Полагаем, что абсолютное большинство налогоплательщиков получало от своей налоговой инспекции уведомление о вызове в налоговый орган со ссылкой на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, которым предусмотрено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Как правило, такое уведомление содержало также требование к налогоплательщику о представлении документов, пояснений, уточненных деклараций. При этом указывалось, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 КоАП. Несмотря на иногда очевидную незаконность такого уведомления (прежде всего в части требований о представлении документов и пояснений) налогоплательщики были вынуждены тратить время на подготовку ответа на это уведомление и явку в налоговый орган.
В рассматриваемом письме ФНС России указала на выявленные нарушения при направлении налоговыми инспекциями уведомлений в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, в том числе на недопустимость истребования документов с нарушением статей 93, 93.1 НК РФ, а также подмены мероприятий налогового контроля, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.
ФНС России предписала территориальным налоговым органам исключить неправомерное направление уведомлений о вызове в налоговый орган, для чего обеспечить соответствие направляемого уведомления утвержденной форме с подробным описанием оснований вызова, а также соблюдение положений пункта 3 статьи 88, статей 93, 93.1 НК РФ. Также налоговая служба напомнила, что организация работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы отменена.
Ведомством предписано довести рассматриваемое письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение. В связи с этим полагаем, что данное письмо позволит уменьшить количество направляемых налогоплательщикам необоснованных уведомлений о вызове в налоговый орган, а в случае получения таких уведомлений - позволит налогоплательщикам эффективнее отстаивать свои права.

Исп. Кобякова Е.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 2 декабря 2021 г. N ЕА-4-15/16838

О НАПРАВЛЕНИИ
УВЕДОМЛЕНИЙ О ВЫЗОВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
В РАМКАХ ПП. 4 П. 1 СТ. 31 НК РФ

Федеральная налоговая служба в целях недопущения неправомерного направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) уведомления о вызове в налоговый орган, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым органам предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (далее - Уведомление).
Вместе с тем, в ходе анализа материалов, представленных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления), в рамках исполнения положений Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов, утвержденного Приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@, установлены следующие нарушения:
1) направление Уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;
2) в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты), в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
3) отсутствие в Уведомлениях подробного описания оснований вызова;
4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Таким образом, налоговыми органами нарушается порядок истребования документов, предусмотренный статьями 93, 93.1 Кодекса, а также подменяются мероприятия налогового контроля, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса.
Кроме того, при отсутствии в Уведомлении конкретного вопроса для дачи пояснений, по которому налогоплательщик вызывается в налоговый орган, а также отсутствие ссылки на конкретную налоговую проверку или мероприятия налогового контроля, в рамках которых направляется Уведомление, не только лишает возможности и права налогоплательщиков подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов, но и ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, а также к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом.
Учитывая изложенное, в целях исключения неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган и недопущения при направлении уведомлений в рамках подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса подмены мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьями 93, 93.1 Кодекса, а также пунктом 3 статьи 88 Кодекса, необходимо обеспечить соблюдение территориальными налоговыми органами:
- положений подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса и соответствие направляемого уведомления, утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова;
- положений статей 93, 93.1 Кодекса при истребовании документов (информации);
- положений пункта 3 статьи 88 Кодекса при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (противоречий, несоответствий) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах).
Одновременно обращается внимание, что организация работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы отменена последовательно письмами ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@, от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ и от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@. Соответственно, в рамках камеральных налоговых проверок проведение комиссий по легализации налоговой базы не предусмотрено.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.


Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В. ЕГОРИЧЕВ


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6