Об установлении нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 года (Указ Президента РФ от 20.10.2021 № 595)

Информируем об Указе Президента РФ от 20.10.2021 № 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 года" (далее - Указ № 595).
Указ № 242 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 20.10.2021. В силу п. 7 документа Указ № 595 вступает в силу с даты со дня его официального опубликования. Таким образом, Указ № 595 начал действовать 20.10.2021.

В соответствии с Указом № 595 в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан РФ с 30.10.2021 по 07.11.2021 установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы за данный период (п. 1 Указа № 595).

При этом, как следует из п. 2 Указа № 595, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30.10.2021 и (или) продлить их после 07.11.2021 с сохранением за работниками заработной платы.

Пунктами 3 Указа № 595 Правительству РФ поручено определить режим работы федеральных учреждений культуры и здравоохранения нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 Указа № 595, а п. 4 аналогичная обязанность предусмотрена для высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ - они должны определить режим работы организаций культуры и здравоохранения, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, в нерабочие дни.

Как следует из п. 5 Указа № 595 органам публичной власти, иным органам и организациям необходимо определить численность служащих и работников, обеспечивающих функционирование этих органов и организаций в нерабочие дни, как установленные Указом, так и в нерабочие дни, которые в силу п. 2 Указа № 595 могут быть установлены высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
Полагаем, что формулировка данного пункта может означать отсутствие запрета на работу в указанный период для всех органов публичной власти и организаций. Учитывая отсутствие запрета на осуществление деятельности организациями в указанный период, полагаем, что из буквального прочтения п. 5 Указа № 595 можно сделать вывод о том, что на период нерабочих дней работодатели вправе определить перечень работников организации, которые будут выполнять трудовую функцию в указанный период.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все организации, которые будут работать в период нерабочих дней, должны утвердить перечень работников, которые будут обеспечивать функционирование организации, при этом Указ № 595 не содержит исключений в отношении непрерывно действующих организаций. Остальные организации вправе осуществлять деятельность, если это необходимо для обеспечения их нормального функционирования. В случае, если такой перечень не определен работодателем, то привлечение к работе в период нерабочих дней может быть признано незаконным.

Также обращаем Ваше внимание на то, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие определить необходимое количество работников, которые включаются в перечень для обеспечения функционирования организации, поэтому данное решение принимается непосредственно работодателем. В связи с указанным, по нашему мнению, при принятии решения об утверждении указанного перечня (особенно в случае, если в перечень включаются все работники), нельзя полностью исключать риски, связанные с трудовыми спорами с работниками (в части обоснованности привлечения к работе для обеспечения функционирования организации), а также риски, предъявления претензий со стороны органов, уполномоченных проверять соблюдение организацией санитарно-эпидемиологических требований в связи с распространением коронавирусной инфекции (из Указа № 595 следует, что цель его принятия - недопущение дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции и укрепление здоровья граждан).

В отношении дистанционных работников, полагаем возможным учесть позицию Минтруда РФ, формулированную в Рекомендациях работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г." (далее - Рекомендации), документ размещен на официальном сайте Минтруда РФ https://mintrud.gov.ru/docs/18696), согласно которой "работники могут работать дистанционно в соответствии с главой 49.1 Трудового кодекса РФ, если трудовые (служебные) обязанности и организационно-¬технические условия работы это позволяют". Данные положения Рекомендаций, на наш взгляд, могут быть использованы работодателем в случае возникновения указанных выше споров с работниками, работающими дистанционно, для которых период с 1 ноября по 3 ноября определен работодателем как рабочий, в связи с необходимостью обеспечения функционирования организации.

Напомним, что установление нерабочего дня с сохранением заработной платы предполагает обязанность работодателя оплатить указанный день работнику так, если бы работник в этот день работал. В случае, если работник выполняет свою трудовую функцию в указанный день, то ему производится оплата в обычном размере, а не в повышенном, как это предусматривает ТК РФ для оплаты работы в выходные и праздничные дни. Данная позиция была сформулирована в Рекомендациях. Таким образом, выполнение трудовой функции в период нерабочих дней подлежит оплате в обычном размере.
При этом, обращаем Ваше внимание на то, что в силу ст. 112 ТК РФ на период с 30.10.2021 по 07.11.2021 выпадают выходные дни: 30 - 31 октября, 5 - 7 ноября (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648 "О переносе выходных дней в 2021 году" выходной день с субботы 2 января был перенесен на пятницу 5 ноября), нерабочий праздничный день - 4 ноября - День народного единства. Напоминаем, что в силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день подлежит оплате не менее чем в двойном размере (данный вывод также согласуется с Рекомендациями Минтруда РФ).

Исп. Высоцкая Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6