ФНС России об отчетах об операциях с прослеживаемыми товарами

Информируем об очередных разъяснениях ФНС РФ, касающихся введенных в действие с 01.07.2021 правил контроля за прослеживаемыми товарами.

В данном случае комментируемое нами письмо ФНС РФ от 29.09.2021 № ЕА-4-15/13792@ посвящено (в основном) вопросам представления (в первый раз - по итогам первого отчетного периода после вступления в силу новых правил) Отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет).

Основные моменты, указанные ФНС РФ в своем письме (по состоянию на 19.10.2021 оно не было опубликовано, включено в информационно-правовые базы, может быть дополнительно направлено в Ваш адрес по Вашему запросу), ниже разбиты нами на 5 условных разделов:

1. Кто обязан представлять Отчет?

Отчет представляется участниками оборота товаров (т.е. лицами, осуществляющими операции с прослеживаемыми товарами):

- налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика или применяющими специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН) и не имеющими права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующими указанное право (далее - группа 1 (неплательщики НДС));

- плательщиками НДС, не использующими право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (далее - группа 2 (плательщики НДС));

2. Операции, в отношении которых представляется Отчет

Группа 1 (неплательщики НДС) - операции:

- по приобретению (получению), реализации (передаче) товаров, подлежащих прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера;

- по передаче (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости;

- по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров, за исключением вывоза товаров с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Группа 2 (плательщики НДС) - следующие операции:

- приобретение (получение) товара, подлежащего прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера, у участников оборота товаров, применяющих специальные налоговые режимы или освобожденных от обязанностей плательщика НДС;

- выбытие прослеживаемых товаров, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров прекращается право собственности на товары (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров);

- выявление при инвентаризации недостачи товаров, подлежащих прослеживаемости;

- выявление при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача;

- возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), ранее переданных в производство и (или) на переработку;

- реализация (передача), приобретение (получение) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ.

3. Срок представления Отчета

В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, при наличии в отчетном периоде операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В этой связи при наличии в третьем квартале 2021 года за период с 08.07.2021* по 30.09.2021 указанных выше операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, Отчет должен быть представлен в срок до 25.10.2021 включительно.

* контроль за прослеживаемыми товарами введен в действие с 01.07.2021.
Однако Постановление Правительства РФ № 33, утвердившее Положение о национальной системе прослеживаемости, включая правила и порядок представления Отчета, было подписано опубликовано 01.07.2021, в связи с чем считается вступившим в силу только с 08.07.2021 (через 7 дней после своего официального опубликования).
Представляется важным, что ФНС РФ в рассматриваемом письме от 29.09.2021 № ЕА-4-15/13792@ фактически прямо признало, что период с 01.07.2021 по 07.07.2021 включительно "выпал" из-под контроля за операциями с прослеживаемыми товарами, прямо указав, что за отчетный период в Отчете должен включать операции с прослеживаемыми товарами, совершенными в период с 08.07.2021 по 30.09.2021.
На всякий случай обращаем внимание, что это касается именно Отчета об операциях с прослеживаемыми товарами. Относительно Уведомления об остатках прослеживаемых товаров (подлежит представлению в срок до начала осуществления операций с такими товарами) дата информирования - об остатках на 01.07.2021 - в любом случае сохраняется, хотя правила представления этого Уведомления определены тем же Постановлением Правительства РФ №33, вступившим в силу с 08.07.2021.

4. Форма направления Отчета

Отчет представляется исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства индивидуального предпринимателя, по формату, утвержденному приказом ФНС РФ от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.

5. Форма счетов-фактур по операциям с прослеживаемыми товарами, применяемая плательщиками НДС

ФНС РФ напомнила, что с 01.07.2021 форма счета-фактуры дополнена новыми обязательными реквизитами, подлежащими заполнению в отношении операций с прослеживаемыми товарами, и что в отношении таких операций счета-фактуры должны оформляться и передаваться между участниками операций исключительно в электронной форме. Однако в части указанной обязательности имеются исключения, а именно: реализация прослеживаемых товаров физическим лицам для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, плательщикам налога на профессиональный доход ("самозанятым"), а также реализация на экспорт (за пределы РФ) могут по-прежнему оформляться счетами-фактурами на бумажной основе и отражаться в книге продаж на основании или таких "бумажных" счетов-фактур, или на основании первичных учетных документов, документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (последнее, очевидно, касается операций по реализации товаров в розничной торговле).

В завершение еще раз напомним, что в настоящее время не предусмотрена какая-либо ответственность за несоблюдение правил, установленных для лиц, совершающих операции с прослеживаемыми товарами - такой ответственности нет в действующих редакциях ни НК РФ, ни КоАП РФ.
Статья 169 НК РФ (абзац 2 пункта 2) прямо предусматривает, что ошибки в заполнении новых реквизитов счетов-фактур, касающихся прослеживаемых товаров, сами по себе не могут стать основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС на основании таких счетов-фактур.

При этом всё-таки отметим, что определенные негативные налоговые последствия из-за нарушения правил прослеживаемости, всё-таки могут наступить.
Например, несоблюдение обязательной электронной формы оформления счетов-фактур по операциям с прослеживаемыми товарами может привести к факту признания отсутствия счета-фактуры (даже при наличии этого документа, оформленного на бумажном носителе), что автоматически лишит получателя товаров прав на применение налоговых вычетов по НДС.

Также полагаем, что определенные последствия могут наступить в случае выявления налоговым органом того, ради чего собственно введена система прослеживаемости - факта незаконности оборота контролируемых видов товаров на территории РФ. Нам видится, что в данном случае у налогового органа могут возникнуть основания для применения статьи 54.1 НК РФ в части проверки обоснованности учета расходов и налоговых вычетов лицом, заявляющим такие расходы и вычеты по операциям приобретения товаров, если будет доказано их незаконное "нахождение" на территории РФ (как один из признаков невозможности поставки таких товаров лицом, указанным в первичных документах налогоплательщика в качестве продавца).

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6