Минфин РФ о прослеживаемых товарах, приобретаемых подотчетным лицом

В связи с поступающими к нам запросами относительно применения (соблюдения) вступивших в силу с 01.07.2021 требований, касающихся национальной системы прослеживаемости товаров в ситуации, когда речь идет о приобретении включенных в перечень прослеживаемых товаров, не предназначенных для прямого использования в производственной деятельности экономического субъекта, а, например, такого как холодильник, приобретаемый для обеспечения нормальных условий труда работников, сообщаем следующее.

Действующими в настоящее время правилами предусмотрено, что контроль за прослеживаемостью за товарами, включенными Правительством РФ в соответствующий перечень, и связанные с этим обязанности экономических субъектов прекращаются только в закрытом перечне случаев, которые можно сгруппировать следующим образом (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108):

- товары реализованы физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также физическим лицам - плательщикам налога на профессиональный доход (так называемым "самозанятым");

- товары исключены из перечня подлежащих прослеживаемости;

- товары выбывают из собственности не в связи с их реализацией, а именно: в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;

- товары вывозятся с территории РФ (в том числе на территорию ЕАЭС);

- при инвентаризации выявлена недостача товара;

- товары реализованы дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ, при условии последующего официального использования этих товаров.

Таким образом, факт приобретения товара, включенного в перечень прослеживаемых, для использования в целях, прямо не связанных с производственной деятельностью налогоплательщика (а, возможно, и вообще никак не связанных с производственной деятельностью и какой-либо иной, направленной на получение дохода) сам по себе не является основанием для нераспространения на этот товар и его владельца (собственника) правил, установленных для контроля за оборотом прослеживаемых товаров.

Напомним, что основными требованиями указанной системы контроля являются (обобщенно):

- представление в контролирующий орган (в налоговый орган по месту учета) уведомления об остатках на 01.07.2021 товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее даты совершения операций по реализации с такими товарами;

- при совершении операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, представление в налоговый орган соответствующих отчетов;

- использование в отношении операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счетов-фактур исключительно в электронной форме с обязательным заполнением предусмотренных в обновленной форме счета-фактуры новых реквизитов, касающихся товаров, подлежащих прослеживаемости.

В этой связи возникает вопрос о приобретении товаров, включенных в перечень прослеживаемых, через подотчетное лицо, от своего имени совершающего покупку соответствующего товара в рамках розничной купли-продажи.

Ответ на вопрос по подобной ситуации Минфин РФ дал в письме, текст которого мы приводим ниже для ознакомления.
Фактически из данного письма следует, что для соблюдения требований о контроле за прослеживаемыми товарами подотчетное лицо, приобретающее такие товары в интересах организации, должно предъявить продавцу соответствующую доверенность. Это позволит продавцу установить тот факт, что совершаемая сделка осуществляется не в рамках розничной купли-продажи (то есть не для личных потребностей покупателя - физического лица), и соответственно, он должен по такой операции отчитаться, как о реализации прослеживаемого товара, и направить покупателю (юридическому лицу) по телекоммуникационным каналам связи электронную счет-фактуру.

Отметим, что на самом деле в смысле действующих нормативных актов, по нашему мнению, нельзя утверждать, что физическое лицо - покупатель, которое на самом деле приобретает в рознице что-то не для себя, а для работодателя (организации), именно обязано сообщать о данном факте продавцу и предъявлять ему какую-то доверенность. Другое дело, что иное приведет к нарушению системы контроля за прослеживаемыми товарами. Но на сегодня нам неизвестно о наличии какой-то прямой ответственности для участников оборота прослеживаемых товаров в случае, если будет иметь место указанное выше.

И все-таки мы считаем необходимым ознакомиться и учесть в своей работе данную позицию Минфина РФ, так как очевидно, что аналогичным образом будут подходить к данному вопросу и налоговые органы. А прямым последствием рассмотрения данного вопроса может стать отказ в праве на применение налоговых вычетов по НДС по приобретенному в рознице товару, подлежащему прослеживаемости, при отсутствии у покупателя "правильно" оформленных счетов-фактур. До настоящего времени суды поддерживали право налогоплательщиков применить налоговый вычет по НДС на основании кассового чека с выделенной в нем суммой НДС, если товар приобретался в рознице. Но, полагаем, с учетом введенных требований об электронных счетах-фактурах при обороте прослеживаемых товаров, указанная практика с 01.07.2021 может оказаться неприменимой.
Напомним, что соблюдение (или несоблюдение) правил, установленных для лиц, совершающих операции с прослеживаемыми товарами, как прямо установлено в НК РФ, не должно влиять на право на применение налоговых вычетов по НДС и учет расходов для целей налогообложения прибыли. Однако в данном случае мы имеем в виду, что налоговый орган получает дополнительный аргумент в споре о применении вычетов НДС на основании кассовых чеков, говоря, что по прослеживаемым товарам законом прямо предусмотрена необходимость составления счетов-фактур, причем только в электронной форме, а значит, только такой счет-фактура и может служить основанием для применения вычетов по НДС, а иной документ (кассовый чек) - не может, так как для операций по обороту прослеживаемых товаров он не может заменять необходимость оформления счетов-фактур.

Приложение: письмо МФ РФ от 23.08.2021 № 27-01-22/67650.

Исп. Леонов А.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2021 г. N 27-01-22/67650

В связи с письмом по вопросу применения положений о национальной системе прослеживаемости товаров Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - постановление N 1108), под "товарами, подлежащими прослеживаемости" понимается имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, соответствующее кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), указанным в перечне товаров, подлежащих прослеживаемости.
Таким образом, имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товаров в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности, подлежит прослеживаемости.
В этой связи в соответствии с положениями пункта 28 постановления N 1108, если товар приобретен до вступления в силу перечня товаров, подлежащего прослеживаемости, перед совершением операций с указанным товаром для присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ), необходимо представить в ФНС России уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. В случае, если такой товар приобретен после вступления в силу перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомление об остатках не представляются.
Что касается переработки товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо подчеркнуть, что для целей национальной системы прослеживаемости товаров под переработкой признаются операции, при которых перерабатываемый товар становится неотделимой (неотъемлемой) частью готового товара, а также изменяется код ТН ВЭД ЕАЭС на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.
По вопросу приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости, подотчетным лицом сообщаем следующее.
При приобретении организацией товара через подотчетное лицо на указанное лицо оформляется доверенность. Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пункта 1.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) продавец товаров, подлежащих прослеживаемости, поскольку подотчетное лицо выступает от имени организации, обязан оформить в адрес организации электронный счет-фактуру с реквизитами прослеживаемости.
Вместе с тем, в случае, когда подотчетное лицо не заявляет о себе как о представителе организации (не имеет доверенности), приобретение товара оформляется в порядке, предусмотренном для договора розничной купли-продажи.
В соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Статьей 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.
Во втором случае в силу положений подпункта "в" пункта 4 Постановления для продавца операция реализации товара физическому лицу для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, является прекращением прослеживаемости товара.
Однако ситуация приобретения товара подотчетным лицом в интересах организации не является основанием прекращения прослеживаемости товара.
В этой связи для возможности соблюдения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров и корректного оформления продавцом товаров, подлежащих прослеживаемости, документов организации, приобретающей товары через подотчетное лицо, покупатель в соответствии со статьей 169 НК РФ должен обеспечить получение электронного счета-фактуры по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного рынка
Н.А.ЗОЛКИН


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6