340/1830
Новое на сайте

Правки Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (отмена требований о репатриации по контрактам, предусматривающим оплату в иностранной валюте, смягчение требований для ювелирных компаний)

Информируем об изменениях валютного законодательства РФ следующими законами:
- Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 223-ФЗ),
- Федеральный закон от 28.06.2021 № 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 224-ФЗ),
опубликованными на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28.06.2021 и вступающими в силу с 1 июля 2021 года и с 1 января 2022 года соответственно.

1) Правки, внесенные Законом № 223-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2021

Напомним, что c 1 января 2020 года требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее также - Закон № 173-ФЗ) о репатриации резидентами денежных средств в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, не применяются к внешнеторговым экспортным договорам, сумма обязательств по которым определена в российских рублях и условиями которых предусмотрена оплата в российских рублях. Исключение было сделано для контрактов, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам ряда товаров, относящихся к группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь" единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Кроме того, в отношении ряда товаров (в основном сырьевых), экспортируемых резидентами, предусматривалась поэтапная отмена требования о репатриации денежных средств в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами: с 1 января 2020 года - в отношении не более 10 % суммы договора, с 1 января 2021 года - в отношении не более 30 % суммы договора, с 1 января 2022 года - в отношении не более 50 % суммы договора, с 1 января 2023 года - в отношении не более 70 % суммы договора, с 1 января 2024 года - в отношении всей суммы внешнеторгового договора. Обзор Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств", которым предусматривались указанные изменения, мы направляли Вам Информационным письмом № 114/19 от 21.08.2019.

Правки, внесенные рассматриваемым Законом № 223-ФЗ в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", вступившие в силу с 01.07.2021, направлены на устранение требований о репатриации денежных средств в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, в отношении экспортных договоров, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) предусмотрена оплата в иностранной валюте. Статья 19 Закона № 173-ФЗ дополнена частью 8, в соответствии с которой требования пункта 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ не применяются в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте.
Исключение установлено для внешнеторговых договоров, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам следующих товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС):
- из группы 03 "Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные" (под кодами 0302 - 0308);
- из группы 05 "Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные" (под кодом 0511 91 909 0);
- из группы 25 "Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент" (под кодами 2501 00 - 2522, 2524 - 2530);
- из группы 26 "Руды, шлак и зола", группы 27 "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные" (под кодами 2601 - 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0);
- из группы 29 "Органические химические соединения" (под кодом 2902 "углеводороды циклические");
- из группы 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь" (под кодами 4401 - 4403, 4407);
- из группы 71 "Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты" (под кодами 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112);
- из группы 72 "Черные металлы" (под кодом 7204 "отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки");
- из группы 73 "Изделия из черных металлов" (под кодом 7302 "изделия из черных металлов, используемые для железнодорожных или трамвайных путей"),
- из группы 74 "Медь и изделия из нее" (под кодами 7401 00 000 0, 7404 00);
- из группы 75 "Никель и изделия из него" (под кодами 7501; 7503 00);
- из группы 76 "Алюминий и изделия из него" (под кодом 7602 00 "отходы и лом алюминиевые");
- из группы 78 "Свинец и изделия из него" (под кодом 7802 00 000 0 "отходы и лом свинцовые");
- из группы 79 "Цинк и изделия из него" (под кодом 7902 00 000 0 "отходы и лом цинковые");
- из группы 80 "Олово и изделия из него" (под кодом 8002 00 000 0 "отходы и лом оловянные");
- из группы 81 "Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них" (под кодами 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0).
Отметим, что положения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Закона № 223-ФЗ) применяются также в отношении внешнеторговых договоров, условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, заключенных до дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, то есть до 01.07.2021, но по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Вместе с тем, положения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Закона № 223-ФЗ) не применяются в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Ранее в рамках текущего обслуживания мы информировали Вас о дополнении статьи 24 Закона № 173-ФЗ частью 4, в соответствии с которой с 01.01.2020 установлена обязанность резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями договоров, или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров требования о репатриации денежных средств в сроки, предусмотренные договором, были отменены. Рассматриваемым законом действие указанной нормы распространено также на контракты, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, срок действия которых истек до отмены требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ о репатриации денежных средств в установленные договором сроки, но по которым обязательства не были исполнены.
Как было указано нами выше, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ о репатриации денежных средств в предусмотренные внешнеторговым договором сроки, были отменены (за рядом исключений):
- для контрактов, сумма обязательств по которым определена в российских рублях и условиями которых предусмотрена оплата в российских рублях, с 1 января 2020 года,
- для контрактов, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, с 1 июля 2021 года.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона № 223-ФЗ (с 01.07.2021) на внешнеторговые договоры, срок действия которых истек до 1 января 2020 года (для рублевых контрактов) и до 1 июля 2021 года (для контрактов в иностранной валюте или оплата по которым производится в иностранной валюте), но обязательства по которым не были исполнены, требования о репатриации денежных средств в сроки, предусмотренные договором, не распространяются, тем не менее за резидентами сохраняется обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по таким договорам.

Также была дополнена часть 5 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, согласно которой с 01.07.2021 на счета резидентов, открытые в зарубежных банках, могут быть зачислены денежные средства как в российских рублях, так и в иностранной валюте по внешнеторговым договорам, в отношении которых требования о репатриации денежных средств в сроки, предусмотренные договором, были отменены.

Помимо изложенного, внесенными правками Центральный банк РФ наделен правом по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора, предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в Центральный банк РФ информации о получении ими денежных средств, причитающихся по условиям внешнеторговых договоров, либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов. Предусмотрено, что перечень резидентов, которые обязаны представлять указанную информацию, формируется Центральным банком РФ по критериям, определенным им самим по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России, и размещается на официальном сайте ЦБ РФ (ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ в ред. Закона № 223-ФЗ). Соответственно на резидентов, включенных в указанный перечень ЦБ РФ, возложена обязанность в установленном порядке обеспечить представление в ЦБ РФ информации (ч. 5 ст. 24 Закона № 173-ФЗ).

Завершая обзор Закона № 223-ФЗ еще раз отметим, что все изложенные выше правки вступили в силу с 1 июля 2021 года.

2) Правки, внесенные Законом № 224-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2022

Правки, внесенные Законом № 224-ФЗ, касаются российских организаций, занимающихся ювелирной деятельностью и участвующих в международных выставках.
Частью 2 статьи 14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции Закона № 224-ФЗ предусматривается, что по общему правилу юридические лица - резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами и физическими лицами - резидентами в наличной форме в иностранной валюте и (или) валюте РФ за приобретенные у таких юридических лиц - резидентов выставочные образцы ювелирных изделий в месте проведения международной выставки в случае, если указанные реализованные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116 - 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Полученные наличные денежные средства подлежат ввозу в Российскую Федерацию по окончании срока проведения международной выставки, но не позднее 30 рабочих дней со дня оплаты соответствующего выставочного образца ювелирного изделия с соблюдением требований права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании и последующему зачислению на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица - резидента, являющегося участником такой международной выставки, не позднее 7 рабочих дней со дня ввоза наличных денежных средств в Российскую Федерацию. При этом юридические лица - резиденты при зачислении на свой банковский счет в уполномоченном банке указанных наличных денежных средств, представляют в уполномоченный банк информацию о декларациях на товары, поданных в отношении выставочных образцов ювелирных изделий при их помещении под таможенную процедуру временного вывоза, таможенную процедуру экспорта (в случае их продажи на международной выставке), а также информацию о декларациях на товары, поданных в отношении наличных денежных средств, полученных от продажи на международной выставке выставочных образцов ювелирных изделий и ввезенных в Российскую Федерацию.
Также дополняется статья 23 "Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц" Закона № 173-ФЗ. На Федеральную таможенную службу РФ возлагается осуществление контроля за исполнением юридическими лицами - участниками международных выставок требования о зачислении в полном объеме и в установленный срок на их банковские счета в уполномоченных банках наличных денежных средств, полученных от реализации выставочных образцов ювелирных изделий. Кроме того, отдельные обязанности возлагаются на уполномоченные банки как агентов валютного контроля.
Все изложенные выше правки вступают в силу с 1 января 2022 года.

Исп. Кобякова Е.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено