Вопросы обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, установление административной ответственности за нарушение требований к транспортированию отходов на территории Ленинградской области

Информируем об Областном законе Ленинградской области от 19.02.2021 № 10-оз "О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, о внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов и отдельных положений законодательных актов".

Закон № 10-оз был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, а также на Официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 19 февраля 2021 года и вступил в силу через 10 дней после официального опубликования, то есть 2 марта 2021 года, за исключением отдельной нормы, вступающей в силу с 1 января 2023 года.

Закон №10-оз направлен на регулирование отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области. Данным законом введены понятия биологические отходы, медицинские отходы, строительные отходы, техногенный грунт, места несанкционированного размещения отходов; иные понятия, используемые в Законе, применяются в значениях, определенных Законом "Об отходах производства и потребления" и другими нормативными правовыми актами РФ в области обращения с отходами.

Также Законом № 10-оз определены полномочия Законодательного собрания Ленинградской области и областного Правительства в области обращения с отходами.
К полномочиям Правительства Ленинградской области отнесены в том числе:
- установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- утверждение методических указаний по разработке проектов таких нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории (объектах, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду), подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- установление порядка ведения регионального кадастра отходов;
- получение от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты, связанные с обращением с отходами на территории Ленинградской области, информации о возникновении или угрозе аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц;
- утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области;
- утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов на территории Ленинградской области.
Предусмотрено право Правительства Ленинградской области полностью или частично передавать осуществление своих полномочий в области обращения с отходами отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области.

В части организации транспортирования (перемещения) отходов на территории Ленинградской области Законом № 10-оз предусмотрено следующее. Транспортные средства, осуществляющие транспортирование (перемещение) отходов, подлежат оснащению техническими устройствами, позволяющими осуществлять фиксацию их перемещения на территории Ленинградской области в целях транспортирования отходов. Транспортирование (перемещение) отходов, в том числе строительных отходов и твердых коммунальных отходов, объемом более 5 куб. м осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на перемещение отходов, содержащего индивидуальный идентификационный QR-код. Данные требования распространяются и на случаи транспортирования (перемещения) отходов с территории других субъектов Российской Федерации на территорию Ленинградской области, а также на случай транзитного транспортирования (перемещения) отходов по территории Ленинградской области на территорию иных субъектов РФ. В связи с введением требований к организации транспортирования (перемещения) отходов на территории Ленинградской области Областной закон от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях" дополнен статьей 5.13, в соответствии с которой транспортирование (перемещение) отходов без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Ленинградской области, либо с нарушением условий такого разрешения влечет наложение штрафа на граждан от 50'000 рублей до 100'000 рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от 500'000 рублей до 900'000 рублей; на юридических лиц - от 1'000'000 рублей до 1'500'000 рублей. Отметим, что согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

В части особенностей накопления и утилизации отходов на территории Ленинградской области установлено, что накопление отходов осуществляется в том числе путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) с учетом требований, установленных федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области. Частью 2 статьи 6 Закона № 10-оз, вступающей в силу с 01.01.2023, определено, что отходы, образующиеся на территории Ленинградской области или ввезенные на территорию Ленинградской области, не подлежат захоронению на территории области, если они могут быть утилизированы на областных объектах утилизации отходов в порядке, предусмотренном территориальной схемой по обращению с отходами Ленинградской области. Установлен запрет на организацию мест несанкционированного размещения отходов, а равно накопление, складирование, сброс отходов вне мест (площадок) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения. Предусмотрено, что ликвидация мест несанкционированного размещения отходов осуществляется лицами, причинившими вред окружающей среде, а в случае, если такие лица не установлены, осуществляется за счет средств собственника, землевладельца земельного участка либо арендатора, землепользователя земельного участка в случае использования такого участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В заключение отметим, что лица, виновные в нарушении рассмотренного областного закона и иных нормативных правовых актов Ленинградской области в области обращения с отходами, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях".

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6