Порядок раздельного учета по контрактам, финансируемым из бюджета

Информируем о приказе Минфина России от 30.12.2020 № 334н "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по соглашению, государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, государственному контракту по государственному оборонному заказу, договору (контракту, соглашению), распределения накладных расходов по ним, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора (контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Приказ № 334н), размещенном на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 09.02.2021 и вступившем в силу с 20.02.2021.

Как видно из названия рассматриваемого документа, Приказом № 334н устанавливается Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, а также порядок раскрытия информации о структуре цены по:
- соглашению,
- государственному контракту,
- договору о капитальных вложениях,
- контракту учреждения,
- договору о проведении капитального ремонта,
- государственному контракту по государственному оборонному заказу,
- договору (контракту, соглашению),
при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Порядок).

Рассматриваемый Порядок распространяется на юридических лиц, получающих целевые средства из бюджета РФ и/или бюджета субъекта РФ, перечисленные в части 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 № 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в частности, к примеру, речь идет о следующих целевых средствах:
- субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ;
- расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 600 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам) заключаемым в рамках исполнения таких контрактов;
- авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 мнл рублей и более;
- и др.

Рассматриваемым Порядком предусмотрено, что получатель целевых средств должен вести раздельный учет доходов, расходов, активов (в т.ч. денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность) и иных объектов учета по каждому договору (соглашению, государственному контракту и т.п.) (далее - Договор), исходя из порядка учета, определенного в соответствии с его учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
В частности, в регистрах бухгалтерского учета по статьям затрат должен вестись аналитический учет расходов обособленно по каждому Договору. Это могут быть, к примеру, карточки фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иные регистры бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации.

Накладные расходы должны включаться в себестоимость пропорционально базе распределения по показателю, определенному в учетной политике организации. В рамках каждого Договора распределение накладных расходов осуществляется пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по нему, что должно быть оформлено бухгалтерской справкой. Рекомендованная форма такой справки (расчета накладных расходов) представлена в приложении № 1 к Приказу № 334н.

Записи в регистрах аналитического учета должны производиться на основании первичных (сводных) учетных документов, которые в обязательном порядке должны содержать в себе идентификатор конкретного Договора и иные дополнительные реквизиты, позволяющие четко определить принадлежность отраженных в них количественных и качественных показателей к данному Договору.

Первичные документы (приходные ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов), требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты, наряды, ведомости выдачи материалов, расчетные ведомости и др.) оформляются на изделие, группу изделий, работу, услугу, предусмотренные Договором.
В случае, когда товарно-материальные ценности, необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения Договора, изначально были приобретены организацией до даты заключения такого Договора или с целью исполнения обязательств по нескольким Договорам, первичные (сводные) учетные документы на получение указанных ценностей (требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты и др.) должны формироваться обособленно по каждому Договору.

Раскрытие информации о структуре цены Договора осуществляется получателем целевых средств путем формирования Расходной декларации (рекомендуемая форма-образец представлена в приложении № 2 к Приказу № 334н) в части:
- плановых показателей;
- фактических показателей;
- показателей раздельного учета.

В целях проведения платежа при окончательном расчете по Договору или при оплате этапа исполнения Договора Расходная декларация и прилагаемые к ней документы (первичные документы, бухгалтерские справки, расчет накладных расходов, выписки из регистров аналитического учета и др.), содержащие информацию о затратах, отнесенных на себестоимость Договора, подписанные руководителем получателя целевых средств или иным уполномоченным лицом, направляются в территориальный орган Федерального казначейства в электронном виде с применением усиленной квалифицированной подписи или на бумажном носителе.

Для заполнения плановых и фактических показателей получатель целевых средств сначала должен обратиться в территориальный орган Федерального казначейства о предоставлении соответствующей информации. Обращение может быть направлено как в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, так и в письменной форме на бланке получателя целевых средств за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного действовать от имени организации. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого обращения территориальный орган Федерального казначейства должен представить информацию, отраженную на аналитических разделах, открываемых в разрезе каждого Договора на лицевом счете получателя целевых средств, открытом ему в территориальном органе Федерального казначейства, в части плановых и фактических показателей. Таким образом, получателем целевых средств заполняются графы с 1 по 6 Расходной декларации (приложение № 2 к Приказу № 334н).

Территориальный орган Федерального казначейства проводит проверку на соответствие фактических затрат по результатам финансово-хозяйственной деятельности по Договору данным раздельного учета, отраженным в бухгалтерском и управленческом учете получателя целевых средств, в том числе информации, содержащейся в первичных учетных документах по Договорам. Также исходя из информации о структуре цены Договора будет проводиться анализ экономической обоснованности затрат (в соответствии с Правилами казначейского сопровождения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2106 и Правилами казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2153).

По результатам произведенной проверки и анализа территориальный орган Федерального казначейства отражает в Расходной декларации данные раздельного учета, указанные получателем целевых средств в бухгалтерском и управленческом учете, сумму экономически обоснованных затрат и направляет декларацию получателю целевых средств (с заполненными графами 7 и 8 Расходной декларации (приложение № 2 к Приказу № 334н)) с приложением акта проведенной проверки. Соответствующие распоряжения о совершении казначейских платежей получатель целевых средств формирует на подтвержденную контролирующим органом сумму денежных обязательств.

Еще раз напомним, что рассматриваемый Приказ № 334н по общему правилу вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть с 20.02.2021.

Исп. Борисова Ю.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6