Правки в отдельные Положения по бухгалтерскому учету, касающиеся раскрытия информации, которая может привести к потерям экономического характера, урону деловой репутации организации или её контрагентов

Информируем об изменениях нормативных актов по бухгалтерскому учету, принятых Минфином РФ по отдельным вопросам раскрытия информации в годовой бухгалтерской (финансовой отчетности).

Указанные изменения предусмотрены Приказом Минфина России от 27.11.2020 № 287н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (далее также - Приказ № 287н).

Несмотря на свое подписание в ноябре прошлого года, Приказ № 287н прошел регистрацию в Минюсте только 16.02.2021 и в этот же день опубликован на Официальном портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Приказ никак не определяет порядок своего вступления в силу, что означает, что он должен считаться вступившим в силу через 10 дней с момента официального опубликования, т.е. с 27.02.2021.
И при этом Приказ № 287н точно так же никак не определяет особенности применения предусмотренных им положений.
Формально это означает, что положения Приказа, в том числе, могут быть учтены (или даже точнее сказать - должны быть учтены) при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год, если на 27.02.2021 такая отчетность еще не была подписана.
В случае, если на 27.02.2021 бухгалтерская (финансовая) отчетность организации уже была подписана, по нашему мнению, основанием для пересмотра такой отчетности и подготовки исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказ № 287н являться не может. Но при этом в случае возникновения после 27.02.2021 обстоятельств, требующих от организации подготовки указанной исправленной отчетности (например, при выявлении существенной ошибки в отчетности до момента её утверждения), то соответствующие исправления, полагаем, могут быть сделаны, в том числе с учетом вступившего в силу Приказа № 287н.

На наш взгляд, принципиально это неправильно, что при подготовке бухгалтерской отчетности за один и тот же период разные хозяйствующие субъекты будут должны руководствоваться разными редакциями действующих нормативных актов Минфина РФ в зависимости от даты подписания ими своей отчетности за 2020 год. Возможно, то, что имеет место, случилось по причине того, что, подписывая в ноябре 2020 года приказ, Минфин РФ не предполагал, что его регистрация в Минюсте РФ и официальное вступление в силу в итоге так затянутся (хотя при этом мы не можем не признать, что сама по себе данная ситуация для приказов Минфина не является уникальной, вспомним хотя бы историю принятия ФСБУ 5/2019, но для него отложенная дата начала обязательного применения не сформировала ту проблематику, которая имеет место в отношении рассматриваемого Приказа № 287н).
Единственное, что несколько сглаживает ситуацию, это то, что предусмотренные Приказом № 287н правки не носят всеобъемлющего характера и, как нам кажется, затронут не всех лиц (а часть тех, для кого принятые правки могли бы быть наиболее актуальны, как мы полагаем, к 27.02.2021 уже, скорее всего, подпишут свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2020 год). Тем не менее, применить внесенные изменения гипотетически сможет любой экономический субъект.

Рассмотрим непосредственно сами положения Приказа № 287н.
Как указано выше, все они связаны с вопросами раскрытия информации в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности в ситуации, когда такое раскрытие может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации или её контрагентов:

1. В ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 32н) вводится новый пункт 22 следующего содержания: в случаях, когда раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в объеме, предусмотренном данным ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон, организация может раскрывать информацию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в ограниченном объеме, не раскрывая те сведения, которые обусловливают указанные потери и (или) урон;

2. В ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" (утв. приказом МФ РФ от 29.04.2008 № 48н) вводится новый пункт 16, абсолютно аналогичного указанному выше новому пункту 22 ПБУ 9/99 содержания.
Помимо этого, из текста ПБУ 11/2008 окончательно исключено упоминание о пояснительной записке, которое заменяется указанием на "пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах" (в данной части корректировки носят абсолютно технический характер);

3. В ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (утв. приказом МФ РФ от 24.10.2008 № 116н) вводится новый пункт 30, также имеющий абсолютно аналогичный упомянутому выше новому пункту 22 ПБУ 9/99 смысл (в отличие от ПБУ 9/99 в нём напрямую упоминается раскрытие информации не только в балансе и отчете о финансовых результатах, но также и в отчете о целевом использовании средств).

4. Последним из действующих ПБУ, правила раскрытия информации по которому Приказ № 287н дополняет нормами, аналогичными указанному выше новому пункту 22 ПБУ 9/99, стало ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (утв. приказом МФ РФ от 08.11.2010 № 143н). В это ПБУ соответствующие положения дополнены новым пунктом 33.

Помимо приведенного нами выше мнения относительно начала применения положений Приказа № 287н хотели бы также отметить следующее:

1) Во-первых, обращаем внимание, что возможность сократить объем раскрытия информации по причине вероятности того, что такое раскрытие может нанести урон самой организации, её контрагентам или связанным сторонам, введено не в качестве всеобщего правила в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность", а лишь в ряд конкретных указанных выше ПБУ. Например, соответствующие правки не предусмотрены в отношении раскрытия информации по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02), как и во все стандарты, регулирующие вопросы формирования отдельных показателей в составе активов баланса (в том числе, в новые ФСБУ по учету основных средств, капитальных вложений, запасов и аренды). Не внесена соответствующая корректировка и в ПБУ 10/99 "Расходы организации" (хотя, как нам кажется, в целом порядок раскрытия информации по данному ПБУ должен коррелировать с раскрытием информации по ПБУ 9/99, для которого, как указано выше, изменения Приказом № 287н предусмотрены);

2) Во-вторых, обращаем внимание, что возможность применения вводимых Приказом № 287н правил никак не ограничена в части того, кто именно ими может воспользоваться. Нет никаких указаний на то, что данные послабления в части раскрытия информации в отчетности могут быть применены, скажем, только организациями, подлежащими обязательному аудиту, или организациями, включенными в какие-либо списки стратегически важных или пострадавших от санкций, введенных иностранными государствами. Соответственно, считаем, что новые правила распространяются на абсолютно все экономические субъекты, в том числе на субъекты малого и среднего предпринимательства, даже те, кто имеет право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Но главное - это именно то, что применить правила смогут абсолютно все организации. А учитывая фактически открытый доступ к ГИР БО, содержащему бухгалтерскую отчетность практически всех экономических субъектов (кроме тех, что прямо поименованы в Законе о бухгалтерском учете), вопрос о сокращении объема раскрытия информации в пояснениях к отчетности действительно может быть актуальным для любого лица;

3) Главное: для нас представляется чрезвычайно неопределенным и сугубо оценочным сделанное Приказом № 287н указание на то, что ограниченный объем раскрытия информации по перечисленным выше ПБУ может иметь место в случае, если такое раскрытие информации в отчетности приведет или может привести к потерям экономического характера, урону деловой репутации организации, её контрагентов или связанных с ней сторон.
Никаких критериев (даже приблизительных) того, как определять и главное как подтверждать наличие (в том числе возможное наличие) такого урона (и не только для себя самого, но и для третьих лиц), не установлено. О наличии аналогов подобной нормы в МСФО (чтобы можно было для примера воспользоваться опытом их применения) нам ничего не известно.
Как нам кажется, в этом плане сама организация находится в определенной степени защищенной ситуации - нигде не сказано, что она каким-либо образом должна подтверждать своё право воспользоваться предусмотренным Приказом № 287н правом на сокращение объема раскрытия информации в отчетности. Полагаем, что в наиболее неопределенной ситуации будут находиться аудиторы, подтверждающие соответствующую отчетность и вынужденные оценивать объективность принятых организацией решений и полноту раскрытия требуемой по действующим стандартам информации в отчетности. Также, как нам кажется, в неопределенной ситуации в итоге могут оказаться пользователи соответствующей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые просто не увидят в составе пояснений часть существенной информации и даже не поймут, что такая информация могла быть, но не была раскрыта по предусмотренным Приказом № 287н соображениям (условно назовем) безопасности.
Ведь один из тех моментов, на которые обращает внимание результат рассмотрения текста этого Приказа, это то, что он не предусматривает необходимости обращения внимания пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности на тот факт, что часть существенной в смысле ряда ПБУ информации не раскрывается в ней (как и сообщить о причинах, по которым организация посчитала для себя возможным (или необходимым) такое раскрытие не осуществлять).
На наш взгляд, данное обстоятельство должно будет найти какое-то разъяснение со стороны Минфина РФ. При появлении соответствующих комментариев мы постараемся осветить их содержание.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6