Об изменении Закона "Об аудиторской деятельности" в части проведения обязательного аудита

Информируем о двух законах, принятых в конце 2020 года, вносящих изменения в законодательство в сфере аудиторской деятельности, а именно:
- о Федеральном законе от 29.12.2020 № 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 476-ФЗ), размещенном на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.12.2020, и вступившем в силу с 01.01.2021;
- о Федеральном законе от 30.12.2020 № 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 498-ФЗ), размещенном на Официальном интернет-портале правой информации http://pravo.gov.ru 30.12.2020, и вступившем в силу с 10.01.2021.

Второй из указанных законов - Закон № 498-ФЗ больше касается непосредственно профессиональной сферы деятельности аудиторов, затрагивая такие вопросы, как правила независимости аудиторов, кодекс профессиональной этики аудиторов, особенности формирования единой аттестационной комиссии, порядок обмена квалификационного аттестата аудитора в отдельных случаях и т.п.

Первоочередный же интерес не только для аудиторов, но и для аудируемых лиц, на наш взгляд, представляет Закон № 476-ФЗ, которым внесены изменения в часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", устанавливающей случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций.

Правки, внесенные в Закон "Об аудиторской деятельности", прежде всего, направлены на устранение дублирования норм в соответствии с другими нормативно-правовыми актами. В частности, в новой редакции пункта 1 статьи 5 Закона "Об аудиторской деятельности" установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в самой части 1 статьи 5 Закона "Об аудиторской деятельности".

Минфин РФ в своем Информационном сообщении от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 приводит сравнительную таблицу формулировок прежней редакции положений об обязательном аудите и новой редакции. Отдельно Минфин России пояснил, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе "Об аудиторской деятельности" такой субъект не поименован. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона "Об акционерных обществах". То же самое касается, к примеру, и норм обязательного аудита, предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иных федеральных законов.

Ежегодно Минфин России напоминает и размещает на своем официальном сайте полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности размещен такой перечень и в отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год согласно законодательству Российской Федерации, с которым можно ознакомиться по адресу:
https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/basics/?id_69=126466-perechen_sluchaev_provedeniya_obyazatelnogo_audita_bukhgalterskoi_finansovoi_otchetnosti_za_2020_god_soglasno_zakonodatelstvu_rossiiskoi_federatsii.

Кроме того, помимо указанных выше случаев обязательного проведения аудита, новой редакцией части 1 статьи 5 Закона "Об аудиторской деятельности" также обязательный аудит предусмотрен в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих организаций:
- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей (условие о превышении определенной величины поступления имущества за предшествующий год является нововведением).

Закон № 476-ФЗ также внес существенные изменения в значения финансовых критериев, при превышении которых бухгалтерская отчетность организаций подлежит обязательному аудиту, а именно:

- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (ранее - выручка от продаж, превышающая 400 млн рублей).
При этом если ранее использовался показатель "выручка" из формы бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах", то теперь указан новый показатель - "доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, определенный в соответствии с законодательством о налогах и сборах". Как разъяснил Минфин РФ в своем Информационном сообщении от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 цель данного изменения - привести указанный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). В частности, Минфин России уточняет, что под доходом, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, для целей Закона "Об аудиторской деятельности" подразумеваются:
а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы в соответствии с главой 25 НК РФ;
б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
в) за год, непосредственно предшествующий отчетному (аудируемому) году.

- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей (ранее был установлен критерий более 60 млн рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 476-ФЗ указанные выше изменения вступают в силу с 1 января 2021 года. При этом уточнено, что в случае, когда организация, обязана проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона "Об аудиторской деятельности" в редакции, действовавшей до 01.01.2021, она вправе не проводить такой аудит. Однако, если до 1 января 2021 года аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) уже начато исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, действия положений части 1 статьи 5 Закона "Об аудиторской деятельности" в редакции, действующей с 01.01.2021, не применяются. А указанные положения Закона "Об аудиторской деятельности" в редакции, действующей с 1 января 2021 года, применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Исп. Борисова Ю.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6