384/1820
Новое на сайте

О применении соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом с 01.01.2021

Информируем о ратификации Россией Протоколов, вносящих изменения в Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные с Кипром и Люксембургом. Протокол о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения с Мальтой, содержащий аналогичные положения, подписан в Москве 1 октября 2020 года, но законопроект о его ратификации до сих пор находится на рассмотрении в Государственной Думе.

30 декабря 2020 года Президентом РФ были подписаны и опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru:
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 486-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года",
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 487-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года".

Несмотря на то, что указанные законы подписаны и опубликованы в один день, Закон № 486-ФЗ о ратификации Протокола с Люксембургом вступил в силу со дня официального опубликования, то есть 30 декабря 2020 года, в силу прямого указания статьи 2 Закона № 486-ФЗ, в то время как Закон № 487-ФЗ о ратификации Протокола с Кипром вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть 10 января 2021 года, поскольку самим Законом № 487-ФЗ не предусмотрено иное.

Подписанными Протоколами внесены изменения в части регулирования налогообложения процентов и дивидендов, выплачиваемых резидентами одного Договаривающегося Государства в адрес резидентов другого Договаривающегося Государства.

Изменения, внесенные в Соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром
Протоколом с Кипром предусмотрено, что дивиденды могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 15% от общей суммы дивидендов. То есть установлено общее правило, что выплачиваемые дивиденды подлежат налогообложению у источника выплаты дохода по ставке 15%, что соответствует ставке налога на прибыль по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Напомним, что статьей 10 Соглашения с Кипром до внесения изменений предусматривалось, что взимаемый налог не должен превышать: 5% от суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму эквивалентную не менее 100'000 евро; 10% от суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Пониженная ставка 5% по дивидендам установлена для следующих резидентов - фактических получателей дохода:
- страховое учреждение;
- пенсионный фонд;
- компания, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее чем 15% акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение периода 365 дней;
- Правительство, местный орган власти;
- Центральный банк Договаривающегося Государства.
Касательно налогообложения процентов внесенными изменениями предусмотрено, что проценты могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 15% от общей суммы процентов. Отметим, что в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ проценты, выплачиваемые иностранным организациям, подлежат налогообложению по общей ставке 20%, кроме процентов, выплачиваемых по некоторым видам ценных бумаг, по которым установлены специальные ставки, то есть Соглашение с Кипром в редакции Протокола предусматривает более выгодную ставку налогообложения процентов по сравнению с российским Налоговым кодексом. Однако напомним, что до внесения рассматриваемых правок Статьей 11 Соглашения с Кипром предусматривалось, что налогообложение процентов производится только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является получатель процентов.
Пониженная ставка 5% по выплачиваемым процентам установлена для резидента - фактического получателя дохода, которым является компания, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее чем 15% акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей проценты, в течение периода 365 дней.
Также предусмотрено налогообложение процентов только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является фактический получатель дохода, для следующих лиц:
- страховое учреждение;
- пенсионный фонд;
- Правительство, местный орган власти;
- Центральный банк Договаривающегося Государства;
- банк.
Кроме того, налогообложение только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является фактический получатель дохода, будет производиться в отношении процентов, выплачиваемых по следующим ценным бумагам, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:
- государственные облигации;
- корпоративные облигации;
- внешние облигационные займы (еврооблигации).
Как было указано нами ранее, Закон № 487-ФЗ о ратификации Протокола, вносящего изменения в Соглашение с Кипром, вступил в силу 10 января 2021 года. Между тем, статьей IV Протокола предусмотрено, что Протокол временно применяется с 1 января 2021 года и вступает в силу с даты последнего из письменных уведомлений Договаривающихся Государств, направленных по дипломатическим каналам, о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола. С нашей точки зрения, приведенная формулировка означает, что Протокол начал применяться уже с 01.01.2021, поскольку Договаривающиеся стороны пришли к соглашению именно об этом. Отметим, что Венской Конвенцией о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) предусмотрена возможность временного применения международного соглашения до вступления его в силу. Согласно статье 25 Венской Конвенции договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если это предусматривается самим договором или участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. На наш взгляд, такое временное применение Протокола предусмотрено его статьей IV.
С учетом изложенного считаем, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал с учетом изменений, внесенных Протоколом от 08.09.2020, подлежит применению с 1 января 2021 года, что необходимо учитывать при выплате процентов и дивидендов, начиная с указанной даты.

Изменения, внесенные в Соглашение об избежании двойного налогообложения с Люксембургом
Протокол о внесении изменений в Соглашение между РФ и Люксембургом об избежании двойного налогообложения аналогичен по содержанию Протоколу с Кипром. Предусмотрено, что
дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом Договаривающегося Государства, могут также облагаться налогом в этом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 15% от общей суммы дивидендов. Отметим, что Соглашением до начала применения Протокола предусмотрена ставка 5% от общей суммы дивидендов, если получателем дивидендов является компания, владеющая пакетом акций, напрямую представляющих не менее 10% капитала плательщика дивидендов, и инвестировавшая в него не менее 80'000 евро; ставка 15% - во всех остальных случаях.
Перечень резидентов - фактических получателей дохода, имеющих право на применение пониженной ставки по дивидендам 5%, полностью совпадает с кипрским. К ним отнесены: страховые учреждения, пенсионные фонды, Правительство, Центральный банк, местные органы власти Договаривающегося Государства, а также компании, акции которых котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее чем 15% акций, дающих право голоса в таких компаниях, находятся в свободном обращении, и которые прямо владеют не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение периода 365 дней.
Аналогично с Кипром внесенными изменениями предусмотрено, что проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого Государства, но, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 15% от общей суммы процентов. Отметим, что до начала применения изменений, внесенных Протоколом, статьей 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами только в этом другом Государстве.
Пониженная ставка 5% по выплачиваемым процентам установлена для резидента - фактического получателя дохода, которым является компания, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее чем 15% акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей проценты, в течение периода 365 дней.
Предусмотрено налогообложение процентов только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является фактический получатель дохода, для страховых учреждений, пенсионных фондов, Правительства, местных органов власти, Центрального банка Договаривающегося Государства, а также банков. Кроме того, налогообложение только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является фактический получатель дохода, будет производиться в отношении процентов, выплачиваемых по следующим ценным бумагам, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже: государственным облигациям, корпоративным облигациям, внешним облигационным займам (еврооблигациям).
Статьей III Протокола определен порядок его вступления в силу и начала применения. Установлено, что Протокол вступает в силу с даты последнего из уведомлений, которое каждое из Договаривающихся Государств делает по дипломатическим каналам о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола, и применяется в обоих Договаривающихся Государствах в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором Протокол вступает в силу. Со стороны Российской Федерации все необходимые процедуры были завершены в срок, Закон № 486-ФЗ о ратификации Протокола с Люксембургом был официально опубликован и вступил в силу 30 декабря 2020 года. Однако у нас отсутствует официальная информация о завершении национальных процедур ратификации в Люксембурге. Ранее сообщалось, что Кабинет Министров Люксембурга одобрил законопроект о ратификации Протокола. Из публикаций в профессиональной прессе следует, что Люксембург так и не завершил в 2020 году ратификационные процедуры. На сегодняшний день Минфин России не опубликовал информацию о том, что между Договаривающимися Государствами произошел обмен соответствующими уведомлениями, в связи с чем полагаем, что Соглашение с Люксембургом об избежании двойного налогообложения в 2021 году продолжает применяться в прежней редакции без учета изменений, внесенных Протоколом от 06.11.2020. В случае появления официальной информации об ином мы Вас обязательно проинформируем.

Изменения, внесенные в Конвенцию об избежании двойного налогообложения с Мальтой
Протокол о внесении изменений в Конвенцию был подписан в Москве 1 октября 2020 года, законопроект № 1085849-7 о ратификации Протокола на дату подготовки сообщения находится на рассмотрении в Государственной Думе. Статьей V Протокола предусмотрено, что Протокол вступает в силу с даты последнего из письменных уведомлений Договаривающихся Государств, направленных по дипломатическим каналам, о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола, однако Протокол временно применяется с 1 января 2021 года. Таким образом, независимо от завершения национальных процедур ратификации, с 1 января 2021 года при выплате процентов и дивидендов резидентам Мальты необходимо руководствоваться положениями Конвенции между РФ и Мальтой об избежании двойного налогообложения в редакции Протокола от 01.10.2020.
Отметим, что Протоколом повышена ставка налога по дивидендам до 15%. До внесения изменений с дивидендов, выплачиваемых компанией - резидентом России резиденту Мальты, взимаемый в России налог не должен был превышать 5% общей суммы дивидендов, если фактическое право на них имела компания, которая прямо владела не менее чем 25% капитала компании - плательщика дивидендов, и эта доля участия в капитале составляла не менее чем 100'000 евро; 10% общей суммы дивидендов - во всех остальных случаях.
Внесенными правками пониженная ставка по дивидендам 5% установлена для тех же резидентов - фактических получателей дохода, что и в Протоколах с Кипром и Люксембургом: страховые учреждения, пенсионные фонды, Правительство, Центральный банк, местные органы власти Договаривающегося Государства, а также компании, акции которых котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее чем 15% акций, дающих право голоса в таких компаниях, находятся в свободном обращении, и которые прямо владеют не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение периода 365 дней.
Протоколом предусмотрено, что по общему правилу проценты могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 15% от общей суммы процентов. До внесения правок по общему правилу взимаемый налог не должен был превышать 5% от общей суммы такого дохода.
Протоколом пониженная ставка 5% по выплачиваемым процентам установлена для тех же резидентов - фактических получателей дохода, имеющих право на пониженную ставку по дивидендам, а также для банков и при выплате процентов по котируемым на зарегистрированной фондовой бирже государственным облигациям, корпоративным облигациям, внешним облигационным займам (еврооблигациям).

Резюмируя изложенное, еще раз отметим, что, с нашей точки зрения, при выплате процентов и дивидендов с 1 января 2021 года положения Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного с Великим Герцогством Люксембург, подлежат применению в прежней редакции без учета изменений, внесенных Протоколом от 06.11.2020 (исходя из имеющейся на сегодня информации о незавершении Люксембургом ратификационных процедур в 2020 году), в то время как положения Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром и Конвенции об избежании двойного налогообложения с Мальтой с 1 января 2021 года применяются в редакции соответствующих Протоколов, несмотря на то, что на сегодняшний Протокол с Мальтой даже не ратифицирован. В заключение хотим обратить Ваше внимание также на то, что с 1 января 2021 года при применении соглашений об избежании двойного налогообложения необходимо учитывать положения Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI), о содержании и порядке применения которой мы информировали Вас ранее. Напомним, что отныне необходимо доказать, что встраивание в цепочку платежей иностранной компании не имело своей основной целью получение льгот по соглашению об избежании двойного налогообложения, а были иные существенные причины неналогового характера.

Исп. Кобякова Е.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено