О Рекомендациях Минфина РФ по аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год

Настоятельно рекомендуем ознакомиться для использования в работе с Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год (приложение к письму Минфина РФ от 29.12.2020 № 07-04-09/115445).

Как обычно, мы считаем полезным изучение этого документа не только аудиторами (для которых он непосредственно направлен), но и для аудируемых лиц, а также вообще для всех организаций, подготавливающих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, даже если она не подлежит обязательному аудиту.

Традиционная структура Рекомендаций, ежегодно подготавливаемых Минфином РФ, содержит раздел, напрямую касающийся именно проведения аудита (в этот раз Минфин РФ включил в него подраздел, посвященный особенностям, связанным с проведением аудита в условиях распространения коронавирусной инфекции и ограничений с ней связанных, а также подраздел, посвященный выражению аудитором профессионального скептицизма), а также раздел, посвященный непосредственно отдельным вопросам подготовки бухгалтерской отчетности за 2020 год (с подразделами, касающимися всех организаций и отдельно кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе страховых организаций).

Отдельно выделим подраздел, посвященный общим вопросам подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

В целом, на наш взгляд, Минфин РФ не отразил каких-то новых и принципиально важных для составления отчетности именно за 2020 год положений, в основном сконцентрировавшись на напоминании о принятых в 2020-м году новых нормативных актах по бухгалтерскому учету, в том числе в части вопросов представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО в электронном виде, перечислению действующих нормативных документов, которыми следует руководствоваться при формировании отчетности за 2020 год, и на ряде частных ситуаций, связанных с особенностями 2020-года, которые, по нашим оценкам, не будут касаться наиболее широкого круга лиц. Отдельно Минфин РФ рассмотрел вопросы подготовки и раскрытия консолидированной финансовой отчетности.

Среди всех освещенных Минфином РФ вопросов, которые, на наш взгляд, следует отметить, выделим следующие:

1) Переклассификация в основные средства долгосрочных активов к продаже (ранее переведенных в их состав из основных средств).

Минфин РФ отметил, что в случае если перевод объекта бухгалтерского учета из состава долгосрочных активов к продаже в состав основных средств производится в связи с отсутствием достаточных оснований для первоначального перевода основных средств в долгосрочные активы к продаже (отсутствием надлежащего подтверждения того, что возобновление использования объекта не предполагается), то при отражении этого факта хозяйственной жизни следует руководствоваться ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", т.е. как исправление ошибки в бухгалтерском учете.
Если же перевод объекта бухгалтерского учета из состава долгосрочных активов к продаже в состав основных средств обусловлен возникновением новых фактов и обстоятельств и не является исправлением ошибки в бухгалтерском учете в смысле ПБУ 22/2010, то исходя из ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" организация должна разработать способ ведения бухгалтерского учета данного факта хозяйственной жизни самостоятельно, но, в первую очередь, ориентируясь на МСФО. В данном случае Минфин РФ указал на необходимость использования МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" (введен в действие на территории РФ приказом МФ РФ от 28.12.2015 № 217н).

Названный МСФО предполагает, что в этом случае организация должна оценить внеоборотный актив, классификация которого как предназначенного для продажи была прекращена, по наименьшей сумме из:

(a) его балансовой стоимости до того, как актив был классифицирован как предназначенный для продажи, скорректированной на суммы амортизации или переоценок, которые были бы признаны, если бы актив не был классифицирован как предназначенный для продажи;
и
(b) его возмещаемой суммы на дату последующего решения не продавать или не распределять.
Организация должна включать требуемые корректировки балансовой стоимости внеоборотного актива, классификация которого в качестве предназначенного для продажи, в состав прибыли или убытка от деятельности за соответствующий период.
Финансовая отчетность за все периоды с момента классификации актива в качестве предназначенного для продажи должна быть соответствующим образом скорректирована, только если внеоборотный актив, классификация которого в качестве предназначенного для продажи была прекращена, является дочерней организацией, совместными операциями, совместным предприятием, ассоциированной организацией или долей участия в совместном предприятии или ассоциированной организации.

2) Особенности инвентаризации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Напомнив про обязательность годовой инвентаризации, Минфин РФ указал на то, что:

а) в исключительных случаях, обусловленных введенными в установленном порядке ограничениями, направленными на предупреждение и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, допустимо применение в отношении отдельных видов активов альтернативных способов выявления фактического наличия соответствующих объектов, обеспечивающих достоверное и полное представление в бухгалтерской отчетности информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

б) нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, в частности Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ от 13.06.1995 № 49, не содержат положений, препятствующих применению современных средств выявления фактического наличия имущества. Какие именно методы выявления фактического наличия имущества Минфин РФ называет "современными" в данном случае, не уточняется. В любом случае, очевидно, что методы и способы проведения инвентаризации более не могут считаться ограниченными только теми, что прямо указаны в Методических указаниях, с момента утверждения которых на сегодня прошло уже более 25 лет.

3) О переоценке нематериальных активов.

Минфин напомнил, что согласно ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка таких активов.
При этом действующие стандарты бухгалтерского учета не содержат определение активного рынка. В связи с этим Минфин РФ в очередной раз "отправил" организации к текстам МСФО, а именно к МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" , согласно которому активным является рынок, на котором сделки в отношении определенного актива или обязательства осуществляются с достаточной частотой и в достаточном объеме, чтобы обеспечивать информацию о ценах на постоянной основе.
Кроме того, Минфином РФ указано, что согласно МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" наличие активного рынка исключается, если речь идет о торговых марках, титульных данных газет, правах на выпуск музыкальных альбомов и кинофильмов, патентах или товарных знаках. Тем самым фактически Минфин РФ указал, что данные виды НМА не подлежат переоценке.

4) Классификация расходов на выплаты членам Совета директоров и ревизионной комиссии.

Минфин РФ указал, что начисление вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) и членам ревизионной комиссии на основании принятых в установленном порядке решений признаются расходами организации в порядке, предусмотренном ПБУ 10/99 "Расходы организации". О классификации таких расходов как прочих или относящихся к расходам по обычным видам деятельности, Минфин РФ ничего не указал (на наш взгляд, оснований относить такие расходы к "обычной деятельности", в полной мере нет).

5) О последствиях изменения выбранного способа формирования показателя "текущий налог на прибыль" при применении ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Минфин РФ напомнил, что пунктом 22 ПБУ 18/02 установлены способы определения организациями величины текущего налога на прибыль. При этом ПБУ 18/02 не содержит ограничений для применения организацией любого из способов (так называемого балансового способа или способа отсрочки) по своему выбору. Принятое организацией решение оформляется в учетной политике организации.
В случае принятия организацией решения об изменении учетной политики в отношении применяемого способа определения текущего налога на прибыль последствия такого изменения отражаются в разделе 2 "Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок" отчета об изменениях капитала, форма которого утверждена приказом МФ РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
В данном случае обращаем внимание на подтверждение Минфином принципа о том, что изменение учетной политики в отношении применения ПБУ 18/02 оказывает итоговое влияние на капитал, а не на финансовые результаты.
Но, к сожалению, в данном конкретном случае Минфин РФ сделал это указание прямо только по одному из вопросов - выбору варианта формирования показателя "текущий налог на прибыль", в то время как для большинства более актуальным было бы аналогичное указание, касающееся последствий перехода на балансовый метод учета временных разниц и связанное с ним изменение классификации отдельных разниц, впервые ставшее обязательным для применения и отражения в отчетности именно за 2020 год (изменения ПБУ 18/02, предусмотренные приказом МФ РФ от 20.11.2018 № 236н).

Полный текст Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год (приложение к письму Минфина РФ от 29.12.2020 № 07-04-09/115445) с выделенными наиболее интересными, на наш взгляд, моментами можно скачать по ссылке: Рекомендации аудиторским организациям за 2020 год.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6