Об изменениях, касающихся величины МРОТ и прожиточного минимума

Информируем о принятии следующих законов:
1) Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 473-ФЗ), опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29.12.2020 и вступает в силу 01.01.2021 (за исключением отдельных положений).

2) Федеральный закон от 23.11.2020 № 378-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда" (далее - Закон № 378-ФЗ), опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23.11.2020 и вступил в силу 04.12.2020.

Далее рассмотрим вносимые указанными документами изменения подробнее.

1. Законом № 473-ФЗ устанавливается размер МРОТ на 2021 год; вводятся новые величины - медианный среднедушевой доход и медианная заработная плата; определяется допустимое соотношение прожиточного минимума и медианного среднедушевого дохода, а также допустимое соотношение МРОТ и медианной заработной платы.

МРОТ с 1 января 2021 года устанавливается в сумме 12'792 рубля в месяц (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Закона № 473-ФЗ).

Для удобства дополнительно приводим сведения о размере минимальной заработной платы, установленной в отдельных субъектах РФ, согласно информации, имеющейся в общедоступных источниках информации на дату подготовки настоящего информационного письма:
- Санкт-Петербург - 19'000 рублей в месяц (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2020 год, заключено 27.12.2019, информации о принятии нового соглашения нет);
- Ленинградская область - 12'800 рублей с 1 января 2021 года, 13'000 рублей с 1 апреля 2021 года, 13'315 рублей с 1 сентября 2021 года, 14'250 рублей с 1 декабря 2021 года (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2021 год, заключено 24.12.2020);
- Москва - 20'589 рублей (п. 3.2. "Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" и Постановление Правительства Москвы от 15.12.2020 "2207-ПП
"Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2020 г.");
- Республика Карелия - действует "федеральный" МРОТ, подлежащий, на наш взгляд, увеличению на размер районных коэффициентов (как это следует из Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П);
- Омская область - 12'792 рубля для работников некоммерческих организаций, организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, а также работников, участвующих в общественных работах и 13'377 рублей для работников других работодателей (Региональное соглашение "О минимальной заработной плате в Омской области" № 70-РС от 23.12.2020). Указанная минимальная заработная плата, по нашему мнению, также подлежит увеличению на размер районных коэффициентов (как это следует из Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П);
- Томская область - 12'792 рубля (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2021 год, заключено 21.12.2020). Указанная минимальная заработная плата, по нашему мнению, также подлежит увеличению на размер районных коэффициентов (как это следует из Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П).

Вернемся к рассмотрению правок, внесенных Законом № 473-ФЗ, и отметим, что основные из них касаются введения новых величин - медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. Как было указано в пояснительной записке к проекту данных изменений "исходя из анализа международного опыта законопроектом предлагается отказаться от устаревшего подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год. <...> Предлагается устанавливать на федеральном уровне прожиточный минимум с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда - с учетом медианной заработной платы".

Закон № 473-ФЗ не дает определения медианной заработной платы, однако устанавливает, что МРОТ на очередной год будет устанавливаться федеральным законом в текущем году и будет исчисляться исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), за предыдущий год. С 2021 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере 42% и должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Закона № 473-ФЗ).

Законом № 473-ФЗ также закреплено, что МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год (та же статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Закона № 473-ФЗ).

Помимо этого, Законом № 473-ФЗ полностью меняется порядок расчета прожиточного минимума, определенный Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон о прожиточном минимуме в РФ).

Вводится новое понятие - медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется Федеральной службой государственной статистики - Росстатом (абзац 4 статьи 1 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

Законом № 473-ФЗ дается новое определение прожиточного минимума как минимальной необходимой для обеспечения жизнедеятельности суммы доходов гражданина (ранее определялось как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы). Также исключается определение потребительской корзины и порядок её установления.

Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год будет устанавливаться до 1 июля текущего года Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. При этом величина прожиточного минимума не равна медианному среднедушевому доходу, а представляет собой процентное соотношение (так, соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2%), которое должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет (пункт 1 статьи 3 Закона о прожиточном минимуме в РФ)

Законом № 473-ФЗ также установлены соотношения величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год, но уже в зависимости от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ:
- соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ устанавливается в размере 109% (и, как мы указали выше, именно не ниже данной величины должен быть МРОТ);
- соотношение величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ - в размере 86%;
- соотношение величины прожиточного минимума для детей в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ - в размере 97%.

Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ на очередной год будет устанавливаться до 15 сентября текущего года субъектом РФ с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ с особенностями, установленными самим субъектом РФ (пункт 3 статьи 3 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

При этом на 2021-2025 устанавливается переходный период поэтапного доведения в субъектах РФ величин прожиточного минимума. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ устанавливается субъектом РФ в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за второй квартал 2020 года. После этого будут применяться коэффициенты региональной дифференциации, определяемые Постановлением Правительства РФ с особенностями, установленными самим субъектом РФ (пункт 3 статьи 3 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ теперь подлежат ежегодному, а не ежеквартальному официальному опубликованию (статья 7 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

Законом № 473-ФЗ также внесены правки в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (по прямому указанию Закона № 473-ФЗ вступают в силу с 01.01.2022) и Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". На наш взгляд, они в основном носят технический характер и заключаются в том, что приводят нормы в соответствие с новым порядком расчета прожиточного минимума, устанавливаемого ежегодно.

2. Законом № 378-ФЗ в пяти законодательных актах было исключено указание на минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).

В частности, изменения внесены в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей (ранее не менее чем 5 тысяч МРОТ), а размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 100 тысяч рублей (ранее не менее чем 1 тысячу МРОТ).
Изменения коснулись также критериев крупных сделок унитарных предприятий - теперь крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более 10% уставного фонда государственного или муниципального предприятия (указанный критерий и ранее был установлен, но при этом альтернативно крупной сделкой признавалась сделка, которая более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ, что и было исключено Законом № 378-ФЗ).

Законом № 378-ФЗ также изменен Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Введено понятие "базовый размер исчисления сборов и штрафов", под которым понимается величина, в соответствии с которой рассчитываются сборы и штрафы для участников перевозочного процесса, равная 100 рублям, и которое по тексту заменяет собой отсылку к МРОТ. Напомним, что до вступления в силу Закона № 378-ФЗ для расчетов применялся МРОТ в размере 100 рублей, установленный статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, на наш взгляд, по существу ничего не меняется, однако при направлении претензий по основаниям, возникшим после 04.12.2020, необходимо учитывать новую редакцию закона.

Согласно статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ в редакции Закона № 378-ФЗ взыскание по исполнительным документам может быть обращено на имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника только в случае, если его стоимость превышает 10 тысяч рублей (ранее 100 установленных МРОТ).

Помимо этого, указание на МРОТ исключено из Федерального закона от 8 декабря 1995 года
№ 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (обязательная ревизия проводится при сумме активов 10 миллионов рублей, а не при превышении в 100 тысяч раз установленный МРОТ).

Аналогичные по своей сути правки внесены в Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (запрет для организаций федерального железнодорожного транспорта после включения в прогнозный план (программу) приватизации совершать сделки, цена которых превышает 5 миллионов рублей (ранее более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ).

Исп. Шумилина М.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6