Об изменениях, касающихся величины МРОТ и прожиточного минимума

Информируем о принятии следующих законов:
1) Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 473-ФЗ), опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 29.12.2020 и вступает в силу 01.01.2021 (за исключением отдельных положений).

2) Федеральный закон от 23.11.2020 № 378-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда" (далее - Закон № 378-ФЗ), опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 23.11.2020 и вступил в силу 04.12.2020.

Далее рассмотрим вносимые указанными документами изменения подробнее.

1. Законом № 473-ФЗ устанавливается размер МРОТ на 2021 год; вводятся новые величины - медианный среднедушевой доход и медианная заработная плата; определяется допустимое соотношение прожиточного минимума и медианного среднедушевого дохода, а также допустимое соотношение МРОТ и медианной заработной платы.

МРОТ с 1 января 2021 года устанавливается в сумме 12'792 рубля в месяц (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Закона № 473-ФЗ).

Для удобства дополнительно приводим сведения о размере минимальной заработной платы, установленной в отдельных субъектах РФ, согласно информации, имеющейся в общедоступных источниках информации на дату подготовки настоящего информационного письма:
- Санкт-Петербург - 19'000 рублей в месяц (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2020 год, заключено 27.12.2019, информации о принятии нового соглашения нет);
- Ленинградская область - 12'800 рублей с 1 января 2021 года, 13'000 рублей с 1 апреля 2021 года, 13'315 рублей с 1 сентября 2021 года, 14'250 рублей с 1 декабря 2021 года (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2021 год, заключено 24.12.2020);
- Москва - 20'589 рублей (п. 3.2. "Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" и Постановление Правительства Москвы от 15.12.2020 "2207-ПП
"Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2020 г.");
- Республика Карелия - действует "федеральный" МРОТ, подлежащий, на наш взгляд, увеличению на размер районных коэффициентов (как это следует из Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П);
- Омская область - 12'792 рубля для работников некоммерческих организаций, организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, а также работников, участвующих в общественных работах и 13'377 рублей для работников других работодателей (Региональное соглашение "О минимальной заработной плате в Омской области" № 70-РС от 23.12.2020). Указанная минимальная заработная плата, по нашему мнению, также подлежит увеличению на размер районных коэффициентов (как это следует из Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П);
- Томская область - 12'792 рубля (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2021 год, заключено 21.12.2020). Указанная минимальная заработная плата, по нашему мнению, также подлежит увеличению на размер районных коэффициентов (как это следует из Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П).

Вернемся к рассмотрению правок, внесенных Законом № 473-ФЗ, и отметим, что основные из них касаются введения новых величин - медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. Как было указано в пояснительной записке к проекту данных изменений "исходя из анализа международного опыта законопроектом предлагается отказаться от устаревшего подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год. <...> Предлагается устанавливать на федеральном уровне прожиточный минимум с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда - с учетом медианной заработной платы".

Закон № 473-ФЗ не дает определения медианной заработной платы, однако устанавливает, что МРОТ на очередной год будет устанавливаться федеральным законом в текущем году и будет исчисляться исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), за предыдущий год. С 2021 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере 42% и должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Закона № 473-ФЗ).

Законом № 473-ФЗ также закреплено, что МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год (та же статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Закона № 473-ФЗ).

Помимо этого, Законом № 473-ФЗ полностью меняется порядок расчета прожиточного минимума, определенный Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон о прожиточном минимуме в РФ).

Вводится новое понятие - медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется Федеральной службой государственной статистики - Росстатом (абзац 4 статьи 1 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

Законом № 473-ФЗ дается новое определение прожиточного минимума как минимальной необходимой для обеспечения жизнедеятельности суммы доходов гражданина (ранее определялось как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы). Также исключается определение потребительской корзины и порядок её установления.

Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год будет устанавливаться до 1 июля текущего года Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. При этом величина прожиточного минимума не равна медианному среднедушевому доходу, а представляет собой процентное соотношение (так, соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2%), которое должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет (пункт 1 статьи 3 Закона о прожиточном минимуме в РФ)

Законом № 473-ФЗ также установлены соотношения величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год, но уже в зависимости от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ:
- соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ устанавливается в размере 109% (и, как мы указали выше, именно не ниже данной величины должен быть МРОТ);
- соотношение величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ - в размере 86%;
- соотношение величины прожиточного минимума для детей в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ - в размере 97%.

Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ на очередной год будет устанавливаться до 15 сентября текущего года субъектом РФ с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ с особенностями, установленными самим субъектом РФ (пункт 3 статьи 3 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

При этом на 2021-2025 устанавливается переходный период поэтапного доведения в субъектах РФ величин прожиточного минимума. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ устанавливается субъектом РФ в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за второй квартал 2020 года. После этого будут применяться коэффициенты региональной дифференциации, определяемые Постановлением Правительства РФ с особенностями, установленными самим субъектом РФ (пункт 3 статьи 3 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ теперь подлежат ежегодному, а не ежеквартальному официальному опубликованию (статья 7 Закона о прожиточном минимуме в РФ).

Законом № 473-ФЗ также внесены правки в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (по прямому указанию Закона № 473-ФЗ вступают в силу с 01.01.2022) и Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". На наш взгляд, они в основном носят технический характер и заключаются в том, что приводят нормы в соответствие с новым порядком расчета прожиточного минимума, устанавливаемого ежегодно.

2. Законом № 378-ФЗ в пяти законодательных актах было исключено указание на минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).

В частности, изменения внесены в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей (ранее не менее чем 5 тысяч МРОТ), а размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 100 тысяч рублей (ранее не менее чем 1 тысячу МРОТ).
Изменения коснулись также критериев крупных сделок унитарных предприятий - теперь крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более 10% уставного фонда государственного или муниципального предприятия (указанный критерий и ранее был установлен, но при этом альтернативно крупной сделкой признавалась сделка, которая более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ, что и было исключено Законом № 378-ФЗ).

Законом № 378-ФЗ также изменен Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Введено понятие "базовый размер исчисления сборов и штрафов", под которым понимается величина, в соответствии с которой рассчитываются сборы и штрафы для участников перевозочного процесса, равная 100 рублям, и которое по тексту заменяет собой отсылку к МРОТ. Напомним, что до вступления в силу Закона № 378-ФЗ для расчетов применялся МРОТ в размере 100 рублей, установленный статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, на наш взгляд, по существу ничего не меняется, однако при направлении претензий по основаниям, возникшим после 04.12.2020, необходимо учитывать новую редакцию закона.

Согласно статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ в редакции Закона № 378-ФЗ взыскание по исполнительным документам может быть обращено на имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника только в случае, если его стоимость превышает 10 тысяч рублей (ранее 100 установленных МРОТ).

Помимо этого, указание на МРОТ исключено из Федерального закона от 8 декабря 1995 года
№ 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (обязательная ревизия проводится при сумме активов 10 миллионов рублей, а не при превышении в 100 тысяч раз установленный МРОТ).

Аналогичные по своей сути правки внесены в Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (запрет для организаций федерального железнодорожного транспорта после включения в прогнозный план (программу) приватизации совершать сделки, цена которых превышает 5 миллионов рублей (ранее более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ).

Исп. Шумилина М.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено