Обобщение Минфином РФ практики применения МСФО (по вопросу учета НДС по арендным платежам и раскрытия информации о конечном бенефециаре)

Сообщаем об Информации Минфина РФ № ОП 14-2020 "Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации", размещенной 18.12.2020 на официальном сайте Минфина https://minfin.gov.ru/ru/om/focal_advisory/wg_msfo/?id_65=132187-obobshchenie_praktiki_primeneniya_msfo_na_territorii_rossiiskoi_federatsii_op_14-2020.

Несмотря на то, что рассматриваемые разъяснения Минфина РФ касаются непосредственно практики применения МСФО в РФ и поэтому являются обязательными для применения только для организаций, которые в силу законодательства РФ обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО, полагаем, что рассматриваемый документ может представлять интерес для гораздо более широкого круга лиц, в том числе, для тех, кто принял решение о досрочном применении ФСБУ 25/2015 "Аренда", а также для организаций, которые обязаны в своей бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах и (или) связанных сторонах.

В частности, регулятор разъяснил два аспекта:

1) По вопросу учета НДС в отношении арендных платежей.
В соответствии с Приложением А к МСФО (IFRS) 16 "Аренда" в состав арендных платежей как арендодателем, так и арендодателем включаются только платежи, осуществляемые арендатором в пользу арендодателя в связи с правом пользования базовым активом в течение срока аренды.
Сумма НДС хоть и включается в состав платежа, уплачиваемого арендатором арендодателю, но не является суммой, уплачиваемой в связи с правом пользования базовым активом в течение срока аренды, также как и не является возмещением затрат арендодателя на предоставление права пользования базовым активом.
Для арендатора сумма НДС - это обязательство в отношении налогов, отличных от налога на прибыль, и относится к сфере применения Разъяснения КРМФО (IFRIC) 21 "Обязательные платежи", в соответствии с которым подлежащая уплате арендатором сумма НДС (как возмещаемого, так и невозмещаемого) подлежит признанию в качестве обязательства в момент возникновения у арендатора обязанности по ее уплате согласно законодательству РФ о налогах и сборах.

Напомним, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов. В связи с чем, полагаем, что рассматриваемыми разъяснениями Минфина РФ допустимо руководствоваться и при применении ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (утв. приказом МФ РФ от 16.10.2018 № 208н), который в свою очередь в обязательном порядке будет применяться, начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год, либо ранее - по решению самой организации.

2) По вопросу минимального состава раскрываемой информации о стороне, обладающей конечным контролем.
Регулятор отметил, что согласно пункту 13 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах" организация должна раскрыть наименование своей материнской компании и стороны, обладающей конечным контролем, если эта стороны отлична от материнской организации. В качестве пояснений о том, какая именно информация должна раскрываться в отчетности, Минфин РФ заключил следующее: исходя из существующей практики, в случае, когда такой стороной является физическое лицо, в отчетности принято раскрывать его фамилию, имя, отчество (при наличии), в отношении юридического лица - как минимум, его наименование.

Напомним, что в общем случае необходимость применения МСФО на территории РФ обусловлена положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и касается тех организаций, которые подпадают под его действие.

При этом напомним, что в свое время касаемо применения норм отечественных стандартов бухгалтерского учета Минфин РФ в своих Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (утв. письмом МФ РФ от 29.01.2014 № 07-04-18/01) указывал, что информация о связанных сторонах, раскрываемая в бухгалтерской отчетности, должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций со связанными сторонами. В частности, при раскрытии информации о бенефициарных владельцах должны указываться сведения, позволяющие однозначно идентифицировать данного владельца.

Исп. Борисова Ю.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6