Изменение Порядка ведения кассовых операций (Указание ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У)

Информируем об Указании ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее также Указание № 5587-У).

Указание № 5587-У прошло регистрацию в Минюсте РФ только 11.11.2020, было официально опубликовано на сайте ЦБ РФ http://www.cbr.ru 19.11.2020 и вступило в силу с 30.11.2020.

Часть внесенных в Порядок ведения кассовых операций правок носит технический или уточняющий характер, связанный с произошедшими за последнее время изменениями в части используемого ЦБ РФ понятийного аппарата и принятых им новых нормативных актов, в том числе в связи с появлением новых технических возможностей и технологий приемки и выдачи наличных денег.

Ниже мы рассмотрели только те внесенные правки, которые, на наш взгляд, могут так или иначе повлиять на фактический порядок ведения и оформления кассовых операций, а также вообще на все аспекты деятельности, касающиеся использования в хозяйственном обороте наличных денежных средств:

1. Введено новое правило, согласно которому в случае если обособленное подразделение юридического лица не осуществляет хранение наличных денег и по окончании проведения кассовых операций сдает наличные деньги в кассу юридического лица, кассовую книгу такому обособленному подразделению юридического лица допускается не вести.
Данное указание внесено в пункт 4.6 Порядка ведения кассовых операций.
Поскольку данное правило сформулировано как право (а не обязанность), полагаем возможным применить на практике уже вступившую в силу норму с начала нового периода, предусмотрев это в своих внутренних локальных актах (например, с 01.01.2021).

2. Установлена прямая обязанность кассира при приеме наличных денег осуществлять контроль их платежеспособности в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России".

Напомним, что согласно упомянутому выше Указанию № 1778-У требующими обмена (замены, сдачи в банк) бумажными денежными купюрами признаются банкноты, имеющие следующие недостатки:

- утрачен значительный фрагмент, в том числе обожженные, подвергнутые воздействию агрессивных сред, обугленные и истлевшие купюры;

- склеенные из фрагментов (без учета количества фрагментов), если один фрагмент или несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте Банка России, занимают не менее 55% от первоначальной площади банкноты;

- составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50% от первоначальной площади банкноты;

- изменение окраски и свечения в ультрафиолетовых лучах, если на них отчетливо просматриваются изображения (за исключением банкнот, окрашенных красящими веществами, предназначенными для предотвращения хищения при их перевозке и хранении).

Помимо этого, нормы о проверке купюр (банкнот, монет) на наличие у них повреждений установлены и для операций по выдаче кассиром наличных средств из кассы. Пункт 6.2 Порядка ведения кассовых операций дополнен указанием на то, что выдача кассиром банкнот Банка России, имеющих одно и более из повреждений, указанных в абзацах 6 - 15 пункта 2.9 Положения ЦБ РФ № 630-П, не допускается. Банкноты, имеющие одно и более из указанных повреждений, сдаются в банк или в организацию, входящую в систему ЦБ РФ.

Упомянутое Положение № 630-П к таким повреждениям (повреждениям, перечисленным в абзацах 6 - 15 пункта 2.9 этого документа) относит:

- загрязнение поверхности лицевой и (или) оборотной сторон, приводящее к снижению яркости изображения на 8% и более. К сожалению, не ясно, как именно кассир любого экономического субъекта должен проверять выполнение данного условия при выдаче денег. По крайней мере отметим, что требований о приобретении и наличии соответствующих технических устройств для данных целей законодательно не закреплено;

- постороннюю надпись (посторонние надписи), состоящую из двух и более знаков (символов);

- посторонний рисунок (посторонние рисунки), оттиск (оттиски) штампа;

- контрастное пятно (контрастные пятна) диаметром 5 мм и более;

- разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

- сквозное отверстие (отверстия), прокол (проколы) диаметром 4 мм и более;

- нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой;

- утраченный угол (углы) площадью 32 мм2 и более;

- утраченный край (края), вследствие чего размеры банкноты по длине и (или) ширине уменьшились на 5 мм и более;

- частично утраченный красочный слой в результате потертости и (или) обесцвечивания. Данный признак повреждения также, на наш взгляд, не определен в части того, как именно кассир сможет проверять его наличие.

- имеющие брак изготовителей.

3. Переформулирована норма, требующая от кассира при выдаче из кассы наличных денежных средств идентифицировать личность получателя путем проверки подлежащих предъявлению им документов (паспорт, иной документ, удостоверяющий личность, доверенность). В новой редакции пункта 6.1 Порядка ведения кассовых операций осталось лишь указание на то, что кассир должен удостовериться в том, что выдача наличных денег осуществляется лицу, указанному в расходном кассовом ордере (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Правила, касающиеся проверки предъявляемой получателем средств доверенности (в случае наличия таковой) и необходимости оставления себе её копии в принципе исключены. Представляется, что это связано с тем, что соответствующие вопросы не относятся непосредственно к порядку ведения кассовых операций и являются общими для всех случаев проверки полномочий лица, действующего на основании доверенности. Что касается ранее упомянутой в тексте обязательности во всех случаях и всегда предъявления паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) при получении наличных средств в кассе, полагаем, что это можно было назвать в определенных ситуациях избыточным требованием. В то же время считаем, что внесенные изменения не означают, что идентификация получателя наличных средств в кассе путем требования к нему предъявить удостоверяющие личность документы отныне невозможна.

4. Уточнен порядок выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя (пункт 6.3 Порядка ведения кассовых операций). Впервые нормативно прямо закреплено, что распорядительный документ юридического лица, индивидуального предпринимателя на соответствующую выплату из кассы допускается оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются.

Помимо этого исключена норма о том, что авансовый отчет подотчетного лица по полученным под отчет средствам должен быть представлен в срок, не превышающий 3-х рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу. Вместо этого Указание № 5587-У закрепляет, что срок представления авансового отчета должен быть установлен руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (без каких-либо временных ограничений его длины на нормативном уровне).

5. Признан утратившим силу абзац 3 пункта 6.5 Порядка ведения кассовых операций, который до сих пор был единственным нормативным правилом, упоминающим порядок депонирования не выданной в срок (из-за неявки получателей) заработной платы. Отмененный абзац устанавливал: "В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись "депонировано" напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011), проставляет свою подпись на расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю)".
Еще раз повторим, что нигде более в Порядке ведения кассовых операций ни понятие "депонирование заработной платы", ни правила, касающиеся такого депонирования, нет и с учетом отмены приведенного выше абзаца теперь вообще не будет.

Более того, мы должны констатировать, что указанное понятие "депонирование средств заработной платы" в принципе после указанной отмены остается лишь в одном документе - в Плане счетов бухгалтерского учета, предусматривающем учет не выплаченных в срок средств оплаты труда (из-за неявки получателей) на отдельном субсчете 4 счета 76, как "Расчеты по депонированным суммам".
Собственно, это означает лишь то, что требование об обособлении задолженности по невыплаченным по причине неявки для получения средств суммам оплаты труда остается исключительно для целей бухгалтерского учета.

В смысле порядка ведения кассовых операций, полагаем, не должно иметь особого значения и не должно требовать особого оформления образование остатка средств в кассе по причине неполучения неявившимися для этого работниками средств оплаты труда. По сути, это обычный остаток средств в кассе, который может там находиться в пределах установленного лимита остатка средств (напомним, что ИП и субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе). Обязательство по выплате заработной платы в случае её неполучения работником в срок, установленный для такого получения, никуда не девается, и только от того, что работник не явился в кассу за деньгами, не прекращается. Никакой обязательной необходимости как-либо специально "помечать" именно те средства, которые были для этого зарезервированы в кассе, нет. В конце концов, как указано выше, обязательство перед работником остаётся, а за счет каких именно средств оно в итоге будет погашено ни в смысле трудовых отношений, ни в смысле правил оборота наличных средств значения не имеет.
Полагаем, что именно этим обусловлена отмена указанных выше норм Порядка ведения кассовых операций. Что, на наш взгляд, не препятствует (в случае соответствующего самостоятельного решения) возможности и далее применять ранее использовавшиеся правила.
Хотя считаем, что стремительный перевод расчетов с работниками по оплате труда на безналичную основу, в целом делает рассматриваемый вопрос не столь существенным и важным.

В заключение еще раз повторим, что рассмотренные выше изменения вступили в силу с 30.11.2020.
Обратите внимание, что указанные правки могут потребовать приведения в соответствие с ними Ваших внутренних локальных актов, связанных с обеспечением расчетов наличными, а также, возможно, затронут вопросы трудовых отношений (в части, например, должностных обязанностей) работников, отвечающих за это (в первую очередь, кассиров и (или) лиц, на которых возложены их обязанности).

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6