О новом Приказе Минтранса РФ, утверждающим обязательные реквизиты путевого листа

Информируем о Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 11.09.2020 № 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ Минтранса России № 368), размещенном на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.10.2020 и вступающем в силу по его прямому указанию с 01.01.2021.

До вступления в силу Приказа Минтранса России № 368 продолжает действовать Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", который 01.01.2021 отменяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742 "О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств".

Основное новшество, вводимое с 01.01.2021 Приказом Минтранса России № 368 - это требование о том, что журнал путевых листов ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Напомним, что обязательной формы журнала регистрации путевых листов нет, при этом Организация имеет право использовать Типовую межотраслевую форму № 8 (журнал учета движения путевых листов), утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Остальные изменения, касающиеся обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, на наш взгляд, не являются столь существенными.

1. Обязательные реквизиты путевого листа согласно Приказу Минтранса России № 368 с 01.01.2021:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве (предусмотрены некоторые изменения)
5) сведения о водителе;
6) сведения о перевозке (новый обязательный реквизит путевого листа).

Приказом Минтранса России № 368 установлено, что с 01.01.2021 в составе сведений о транспортном средстве необходимо указывать не только тип и модель транспортного средства, модель прицепа (полуприцепа), но и марку транспортного средства, прицепа (полуприцепа). А вместо даты (числа, месяца, года) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства будет указываться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения (подробнее рассмотрено нами далее).

Сведения о перевозке являются новым обязательным реквизитом путевого листа, в которые включается информация о видах сообщения и видах перевозок. Напомним, что согласно статье 4, 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" виды сообщения подразделяются на городское, пригородное, междугороднее, международное сообщение; виды перевозок бывают следующие: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

2. Порядок заполнения путевых листов согласно Приказу Минтранса России № 368 предусматривает следующие изменения.

В п. 15 Приказа Минтранса России № 368 теперь указаны конкретные формулировки отметок о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медицинского осмотра (по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен". По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка "прошел послерейсовый медицинский осмотр"). Однако указанные формулировки и ранее были предусмотрены Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", соответственно не являются чем-то новым.

В п. 16 Приказа Минтранса России № 368 предусмотрено, что даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обращаем Ваше внимание, что до 01.01.2021 должен быть принят новый порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния, который будет действовать взамен отменяемого с 01.01.2021 Приказа Минтранса России от 08.08.2018 № 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".

Дополнительно хотели бы выразить свое мнение относительно проблематики, касающейся необходимости оформления путевых листов для сотрудников, использующих служебный транспорт в качестве водителей и при этом не перевозящих пассажиров или багаж. Напомним, что однозначно указанный вопрос законодательством не разрешен. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" без оформления путевого листа запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, следовательно имеются основания сделать вывод о том, что в случае отсутствия при перевозке пассажиров или багажа путевой лист может не оформляться. Ранее указанное толкование подтверждалось и п. 9 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа). Однако аналогичный по содержанию п. 8 Приказа Минтранса России № 368 изложен в иной редакции (путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем). Несмотря на то, что приведенное положение Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта остается неизменным, и имеет приоритет над Приказом Минтранса России № 368, но все-таки указанное изменение несколько ослабляет позицию о том, что оформление путевых листов в рассматриваемой ситуации не является обязательным. Напомним, что согласно ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ водитель, не имеющий при себе путевого листа, когда его оформление является обязательным, может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа 500 рублей.
При этом именно путевой лист рассматривается налоговыми органами как документ, подтверждающий не только расходы на ГСМ, зарплату водителя, но и производственный характер и даже реальность затрат, связанных с ГСМ и перевозками. В этой связи неприменение в своей деятельности путевых листов может повлечь за собой налоговые претензии. Хотя для указанных выше целей организация может использовать самостоятельно разработанную форму путевого листа или унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (что не снимает вопрос о необходимости наличия путевого листа со всеми обязательными реквизитами в рамках соблюдения требований безопасности дорожного движения).

Исп. Шумилина М.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6