О правках, внесенных в Закон о валютном регулировании (Федеральный закон от 31.07.2020 № 291-ФЗ)

Информируем о Федеральном законе от 31.07.2020 № 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.07.2020 и вступившем в силу по истечении 10 дней после даты официального опубликования, то есть 11.08.2020.

Ниже нами будут рассмотрены наиболее существенные правки, внесенные в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

1) По всему тексту Закона № 173-ФЗ "отчеты о движении средств", представляемые резидентами по счетам, открытым в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка, заменены на "отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов".

ФНС России, а также рядом комментаторов указано на то, что тем самым Законом № 291-ФЗ введена обязанность резидентов отчитываться о движении не только денежных средств, но и иных финансовых активов по счетам в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка. С нашей точки зрения, в данном подходе есть определенное лукавство, поскольку отчеты о движении средств и ранее предполагали предоставление резидентами информации о движении не только денежных средств, но и иных активов, учитываемых на счетах в зарубежных банках, на что неоднократно указывалось Минфином России. Кроме того, при направлении резидентом в налоговый орган уведомления об открытии счета в зарубежном банке, на котором учитывались не денежные средства, а иные финансовые активы, например, ценные бумаги, налоговый орган настаивал на представлении в дальнейшем резидентом отчетов о движении средств по такому счету, указывая на то, что из наименования отчета не следует, что отчет представляется только в связи с движением денежных средств.

С учетом внесенных правок частью 7 статьи 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что резиденты - организации и индивидуальные предприниматели представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Физические лица - резиденты, представляют налоговым органам по месту своего учета такие отчеты без подтверждающих документов также в установленном порядке.

Статьей 2 рассматриваемого Закона № 291-ФЗ установлено, что положения части 7 статьи 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Закона № 291-ФЗ) в части представления резидентами налоговым органам сведений о зачислении денежных средств и иных финансовых активов на счета (во вклады) резидентов, открытые в зарубежных организациях финансового рынка (за исключением банков), и (или) об их списании, а также об остатках денежных средств и иных финансовых активов на таких счетах (вкладах) на начало и конец соответствующего отчетного периода в составе отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, применяются с 1 января 2021 года.

Таким образом, сведения о денежных средствах и иных финансовых активах на счетах (во вкладах) резидентов в зарубежных организациях финансового рынка (кроме банков) должны быть включены в соответствующий отчет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начиная с отчета за первый квартал 2021 года (со сроком представления до 30 апреля 2021 года); физическими лицами - начиная с отчета за 2021 год (со сроком представления до 1 июня 2022 года), а в случае закрытия счета (вклада) в 2021 году - в отчет, представляемый в месячный срок со дня его закрытия вместе с уведомлением о закрытии счета (вклада).

2) Внесены правки в часть 8 статьи 12 "Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ", статью 14 "Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций" Закона № 173-ФЗ.

Напомним, что частью 8 статьи 12 Закона № 173-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2020, предусмотрено, что требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за рубежом в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, в отношении которых иностранным государством введены меры ограничительного характера, в случае признания ФНС России таких лиц не являющимися налоговыми резидентами РФ в соответствующем налоговом периоде. При этом согласно данной редакции нормы к перечисленным категориям физических лиц не применяются требования о представлении отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, однако не по счетам (вкладам) в иных организациях финансового рынка, расположенных за рубежом, что, с нашей точки зрения, могло означать, что все физические лица - резиденты обязаны в установленный срок представлять отчеты о движении средств по счетам (вкладам), открытым в организациях финансового рынка, расположенных за пределами Российской Федерации (за исключением счетов (вкладов), открытых в организациях финансового рынка, находящихся в государствах, являющихся членами ЕАЭС или осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, если зачисления (списания) по такому счету (вкладу) за год не превысили 600'000 рублей либо остаток по нему не превысил указанную сумму, если зачислений в течение года не было).

Внесенными правками описанная неоднозначность нормы была устранена, и частью 8 статьи 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции рассматриваемого Закона № 291-ФЗ предусмотрено, что к перечисленным категориям физических лиц не применяются требования о представлении отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов не только в отношении счетов (вкладов), открытых в зарубежных банках, но и в иных организациях финансового рынка, находящихся за рубежом.

Далее в части 8 статьи 12 Закона № 173-ФЗ уточнено, что физические лица - резиденты (за исключением физических лиц, признанных ФНС России не являющимися налоговыми резидентами РФ в соответствующем налоговом периоде), которые не представляли налоговым органам отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам), открытым в зарубежных банках, а также в иных организациях финансового рынка, находящихся за рубежом, и срок пребывания которых за рубежом в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках, а также в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Правками, внесенными в части 2, 4 статьи 14 Закона № 173-ФЗ уточнено, что расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться резидентами - физическими и юридическими лицами не только через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона № 173-ФЗ в зарубежных банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за рубежом, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

3) По всему тексту Закона № 173-ФЗ исключено указание на "осуществление автоматического обмена финансовой информацией в соответствии с Многосторонним соглашением от 29.10.2014 или иным международным договором", добавлено упоминание "территорий".

До внесения рассматриваемых правок ряд мер по либерализации валютного контроля был увязан с местонахождением банков, в которых открыты счета резидентов, в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или иностранных государствах, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

Внесенными правками определено, что банки, в которых открыты счета резидентов, должны находиться в иностранных государствах или на территориях, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Обращаем внимание на то, что ранее упоминание территорий, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, в Законе № 173-ФЗ отсутствовало. Вместе с тем, Приказом ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ утвержден перечень государств, а также территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. На текущий момент данный перечень включает 12 территорий, в том числе такую популярную юрисдикцию как Британские Виргинские Острова.

С учетом изложенных правок на счета (во вклады) физических лиц - резидентов, открытые в зарубежных банках, могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (ч. 5.2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ в ред. Закона № 291-ФЗ).

Кроме того, если счет (вклад) физического лица - резидента открыт в зарубежном банке или иной организации финансового рынка, расположенных на территории государства - члена ЕАЭС или иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на такой счет (вклад) (списанных с этого счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600'000 рублей (эквивалент указанной суммы в иностранной валюте) либо остаток денежных средств на таком счете (вкладе) на конец отчетного года не превышает 600'000 рублей (эквивалент указанной суммы в иностранной валюте), если в течение отчетного года зачисление денежных средств на этот счет (вклад) не осуществлялось, то физическое лицо - резидент не представляет налоговым органам отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по такому счету (вкладу) (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ в ред. Закона № 291-ФЗ).

4) Расширен перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета представительств и филиалов юридических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ в ред. Закона № 291-ФЗ).

С 11 августа 2020 года на такие счета могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

- выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных представительством или филиалом денежных средств за возвращаемый им нерезиденту ранее купленный у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу в случае, если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом, по сделкам, связанным с осуществлением деятельности представительства или филиала, за исключением сделок, предусматривающих осуществление внешнеторговой деятельности;

- возвращаемые нерезидентом ранее внесенные представительством или филиалом суммы залога по договору аренды помещения;

- выплачиваемые представительству или филиалу по договору купли-продажи транспортного средства и (или) иного имущества, которыми юридическое лицо - резидент наделило свои представительство или филиал, за исключением сделок, предусматривающих осуществление внешнеторговой деятельности;

- выплачиваемые в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами.

В заключение еще раз отметим, что все изложенные выше правки, внесенные в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вступили в силу 11 августа 2020 года.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6