Правки в статью 14.5 КоАП РФ (неприменение ККТ)

Информируем о Федеральном законе от 20.07.2020 № 240-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Заокн № 240-ФЗ), опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20.07.2020 и вступившем в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть 31.07.2020.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за неприменение организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники в случаях, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации". Правками, внесенными в Примечания к статье 14.5 Кодекса, упрощена процедура самостоятельного исправления допущенных пользователями ККТ ошибок при применении контрольно-кассовой техники, в целях освобождения от административной ответственности.
Примечаниями к статье 14.5 КоАП РФ было предусмотрено, что в целях избежания привлечения к административной ответственности пользователю ККТ необходимо выполнить следующие действия:
1) сообщить в налоговые органы в письменной форме о допущенном правонарушении и
2) направить в налоговые органы документы, подтверждающие соответствующее исправление допущенного нарушения.
Это предполагало, по сути, направление в налоговые органы двух отдельных комплектов документов по каждому совершенному правонарушению или группе однородных правонарушений, что требовало от пользователя ККТ дополнительных затрат усилий и времени.
Законом № 240-ФЗ Примечания к статье 14.5 КоАП РФ изложены в новой редакции, согласно которой формирование кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) является достаточным условием для освобождения лица от привлечения к административной ответственности.
С учетом внесенных правок пользователю ККТ, допустившему нарушение, достаточно сформировать кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), который автоматически будет направлен в налоговый орган и будет рассматриваться одновременно как сообщение о правонарушении и как документ, подтверждающий исправление ошибки, что позволит избежать дополнительных действий со стороны пользователя.
Однако отметим, что лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий:
- на момент направления кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал данными о совершенном правонарушении;
- представленный кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) является достаточным для установления события правонарушения, то есть из представленного документа понятно, в отношении какого расчета применена корректировка.
Напомним, что кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.
В связи с этим полагаем, что формирование кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) при соблюдении указанных выше условий позволяет избежать административной ответственности за нарушения, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 14.5 КоАП РФ, то есть за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных случаях, а также за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленного порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.

Помимо изложенного, Законом № 240-ФЗ внесены правки в часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе в виде штрафа на юридических лиц в размере от 3/4 до 1-го размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30'000 рублей. Такой порядок определения размера штрафа в зависимости от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, по сути, мог позволить юридическим лицам избежать ответственности за неприменение ККТ в случае осуществления тех видов безналичных расчетов, которые не относятся к расчетам с использованием электронных средств платежа, а также в случае осуществления расчетов иным способом или оказаться привлеченным к ответственности в минимальном размере независимо от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ. Законом № 240-ФЗ слова "с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа" исключены, таким образом, размер штрафа для юридических лиц будет определяться в зависимости от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ независимо от того, каким образом был осуществлен данный расчет. Однако отметим еще раз, что с учетом правок, вступивших в силу с 31 июля 2020 года, юридические лица (как и индивидуальные предприниматели) могут избежать ответственности за неприменение ККТ путем направления в налоговый орган только кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) без направления отдельного сообщения о правонарушении. Поскольку в этой части Закон № 240-ФЗ улучшает положение пользователей ККТ, те организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых сейчас ведется производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 или 4 статьи 14.5 КоАП РФ, которые при соблюдении всех прочих условий направили в налоговый орган только кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) без отдельного сообщения о правонарушении могут ссылаться на положения Закона № 240-ФЗ с целью прекращения возбужденных в отношении них дел, так же как на Закон № 240-ФЗ можно ссылаться при обжаловании еще не вступивших в законную силу постановлений по таким делам об административных правонарушениях.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6