465/1820
Новое на сайте

О правках, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральными законами от 31.07.2020 № 265-ФЗ и № 266-ФЗ

Информируем о последних изменениях НК РФ, принятых по итогам завершения работы весенней сессии Государственной Думы РФ. Речь идет о двух законах, которые в целом носят антикризисный характер, то есть предполагают определенные меры налоговой поддержки в связи с распространением в 2020 году новой коронавирусной инфекции, большинство из которых ранее было озвучено Президентом РФ в своих выступлениях.
Речь идет о следующих законах, официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 31.07.2020:

1) Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 265-ФЗ);

2) Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 266-ФЗ).

Рассмотрим основные положения этих законов подробнее.

I. Закон № 265-ФЗ.

В целом положения Закона направлены на стимулирование развития IT-отрасли, что реализуется путем внесения правок в главы 21 "НДС", 25 "Налог на прибыль организаций" и 34 "Страховые взносы" НК РФ.
Однако в начале мы рассмотрим изменения, внесенные Законом №265-ФЗ в главу 23 НК РФ "НДФЛ", которые никак не связаны с IT-отраслью и которые при этом могут затронуть гораздо более широкий круг лиц, так как касаются особенностей определения статуса налогового резидента физического лица для целей НДФЛ в 2020-м году.

Напомним, что статья 207 НК РФ устанавливает, что в общем случае (если иное не определяет данная статья) для целей НДФЛ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее 6-ти месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Как известно, статус налогового резидента по главе 23 НК РФ позволяет применять в отношении облагаемых в РФ доходов (без учета норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения) в качестве основной налоговую ставку 13% (в том числе по отношению к доходам от работы по найму, по договорам гражданско-правового характера, в том числе связанным с продажей имущества, оказанием услуг, выполнением работ), а также иметь право на применение имущественных, социальных, стандартных и профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ.
2020-й год характеризуется тем, что закрытие международных границ привело к тому, что у отдельных граждан РФ, оказавшихся до начала пандемии за рубежом, могли возникнуть сложности с возвращением в РФ, что в итоге могло привести для них к потере статуса налогового резидента.

Закон №265-ФЗ дополнил статью 207 главы 23 НК РФ новым пунктом 2.2, согласно которому физическое лицо, фактически находящееся в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2020 года, признается налоговым резидентом РФ в налоговом периоде 2020 года в случае представления таким физическим лицом в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ, в налоговый орган по месту постановки на учет - для физического жительства (места пребывания)) заявления, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно обязательно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика - физического лица и должно быть представлено в налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 229 НК РФ для представления налоговой декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года. То есть в срок не позднее 30.04.2021.

Вступило в силу данное дополнение главы 23 НК РФ с момента официального опубликования Закона № 265-ФЗ, т.е. с 31.07.2020, и распространило свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2020.

В связи с данными правками высказываем следующую точку зрения:

1) правило о том, что в 2020 году для получения статуса налогового резидента для целей НДФЛ достаточно 90 дней пребывания в РФ (при условии подачи соответствующего заявления) не ограничено для применения только гражданами РФ. Т.о. гипотетически данным правом в том числе, могут воспользоваться и иностранные граждане. В данном случае нет ничего особенного - статус налогового резидента для целей НДФЛ никогда не зависел от гражданства. Но мы обратили внимание на эту деталь применительно к новому закону, так как формальной целью изменений была определенная "защита" граждан РФ, "застрявших" за рубежом, но воспользоваться нормой в итоге смогут не только граждане РФ, и не только те, кто не по своей воле не смог в 2020-м году находиться в РФ 183 дня и более;

2) основным условием для того, чтобы воспользоваться предоставленным правом является подача физическим лицом соответствующего заявления в налоговый орган. Сделать это необходимо в срок подачи декларации по НДФЛ за 2020 год, как мы выше указали - не позднее 30.04.2021. В данном случае обращаем внимание, что Закон не говорит о подаче заявления "вместе" с декларацией, он лишь определяет срок подачи, как тот же самый, что установлен в НК РФ для подачи декларации. Таким образом, подать заявление можно не одновременно с декларацией, и вовсе без декларации (например, если у физического лица нет обязанности или необходимости представления декларации по НДФЛ). Но именно это формирует некоторую неопределенность, на наш взгляд:
- срок подачи заявления определен как представления декларации за 2020 год со ссылкой на пункт 1 статьи 229 НК РФ;
- в пункте 1 статьи 229 НК РФ имеется лишь одно ограничение - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим (для 2020 года - не позднее 30.04.2021);
- ограничения по наиболее раннему возможному сроку подачи декларации в пункте 1 статьи 229 НК РФ нет.
В итоге возникает вопрос: может ли физическое лицо подать указанное в Законе № 265-ФЗ заявление, не дожидаясь начала 2021 года? Ведь сам Закон № 265-ФЗ вступил в силу сразу с момента своего опубликования.
Формальных ограничений для этого вроде бы нет. Если только не принять во внимание, что срок подачи заявления установлен не просто со ссылкой на пункт 1 статьи 229 НК РФ, а с указанием на то, что заявление должно быть представлено "в срок представления декларации по НДФЛ за 2020-й год". И в этом плане надо признать, что прямо в пункте 1 статьи 229 НК РФ это не установлено, но фактически с учетом всех положений главы 23 НК РФ можно сделать вывод о том, что ранее окончания налогового периода (в данном случае - ранее окончания 2020-го года), у физического лица не может возникнуть возможность представления декларации по НДФЛ за этот период. Таким образом, в целом срок представления декларации по НДФЛ за 2020-й год выглядит так: не ранее 01.01.2021 и не позднее 30.04.2021.
Будет ли аналогичным образом налоговый орган трактовать и определение срока подачи заявления по Закону № 265-ФЗ, пока однозначно сказать невозможно. Но формальные основания для этого, на наш взгляд, есть;

3) почему подача заявления как можно раньше (и уж точно до окончания 2020-го года) имеет значение? Потому, что согласно правилам главы 23 НК РФ определение статуса налогового резидента получателя дохода должно осуществляться не только по итогам налогового периода, но и на каждую дату выплаты дохода. Соответственно, каждый раз выплачивая в течение 2020-го года доход физическому лицу, налоговый агент обязан определить его статус. И если речь идет о выплате дохода лицу, которое на дату выплаты дохода не может подтвердить свое нахождение в РФ в течение более чем 183 дней в течение последних 12 месяцев, у налогового агента отсутствуют формальные основания для применения ставки НДФЛ 13% к выплачиваемым доходам. Значит, если по состоянию на 01.07 любого года налоговый агент понимает, что получатель дохода по итогам года не сможет подтвердить свое пребывание в РФ более 183 дней, он формально вынужден рассматривать вопрос о применении к осуществляемым выплатам ставки НДФЛ 30%.
Вновь принятый Закон № 265-ФЗ позволяет сохранить статус налогового резидента при условии пребывания в РФ в течение как минимум 90 дней в году. Но для этого необходимо, чтобы физическое лицо подало в налоговый орган соответствующее заявление. Может ли налоговый агент применять правило о 90 днях в условиях, когда физическое лицо еще никакое заявление не подало? Может ли какое-либо заверение о факте подачи такого заявления в будущем считаться достаточным? На наш взгляд, нет, не может. Мы полагаем, что для обоснованного применения ставки НДФЛ 13% налоговый агент должен иметь подтверждение права на это, т.е. в том числе подтверждение факта подачи необходимого заявления.
Именно по этой причине, на наш взгляд, становится актуальным вопрос, а можно ли подать указанное заявление уже в 2020-м году, не дожидаясь его окончания? Так как, если нельзя, то формально это означает, что налоговый агент должен применять к выплатам ставку НДФЛ 30%, что в итоге по итогам 2020 года и при условии подачи в 2021-м году получателем дохода заявления сформирует для него излишне удержанную сумму налога, которую он сможет вернуть уже только через подачу декларации в налоговый орган.
Как нам кажется, законодатель не подразумевал такой порядок. В том числе и в связи с тем, что в части правок статьи 207 НК РФ Закону № 265-ФЗ придана обратная сила с распространением действия на отношения, возникшие с 01.01.2020. Это, на наш взгляд, как раз направлено на то, чтобы в том числе "оправдать" тех налоговых агентов, которые продолжали применять ставку 13% к доходам лиц, которые "застряли" за рубежом и из-за этого могли фактически потерять статус налогового резидента в 2020-м году. Но тогда, чтобы окончательно достигнуть этой цели, надо, чтобы налоговый агент имел подтверждение о факте подачи заявления уже в 2020-м году.
Таким образом, на наш взгляд, законодатель предполагал, что заявление можно будет подать сразу после вступления в силу Закона, т.е. уже в 2020-м году.
Но еще раз повторим, что буквальное прочтение нормы о сроке подачи заявления, связанным со сроком подачи декларации по НДФЛ за 2020-й год, может привести к выводу о том, что ранее окончания 2020-го года такое заявление подать нельзя (также, как ранее 01.01.2021 нельзя подать декларацию по НДФЛ за 2020-й год).

Все остальные положения Закона № 265-ФЗ касаются исключительно IT-отрасли и производителей электроники и налогообложения операций с правами на результаты деятельности в IT-сфере. Кратко рассмотрим эти положения ниже.

1. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

Закон № 265-ФЗ уточнил правила освобождения от НДС операций по реализации исключительных и неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, переформулировав подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ и внеся в указанный пункт 2 новый подпункт 26.1.
С учетом изменений:

1) освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора "перенесено" в новый подпункт 26.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ - в этой части для налогоплательщиков никаких практических изменений, влияющих на исчисление налога, нет;

2) освобождение от НДС исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных сохранено в новой редакции подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ, но для его применения появились дополнительные условия:
- программы для ЭВМ и базы данных должны быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
- освобождение не применяется, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки;

3) освобождение для неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных также сохранено в новой редакции подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ и точно также для его применения предусмотрены особые требования:
- указано, что речь идет о правах на использование программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), которые включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и уточнено, что освобождение распространяется на права, передаваемые путем предоставления удаленного доступа к таким программам или базам данных через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- освобождение также не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Указанные выше изменения главы 21 НК РФ вступают в силу с 01.01.2021.

Очевидно, что с учетом указанных выше правок, произойдет сокращение числа освобождаемых от НДС операций по передаче исключительных и неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных. Во-первых, освобождение будет касаться только российских программ и баз данных, к тому же еще только тех, что включены в соответствующий реестр. Во-вторых, даже среди российского ПО и договоров с правами на его использование произойдет сокращение числа тех операций, что будут подпадать под освобождение от НДС, так как освобождение не будет касаться прав на те программы и базы данных, которые предоставляют возможность распространять рекламную информацию в сети "Интернет", получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки (т.е., например, права доступа на сайты типа AVITO и ему подобные площадки).

В отношении указанного выше реестра и того, как налогоплательщик (приобретатель прав) сможет подтверждать включение той или иной российской программы, базы данных в этот реестр, сообщаем следующее.
Создание единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных (далее - Реестр) предусмотрено статьей 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон № 149-ФЗ). Реестр создан в целях расширения использования российских программ для ЭВМ и баз данных, подтверждения их происхождения из РФ, а также в целях оказания правообладателям программ для ЭВМ или баз данных мер государственной поддержки.
Правила формирования и ведения Реестра, состав сведений, включаемых в Реестр, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в Реестр и исключения их из него, порядок предоставления сведений, включаемых в Реестр, порядок принятия решения о включении таких сведений в Реестр установлены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 . Формирует Реестр Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи РФ), актуальный Реестр, указанный в ст. 149 НК РФ, размещен по адресу https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/. Программы для ЭВМ и базы данных, сведения о которых включены в Реестр, признаются происходящими из РФ.

Закон № 149-ФЗ и Постановление № 1236 устанавливают следующие требования для включения программ в Реестр:
1) правообладателем исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права является одно или несколько нижеуказанных лиц:
- РФ, субъект РФ, муниципальное образование;
- российская некоммерческая организация, в высшем органе управления которой прямо и (или) косвенно РФ, участвует субъект РФ, муниципальное образования и (или) гражданин РФ, и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
- российская коммерческая организация с суммарной долей прямого и (или) косвенного участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, вышеуказанных российских некоммерческих организаций, граждан РФ более 50%;
- гражданин РФ;
2) программа для ЭВМ или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории РФ, экземпляры программы для ЭВМ или базы данных либо права использования программы для ЭВМ или базы данных свободно реализуются на всей территории РФ;
3) общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы для ЭВМ или базы данных и для разработки, адаптации и модификации программы для ЭВМ или базы данных, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее 30% от выручки правообладателя (правообладателей) программы для ЭВМ или базы данных от реализации программы для ЭВМ или базы данных, включая предоставление прав использования, независимо от вида договора за календарный год;
4) сведения о программе и сама программа для ЭВМ или баз данных не составляют государственную тайну;
5) программное обеспечение (далее - ПО), основной функцией которого является защита конфиденциальной информации, соответствует требованиям безопасности информации, что подтверждено сертификатом системы сертификации в порядке, установленном Правительством РФ, а правообладатели имеют лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
6) ПО не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа;
7) гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация ПО осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином РФ.

Минкомсвязи РФ не реже 1 раза в календарный год проверяет сведения, содержащиеся в Реестре на предмет соответствия требованиям, установленным Постановлением № 1236. В случае установления несоответствия, а также в ряде других случаев (например, поступление заявления от правообладателя об исключении сведений, переход исключительного права на ПО к правообладателю, который не отвечает требованиям Постановления № 1236 и др.), сведения о ПО исключаются из Реестра.
В связи с тем, что дата, на которую осуществляется такая проверка, не установлена, рекомендуем периодически проверять наличие в Реестре сведений об используемом в организации ПО. Получить сведения можно на официальном сайте оператора - https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/, либо можно направить оператору Реестра запрос в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью (информация направляется в течение 24 часов с момента поступления запроса).
Еще раз обращаем Ваше внимание, что указанная проверка становится важна для определения того, смогут ли платежи по договорам на право пользования соответствующими ПО, базами данных быть освобождены от НДС с учетом изменений, внесенных в главу 21 НК РФ Законом № 265-ФЗ.

2. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

До сих пор одним из направлений налогового стимулирования IT-компаний были специальные правила учета расходов на приобретение ими амортизируемого имущества (электронно-вычислительной техники), установленные в пункте 6 статьи 259 НК РФ. Правила позволяли такие расходы признавать единовременно в составе материальных расходов (а не через механизм амортизации), а условиями использования были:
- наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70% (с установлением правил, как считать долю доходов, приходящихся на иностранных лиц);
- среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
Закон № 265-ФЗ признает пункт 6 статьи 259 НК РФ с 01.01.2021 утратившим силу.

Вместо этого Закон № 265-ФЗ вводит правила применения пониженных ставок налога на прибыль, вводя новые пункты 1.15 и 1.16 в статью 284 НК РФ "Налоговые ставки". Этими пунктами определено следующее.

Пунктом 1.15 статьи 284 НК РФ для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, ставка налога на прибыль в федеральный бюджет устанавливается в размере 3%, а ставка налога в бюджет субъекта РФ - в размере 0%, делая таким образом совокупный размер налоговой ставки для данных лиц равным 3%.
Условия применения этой ставки (необходимо одновременное выполнение):
- получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
- доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через "Интернет", от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через "Интернет"), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в "Интернете" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в "Интернете", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период. Условия о какой-то доле выручки, которая должна приходиться на иностранных покупателей, нет. Но есть условие, что при расчете доли доходов не учитываются курсовые разницы, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, принимаемых в расчет указанных выше 90%;
- среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7-ми человек.
Нарушение любого из указанных условий приводит к потере права на применение пониженных ставок налога на прибыль с начала налогового периода (т.е. года), в котором допущено соответствующее несоответствие.

Пунктом 1.16 статьи 284 НК РФ для российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ставка налога на прибыль в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3%, а ставка налога в бюджет субъекта РФ - 0%.
Условием применения для этой категории лиц пониженных ставок налога на прибыль является (одновременно):
- включение налогоплательщика в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется Минтромторгом РФ в порядке, утвержденном Правительством РФ. На момент принятия Закона нормативный правовой акт, определяющий формирования, состав сведений, включаемых в реестр, условия включения сведений в реестр, пока отсутствует;
- доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за отчетный (налоговый) период (точно так же - без учета доходов в виде курсовых разниц и доходов от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, относящимся к тем, что относятся к требуемым 90%);
- среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7-ми человек.
В случае если по итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщик не выполняет хотя бы одно из условий, указанных выше, он лишается права применять пониженные налоговые ставки с начала налогового периода (т.е. года), в котором допущено такое несоответствие.

Все указанные выше изменения главы 25 НК РФ вступают в силу с 01.01.2021.

3. Изменения главы 34 НК РФ "Страховые взносы".

В главе 34 НК РФ Закон № 265-ФЗ уточняет порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных. А также Закон № 265-ФЗ вводит право на применение пониженных ставок для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
То есть речь идет о тех же группах лиц, для которых вводится право на применение ставки налога на прибыль организаций в совокупном размере 3% (см. выше о новых пунктах 1.15 и 1.16 статьи 284 НК РФ) с предъявлением к ним по сути тех же самых требований:
- о соблюдении условий в части включения в соответствующие реестры,
- о соблюдении условия о доле доходов от соответствующих видов деятельности (не менее 90%) с особенностями определения права на переход на применение пониженных тарифов для вновь созданных организаций (чего нет в правилах налогообложения прибыли), которые считают соблюдение доли доходов по итогам отчетного периода, в то время как остальные (не вновь созданные) считают соблюдение доли доходов по итогам 9 месяцев года, предшествующего тому, с которого организация начинает применять пониженные тарифы взносов);
- о соблюдении среднесписочной численности работников за расчетный период (те же 7 человек минимум).
Совокупный размер пониженных тарифов взносов для указанных лиц с 01.01.2021 устанавливается в размере 7,6%, в том числе:
- 6,0 % в ПФ РФ;
- 1,5 % в ФСС РФ;
- 0,1 % в фонды ОМС.
Напомним, что в 2020 году для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий (для которых уже ранее были предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов) совокупный размер таких взносов составлял 14% (13,8% для выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов)). Таким образом, снижение тарифов взносов для них составляет почти в 2 раза. Для производителей электроники право на применение пониженных тарифов страховых взносов (как и пониженных ставок по налогу на прибыль) вводится впервые.

II. Закон № 266-ФЗ.

Закон № 266-ФЗ вносит коррективы в главу 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", а также продлевает до 2024 года право субъектов РФ на своих территориях устанавливать ставку единого налога по УСН и налога, учитываемого при расчете стоимости патента для ИП на ПСН, в размере 0% для отдельных вновь созданных организаций и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (должно было утратить силу с 01.01.2021, но теперь продлено до 01.01.2024 с вступлением в силу в этой части Закона № 266-ФЗ с момента официального опубликования).

В части главы 26.2 НК РФ "УСН" (помимо ряда технических коррективов и уточнений, которые мы подробно рассматривать не будем) Закон № 266-ФЗ предусматривает следующие изменения:

1) пересмотрен порядок применения основных критериев возможности применения УСН, а именно критерия о средней численности работников (в общем случае - не более 100 человек за период (пп.15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ)) и критерия о величине доходов за период (до сих пор было - не более 150 млн. руб. за год (п.4 статьи 346.13 НК РФ)):

- в части критерия величины доходов за период: вместо ограничения "150 млн. рублей за отчетный (налоговый) период" Закон № 266-ФЗ устанавливает критерий "200 млн. рублей за отчетный (налоговый) период". Именно превышение доходов этой новой величины будет приводить к потере налогоплательщиком права на применение УСН с начала того квартала, в котором превышение произошло. Критерий величины доходов за 9 месяцев года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик с иного налогового режима планирует перейти на УСН (112,5 млн. руб.), не пересмотрен;

- в части критерия ССЧ: Закон № 266-ФЗ не изменяет величину критерия (не более 100 человек за период), но меняет последствия его нарушения. До сих пор превышение показателя ССЧ в течение периода на любую величину автоматически приводило к потере налогоплательщиком права на применение УСН с начала квартала, в котором такое превышение произошло (до сих пор официальная отчетность перед контролирующими органами о размере показателя ССЧ осуществлялось только по итогам года, но напомним, что с 2021 года организации в любом случае будут обязаны на ежеквартальной основе представлять сведения о ССЧ в составе формы РСВ). Теперь же в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ определено, что основанием для потери права на УСН будет превышение показателя ССЧ более чем на 30 человек - только в этом случае налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное обстоятельство. В данном случае обращаем Ваше внимание, что для перехода на УСН критерий ССЧ не более 100 человек сохраняется, но в течение периода применения УСН этот критерий можно будет отныне нарушать, но не более чем на 30 человек;

2) установлены новые ставки единого налога по УСН для тех налогоплательщиков, у которых в течение года доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) у которых ССЧ превысила 100 человек, но не превысила 130 человек:

- для тех, кто применяет объект налогообложения "доходы", налоговая ставка устанавливается в размере 8 % начиная с того квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей и (или) ССЧ превысила 100 человек. Если указанное превышение произошло в 1-м квартале года, ставка 8 % (вместо "обычной" ставки 6%) применяется с начала отчетного года;

- для тех, кто применяет объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговая ставка устанавливается в размере 20% начиная с того квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей и (или) ССЧ превысила 100 человек. Если указанное превышение произошло в 1-м квартале года, ставка 20% (вместо "обычной" ставки 15%) применяется с начала отчетного года;

3) Закон № 266-ФЗ сохранил право субъектов РФ на своих территориях устанавливать пониженные ставки единого налога (в пределах от 1 % до 6 % для объекта налогообложения "доходы" и в пределах от 5 % до 15 % для объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"). Также сохранено право установления пониженных ставок единого налога в Крыму и Севастополе (пункт 3 статьи 346.20 НК РФ) и во всех субъектах РФ по их решению для вновь зарегистрированных ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (с возможностью снижения ставки налога вплоть до 0 % - пункт 4 статьи 346.20 НК РФ).
Однако важно, что в любом случае исчисление единого налога лицами, у которых в течение года произошло превышение дохода размера 150 млн. руб. и (или) превышение ССЧ значения 100 человек, будет осуществляться только по ставке 8 % при объекте налогообложения "доходы" и по ставке 20 % при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов";

4) правила определения налоговой базы по единому налогу для лиц, выбравших объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (пункт 2 статьи 346.18 НК РФ), дополнены указанием на то, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.
Мы не очень понимаем практический смысл этого дополнения при условии, что Закон № 266-ФЗ никак не откорректировал пункт 6 той же статьи 346.18 Кодекса, согласно которому установлены правила исчисления минимального налога, который при превышении расходов над доходами в любом случае возникает. И что приводит к тому, что становится невозможным говорить о том, что налоговая база у налогоплательщика, у которого расходы превысили доходы, равна нулю, так как она в этом случае равна его доходам, определяемым по статье 346.15 НК РФ.

Все предусмотренные Законом № 266-ФЗ изменения главы 26.2 НКРФ "УСН" вводятся в действие с 01.01.2021.

В заключение рассмотрения Закона № 266-ФЗ, в том числе в связи с тем, что он пересмотрел один из важнейших критериев возможности применения УСН - величины доходов - напомним, что с 2020 года перестало действовать приостановление правила о ежегодной индексации указанных в главе 26.2 НК РФ критериев, определенных в суммовом значении (величина доходов за 9 месяцев года для перехода со следующего года на УСН, величина доходов в течение периода применения УСН и стоимость амортизируемого имущества). На 2020-й год соответствующий коэффициент-дефлятор был установлен в размере 1,0 (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Закон № 266-ФЗ судьбу коэффициента-дефлятора на 2021-й год никак не затронул, фактически сохранив в главе 26.2 НК РФ правила о соответствующей индексации, но не определив её размер на 2021-й год. При условии повышения абсолютного значения одного из критериев (пусть и только одного из тех, что могли бы индексироваться) нам представляется маловероятным, что законодатель предполагает какую-то иную величину коэффициента-дефлятора для целей УСН на 2021-й год, кроме 1,0.
Но какое фактически будет принято решение по данному вопросу, мы сможем узнать, очевидно, уже позднее.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено