Об информации МФ РФ по вопросам бухучета операций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Ссообщаем об Информации Минфина России № ПЗ-14/2020 "О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции", которая была размещена на официальном сайте Минфина России https://www.minfin.ru 15.07.2020.

Минфин России разъяснил для организаций порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Так, регулятор определил:

1) В качестве расходов по обычным видам деятельности организации подлежат учету, в частности, следующие расходы на обеспечение защитных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:
- на оплату услуг по проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;
- на оплату услуг по дезинфекции рабочих помещений;
- на оплату услуг по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
- на оплату услуг по доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

2) В качестве прочих расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы" подлежат учету следующие расходы, произведенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:
- заработная плата работникам за время нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ, и соответствующие отчисления на социальные нужды.
Хотим обратить внимание на то, что буквально текст разъяснений Минфина РФ может читаться, что имеется в виду вообще любая зарплата за указанное время, однако мы всё же считаем, что в данном случае речь идет о зарплате работников, которые фактически не работали в период нерабочих дней, установленных указами Президента РФ, то есть в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года и с 6 по 8 мая 2020 года, а также в иной период нерабочих дней, официально установленных региональным законодательством (в случае утверждения таковых).
- оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности в связи с коронавирусной инфекцией;
- штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
- расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг и др.);
- расходы, связанные с осуществлением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет и др.).

3) В составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н) могут быть учтены следующие МПЗ, приобретаемые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:
- средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны и др.);
- санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы и др.);
- медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты и др.);
- дезинфицирующие средства (при условии, что такие объекты не подлежат бухгалтерскому учету в качестве основных средств).

4) В качестве объектов основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н) могу учитываться следующие объекты, приобретаемые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:
- медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.

5) В составе нематериальных активов в соответствии с ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н) могут учитываться следующие активы, приобретаемые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:
- права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты подлежат бухгалтерскому учету в качестве НМА).

6) Бухгалтерский учет государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий, бюджетных кредитов и иных формах (далее - бюджетные средства), ведется в соответствии с ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (утв. Приказом МФ РФ от 16.10.2000 № 92н).
В частности, бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету по мере их фактического получения либо при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

В бухгалтерском учете бюджетные средства на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания расходов, на которые они предоставлены. В случае предоставления бюджетных средств на финансирование расходов прошлых отчетных периодов, данные средства относятся на увеличение финансового результата организации. Неиспользованная сумма бюджетных средств подлежит отражению на счете 86 "Целевое финансирование" до осуществления соответствующих расходов.

Бюджетные средства на финансирование капитальных затрат списываются в отношении внеоборотных активов:
- подлежащих амортизации: по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования этих внеоборотных активов;
- не подлежащих амортизации: в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение указанных внеоборотных активов.
При этом при вводе объектов в эксплуатацию целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока их полезного использования по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.

Полученные организацией бюджетные кредиты подлежат отражению в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. В случае, если такими кредитами предусмотрено, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных средств и имеется достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, указанные средства подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Минфин России обратил внимание на то, что средства, получаемые организацией в виде возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе, подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 32н).

Информация о полученной государственной помощи подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Также регулятор напомнил, что организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, освобождены от уплаты налогов за II квартал 2020 года (кроме НДС), а в отношении страховых взносов с выплат физлицам в апреле, мае и июне 2020 года применяют ставку 0 %. На сумму, на которую организация освобождена от уплаты налога на прибыль за II квартал 2020 года, нужно будет уменьшить величину расхода по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2002 № 114н). По другим налогам и взносам аналогичный порядок применяется согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н).

Исп. Борисова Ю.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6