Об установлении нерабочих дней Указами Президента РФ от 29.05.2020 № 345 и от 01.06.2020 № 354

Информируем об Указах Президента РФ от 29.05.2020 № 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г." и от 01.06.2020 № 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ" (далее, соответственно, - Указ № 345 и Указ № 354).

Указом № 345 установлен нерабочий день - 24.06.2020 (для проведения военных парадов), а Указом № 354 установлен нерабочий день - 01.07.2020 (для проведения голосования). В связи с возникающими вопросами о порядке оплаты указанных нерабочих дней, направляем следующую информацию.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 29.05.2020 № 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г." 24.06.2020 является нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы.
Напомним, что установление нерабочего дня с сохранением заработной платы предполагает обязанность работодателя оплатить указанный день работнику так, если бы работник в этот день работал. В случае, если работник выполняет свою трудовую функцию в указанный день, то ему производится оплата в обычном размере (а не в повышенном, как это предусматривает ТК РФ для оплаты работы в выходные и праздничные дни).

Полагаем, что при решении вопроса о том, будет ли уменьшена норма рабочих часов в связи с установлением Указом № 345 нерабочих дней с сохранением заработной платы, можно обратиться к Разъяснениям Минтруда "Вопросы-ответы по организации работы и соблюдению прав работников в период нерабочей недели" (далее - новая редакция Вопросов-ответов), опубликованных на Официальном сайте Минтруда России https://rosmintrud.ru/employment/54# 09.04.2020, из которых можно сделать вывод о том, что позиция Минтруда России заключается в том, что норма рабочих часов сокращению не подлежит.
Обосновывая позицию относительно отсутствия необходимости сокращения нормы рабочего времени, инспекторы ГИТ в неофициальных разъяснениях на сайте https://онлайнинспекция.рф/ ссылаются на абзац 8 пункта 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н.
Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н "норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней".
Вместе с тем, по нашему мнению, вышеуказанное не исключает того, что Минтруд РФ изменит свою позицию, поскольку из первоначальных разъяснений Минтруда России, направленных после издания Указа Президента от 25.03.2020 № 206 "Об объявлении в РФ нерабочих дней", можно было сделать вывод о том, что выплата заработной платы в полном объеме реализуется за счет сокращения нормы рабочих часов, при котором считалось допустимым отражение в табеле учета рабочего времени периода нерабочих дней условным обозначением "В" (либо нового условного обозначения). Правомерность такого подхода также подтверждалась инспекторами ГИТ в неофициальных разъяснениях на сайте https://онлайнинспекция.рф/.
Таким образом, применяя наиболее позднюю позицию Минтруда РФ по вопросу определения нормы рабочего времени, можно сделать вывод о том, что нерабочий день - 24.06.2020, установленный Указом Президента РФ от 29.05.2020 № 345, не изменяет количество рабочих часов в июне 2020 года.
Иной порядок оплаты нерабочего дня предусматривается Указом Президента РФ от 01.06.2020 № 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", которым определен день такого голосования - 01.07.2020. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" такой день является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни.
По нашему мнению, Указ № 354 и Закон № 1-ФКЗ, устанавливая иной порядок оплаты установленного дня голосования, фактически приравнивают день голосования к праздничному дню, который, по нашему мнению, уменьшает норму рабочего времени на 8 часов для 40-дневной рабочей недели.
Еще раз подчеркнем, оплата работы в день голосования 01.07.2020 оплачивается так же, как и в праздничный день. Напомним, что ст. 153 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя оплатить отработанное время в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере или предоставить другой день отдыха.

Обращаем внимание на то, что на дату подготовки информационного письма разъяснения уполномоченных органов об изменении нормы рабочих часов в июне и июле 2020 года отсутствуют. Наши выводы о необходимости изменять норму рабочего времени сделаны на основании ТК РФ с учетом наиболее поздних Разъяснений Минтруда РФ о порядке оплаты установленных Указами президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 нерабочих дней. При этом, мы не можем исключать того, что Минтруд РФ скорректирует ранее направленные разъяснения.

В случае, если Минтрудом РФ будут направлены новые разъяснения по вопросу определения нормы рабочего времени в связи с Указами Президента РФ от 29.05.2020 № 345 и от 01.06.2020 № 354, мы сообщим о таких разъяснениях дополнительно.

Исп. Высоцкая Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6