Налоговые отсрочки (рассрочки) арендодателям, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы

Информируем о Постановлении Правительства РФ от 16.05.2020 № 699 "О внесении изменений в Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18.05.2020 и вступившем в силу со дня официального опубликования.

Указанным постановлением утверждены изменения, которые вносятся в Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", о которых мы информировали ранее в рамках текущего обслуживания.

Напомним, что Правилами определен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (за некоторыми исключениями), авансовых платежей по налогу и страховых взносов, срок уплаты которых наступил в 2020 году, ряду экономических субъектов, которые в Правилах именуются заинтересованными лицами, а именно: организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям, пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящимся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ.

Внесенными правками к заинтересованным лицам также отнесены организации или индивидуальные предприниматели, предоставившие отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", однако при соблюдении следующих условий.

Такие организации и индивидуальные предприниматели должны быть включены в перечень налогоплательщиков, предоставивших отсрочку уплаты арендной платы (с указанием их ИНН), который должен быть направлен в налоговый орган субъекта РФ в электронной форме уполномоченным органом исполнительной власти региона в отношении торговых объектов недвижимого имущества, находящихся на его территории. Отметим, что порядок формирования указанного перечня рассматриваемым Постановлением № 699 никак не определен, в связи с чем полагаем, что данный порядок будет устанавливаться в каждом субъекте РФ самостоятельно, так же как, видимо, и сроки формирования данного перечня и направления его в налоговый орган региона.

Предусмотрено, что в указанный перечень подлежат включению налогоплательщики, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
1) код основного вида деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, соответствует коду 68.2 "Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом";
2) налогоплательщику принадлежит на праве собственности торговый объект недвижимого имущества. Под торговыми объектами недвижимого имущества понимаются объекты недвижимого имущества, которые одновременно удовлетворяют следующим критериям:
- объект недвижимого имущества (здание или помещение в нем) расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо его наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового облуживания;
- в случае если объект недвижимости расположен на территории субъекта РФ, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, объект недвижимости должен быть включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный на 2020 год уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе установить дополнительные критерии для включения налогоплательщиков в указанный перечень, в том числе предусмотреть необходимость подтверждения налогоплательщиком выполнения требований к условиям и срокам предоставления отсрочки уплаты арендной платы, определить перечень кодов основных видов деятельности налогоплательщиков (в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020), которым могут принадлежать торговые объекты недвижимости, а также ввести ограничения по площади торговых объектов недвижимого имущества.

Организации и индивидуальные предприниматели, включенные в перечень налогоплательщиков, предоставивших отсрочку уплаты арендной платы, имеют право на отсрочку или рассрочку уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и авансовых платежей по таким налогам, налога на имущество физических лиц, срок уплаты которых приходится на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, однако при наличии у них одного из следующих показателей:
- снижение доходов более чем на 10 %;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 %;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0 %, более чем на 10 %;
- получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

Указанной категории лиц с момента вынесения соответствующего решения может быть предоставлена отсрочка по уплате перечисленных выше налогов, авансовых платежей:
- на 1 год - при снижении доходов более чем на 50 % или при наличии убытков с одновременным снижением доходов более чем на 30 %;
- на 9 месяцев - при снижении доходов более чем на 30 % или при наличии убытков с одновременным снижением доходов более чем на 20 %;
- на 6 месяцев - при снижении доходов более чем на 20 %;
- на 3 месяца - в иных случаях.

Этим лицам может быть предоставлена рассрочка по уплате налогов и авансовых платежей на условиях их уплаты ежемесячно равными долями, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении рассрочки, на 3 года без соблюдения каких-либо условий, в то время как в отношении иных заинтересованных лиц действуют условия о снижении доходов более чем на 50 % или наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30 %.

Обращаем Ваше внимание на то, что пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога, арендной платы за землю по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.
На наш взгляд, в данном случае речь идет о более эффективном способе поддержки налогоплательщиков, чем предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате начисленных налогов, так как имеется в виду принятие норм о возможном полном или частичном освобождении от обязанности по их уплате (в данном случае - применительно к налогу на имущество организаций или земельному налогу).

Примером принятия регионами нормативных актов, предоставляющих такие меры поддержки в отношении налога на имущество организаций, может служить, в частности, Закон Ленинградской области от 16.04.2020 № 47-оз, которым внесены изменения в областной закон от 25.11.2003 № 98-оз "О налоге имущества организаций", предусматривающие льготы для арендодателей в сложившейся ситуации. Предусмотрено, что налогоплательщикам предоставляется право уменьшить сумму налога, исчисленную за 2020 год, на сумму снижения (освобождения от уплаты) арендной платы арендаторам, при одновременном выполнении следующих условий: осуществление налогоплательщиком деятельности в соответствии с кодом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 68.20; наличие действующего договора аренды объекта недвижимости (его части) с арендатором, деятельность которого приостановлена; освобождение арендатора от уплаты арендной платы или понижение ежемесячной арендной платы не менее чем на 50 % на срок приостановления деятельности арендатора в связи с введением режима повышенной готовности в Ленинградской области; неприменение к арендатору штрафных санкций за нарушение условий и сроков оплаты договоров аренды начиная с даты введения режима повышенной готовности в Ленинградской области и заканчивая 1 октября 2020 года включительно; отсутствие дополнительных платежей и повышения платежей за иные услуги, оказываемые арендатору, в период с 1 марта и до 31 декабря 2020 года. Определено, что сумма уменьшения налогоплательщиками налога на имущество организаций ограничивается суммой снижения (освобождения от уплаты) арендной платы арендаторам за 3 последовательных месяца. В случае если сумма снижения (освобождения от уплаты) арендной платы превысит сумму налога по итогам 2020 года, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога в течение последующих 4 лет.
Схожие положения - а именно льготы по налогу на имущество для арендодателей, снижающих арендную плату для своих арендаторов или предоставляющих им отсрочки по оплате, содержатся также, например, в Законе Республики Карелия от 21.04.2020 № 2473-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия", Законе Томской области от 06.05.2020 № 46-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О налоге на имущество организаций".
О принятии аналогичных положений в Санкт-Петербурге ранее было объявлено губернатором города, но на момент подготовки настоящего сообщения текстами соответствующих Законов Санкт-Петербурга мы не располагаем.
Нет у нас также данных о подобных законах на территории города Москвы и Омской области.

Обращаем внимание, что на сегодня мы не видим ограничений для того, чтобы подпадающие под действие указанных в настоящем сообщении нормативных актов арендодатели одновременно воспользовались предоставленными ими субъектами РФ нормами об уменьшении сумм исчисленного налога на имущество организаций и подали заявление на получение отсрочки (рассрочки) по его уплате в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (с учетом рассмотренных выше изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 699).

Помимо изложенного информируем Вас также об еще одних (не затрагивающих по нашим оценкам широкого круга лиц) изменениях, внесенных в последнее время в Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", а именно - о Постановлении Правительства РФ от 15.05.2020 № 685, опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18.05.2020 и вступившем в силу со дня официального опубликования. Этим документом определено, что меры поддержки, предусмотренные пунктом 1 Постановления № 409 о переносе сроков уплаты отдельных налогов, взносов для осуществляющих деятельность в признанных Правительством РФ пострадавшими отраслях субъектов малого и среднего предпринимательства, также предоставляются организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Исп. Кобякова Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6