Временный порядок проведения сверки расчетов с налоговым органом

Информируем о Временном порядке проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - Временный порядок), который был направлен Письмом ФНС России от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ подведомственным налоговым органам с указанием обеспечить его применение.

Как указано в Письме, Временный порядок разработан в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов с налоговым органом. В целом Временный порядок согласуется с разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, которым определен порядок проведения сверки расчетов, а также информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам.

Отметим, что Временный порядок регулирует проведение сверки расчетов с составлением Акта совместной сверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, применяемой с 24.01.2017.

Временный порядок содержит общие положения, дополнительно регулирует проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления, представленного на бумажном носителе, а также по инициативе налогового органа, кроме того, определяет особенности проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками.

Предусмотрено, что налогоплательщик вправе представить заявление о предоставлении акта сверки расчетов (далее - Заявление) лично в налоговый орган, направить его по почте или представить в электронной форме, если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Отметим, что рекомендуемая форма Заявления отсутствует, поэтому оно составляется в произвольной форме. Вместе с тем, должностное лицо инспекции, ответственное за сверку расчетов, вправе отказать в проведении сверки при отсутствии в Заявлении наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), при обращении налогоплательщика не по месту учета, а также в случае подачи Заявления представителем налогоплательщика без приложения копии документа, подтверждающего его полномочия. При наличии хотя бы одного из указанных оснований должностное лицо, ответственное за проведение сверки расчетов, в течение 5 дней (отметим, что по всему тексту Временного порядка содержится указание на рабочие или календарные дни, кроме данного случая) со дня поступления Заявления в инспекцию, направляет налогоплательщику информационное письмо об отказе в проведении сверки расчетов с указанием причины отказа. При личном обращении налогоплательщика, должностное лицо, ответственное за прием Заявления, проверяет представленное Заявление на наличие указанных оснований, при этом вправе отказать в приеме Заявления, проинформировав о причинах отказа и предложив устранить выявленные причины.
Максимальный период проведения сверки расчетов составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов. Установлено, что в случае указания в Заявлении даты окончания периода проведения сверки расчетов, превышающей дату представления Заявления в налоговый орган, датой окончания периода проведения сверки расчетов считается дата представления Заявления в налоговый орган. В случае отсутствия в Заявлении периода проведения сверки расчетов, сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года по состоянию на дату получения Заявления. В случае отсутствия в Заявлении указанного кода бюджетной классификации, сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в Заявлении. В случае отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период, формируется уведомление о невозможности проведения сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по их уплате.
Предусмотрено, что при выявлении разногласий ответственное должностное лицо осуществляет сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. При этом в случае необходимости может направляться служебная записка в заинтересованное структурное подразделение инспекции для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 акта сверки расчетов. Срок проведения сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней с даты регистрации Заявления. При выявлении разногласий срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 15 рабочих дней с даты регистрации Заявления.
Сверка расчетов завершается в следующих случаях:
- отсутствие разногласий после подписания налогоплательщиком раздела 1 акта сверки расчетов;
- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС России раздела 1 акта сверки расчетов в течение 10 рабочих дней с даты регистрации Заявления;
- подписание налогоплательщиком и должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, раздела 2 акта сверки расчетов;
- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС России раздела 2 акта сверки расчетов с подписью налогоплательщика в течение 15 рабочих дней от даты с даты регистрации Заявления.
При получении от налогоплательщика раздела 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.
При проведении сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления, представленного на бумажном носителе, ответственное должностное лицо формирует и подписывает акт сверки расчетов не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации Заявления. Указанный акт сверки может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении должностному лицу налогового органа документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки). В случае, если налогоплательщиком не предъявлены надлежащие документы, акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика. В случае, если налогоплательщик, запросивший получение акта сверки расчетов лично, не обратился за получением этого акта в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, ответственное должностное лицо передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте заказным письмом.
В случае, если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение сверки расчетов, формирует акт сверки расчетов, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет его налогоплательщику в электронной форме по ТКС. Если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, ответственное должностное лицо формирует и передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления налогоплательщику по почте заказным письмом.
Применительно к крупнейшим налогоплательщикам установлено, что сверка расчетов с ними проводится в обязательном порядке ежеквартально Межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрайонными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и территориальными налоговыми органами по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика. Для этого до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график проведения ежеквартальной сверки расчетов, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщикам направляются уведомления в электронном виде по ТКС о планируемой дате проведения сверки расчетов. Уведомления подлежат направлению по форме, являющейся приложением к Временному порядку. В соответствии с утвержденным графиком проведения ежеквартальной сверки расчетов ответственное должностное лицо формирует акты сверки расчетов по каждому крупнейшему налогоплательщику и направляет их по ТКС.

В заключение отметим, что согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ порядок проведения совместной сверки расчетов, форма и формат акта совместной сверки, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России, вследствие чего нам не очень понятно, по какой причине рассмотренный порядок проведения сверки расчетов с налоговым органом не утвержден приказом, а направлен письмом ФНС России налоговым органам для обязательного применения, а также чем обусловлен его временный характер.

Исп. Кобякова Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6