О мерах поддержки системообразующих организаций

Настоящим информируем о Постановлении Правительства РФ от 10.05.2020 № 651 "О мерах поддержки системообразующих организаций", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10.05.2020 и вступившего в силу со дня официального опубликования.

Указанным Постановлением утверждены "Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций Российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки" (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок отбора организаций, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки в целях поддержания их финансовой устойчивости и бесперебойного функционирования в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Отметим, что претендовать на меры поддержки могут только организации, включенные в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, одобряемые решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (п. 1 Правил). В связи с этим, с нашей точки зрения, организации, признанные системообразующими на региональном уровне и не включенные в отраслевые перечни, одобренные комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, не могут претендовать на получение мер поддержки в соответствии с Правилами.

Предусмотрено оказание мер поддержки в форме (п. 2 Правил):
а) субсидий, предоставляемых в соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в порядке, установленном правилами предоставления субсидий системообразующим организациям в 2020 году на обеспечение (возмещение) таких затрат (части затрат), утверждаемыми Правительством РФ (по нашим данным на дату подготовки настоящего сообщения такие правила не утверждены);
б) отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики";
в) государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями на цели, устанавливаемые Правительством РФ в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, в порядке и на условиях, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 549 "О государственных гарантиях РФ по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством РФ в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития".

Установлено, что системообразующие организации могут претендовать на получение одной или нескольких мер поддержки при условии их соответствия совокупности следующих критериев (п. 3 Правил):
а) системообразующая организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого и (или) косвенного участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50 %, однако такой критерий может не учитываться в случае принятия соответствующего решения Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
б) проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации и выполнена оценка ее финансовой устойчивости (стресс-тест) в соответствии с порядком, установленным Минэкономразвития России;
в) системообразующая организация на дату подачи заявления о предоставлении мер поддержки имеет недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию) в совокупности не превышающую 10'000 рублей, а также не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий (бюджетных инвестиций).

Разделом II Правил подробно урегулирован порядок подачи системообразующей организацией заявления о предоставлении мер поддержки (далее - Заявление), определены сведения, которые должны обязательно содержаться в Заявлении, а также документы, прилагаемые к нему.
В частности, предусмотрено, что для получения мер поддержки системообразующая организация направляет Заявление в отраслевой орган и Минэкономразвития России. В Заявлении, среди прочих обязательных сведений, должны быть указаны причина обращения для предоставления мер поддержки (в свободной форме), обоснование такого обращения (стресс-тест, проведенный в соответствии с установленным порядком), формы запрашиваемой поддержки, а также объем и сроки ее предоставления, необходимые как минимум для выхода заявителя из высокой группы риска, определенные по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации. Также в Заявлении указываются сведения:
- об обязательствах системообразующей организации по выполнению прилагаемой к Заявлению программы мероприятий по снижению (оптимизации) расходов организации в случае предоставления мер поддержки;
- обо всех лицах, которые являются бенефициарными владельцами системообразующей организации в соответствии с частью 8 статьи 6.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- о согласии системообразующей организации на представление информации, содержащейся в Заявлении и прилагаемых к нему материалах, членам штаба Межведомственной комиссии, образованного при Межведомственной комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, созданной при Минэкономразвития России (далее - Межведомственная комиссия, штаб Межведомственной комиссии), и в Правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики для рассмотрения Заявления, а также на передачу такой информации для проведения предварительной оценки ее достоверности и обоснованности без права ее распространения;
- о согласии системообразующей организации на представление информации о ее деятельности, в том числе относящейся к коммерческой тайне, в отраслевой орган, Минэкономразвития России и Минфин России для целей проведения мониторинга.
Установлено, что к Заявлению прилагаются, в частности, расчеты и обоснования объемов и сроков предоставления мер поддержки; программа мероприятий по снижению (оптимизации) расходов системообразующей организации; результаты оценки финансовой устойчивости (стресс-теста) системообразующей организации и сведения о согласии с ними; документы, подтверждающие соответствие системообразующей организации требованиям о лимите иностранного участия в уставном (складочном) капитале организации, а также наличие организации в перечне системообразующих.
Предусмотрено, что программа мероприятий по снижению (оптимизации) расходов системообразующей организации включает в себя в том числе:
- обязательства по отказу от принятия в 2020 году и (или) по результатам показателей результатов деятельности 2020 года решений, связанных с увеличением фонда оплаты труда и (или) поощрительных выплат руководителю системообразующей организации, его заместителям, главному бухгалтеру, членам коллегиальных исполнительных органов системообразующих организаций - государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, заключающим трудовые договоры, а также иным работникам, осуществляющим управленческие функции и находящимся в непосредственном подчинении указанных лиц;
- мероприятия по оптимизации расходов на обслуживание основных средств системообразующей организации;
- мероприятия по снижению кредитной нагрузки на системообразующую организацию, которая определяется в соответствии с порядком анализа деятельности;
- мероприятия по оптимизации иных расходов системообразующей организации, в том числе не относящихся к капитальным вложениям;
- иные мероприятия, направленные на снижение уровня расходов системообразующей организации при сохранении устойчивости ее функционирования;

Разделом III Правил определен порядок рассмотрения Заявления отраслевым органом.
Первоначально Заявление рассматривается отраслевым органом на предмет его подачи в надлежащий отраслевой орган и соответствия системообразующей организации и Заявления установленным требованиям, по результатам чего в течение следующего рабочего дня принимается одно из следующих решений:
- направление Заявления в соответствующий отраслевой орган с уведомлением об этом организации в случае, если заявление поступило не в отраслевой орган, определенный в соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики;
- возврат Заявления - в случае, если организация не входит в перечень системообразующих организаций либо если организация не соответствует совокупности критериев, предусмотренных Правилами, и (или) если поданное Заявление, а также прилагаемые к нему материалы, не соответствуют установленным требованиям;
- инициирование рассмотрения Заявления - в случае, если Заявление подано в надлежащий отраслевой орган и основания для его возврата отсутствуют.
Сведения о начальных результатах рассмотрения Заявления в день принятия соответствующего решения направляются отраслевым органом системообразующей организации, а также в Минэкономразвития России. В случае принятия решения о возврате Заявления отраслевой орган указывает исчерпывающие основания для такого возврата с указанием в том числе на соответствующие положения Правил. В случае возврата Заявления системообразующая организация вправе подать его повторно, устранив основания для его возврата, указанные отраслевым органом. В случае если системообразующая организация не согласна с основаниями возврата Заявления, она вправе подать Заявление повторно без устранения таких оснований, приложив сведения о несогласии с выводами отраслевого органа и обоснования такого несогласия.

Разделом IV Правил установлен порядок рассмотрения Заявления штабом Межведомственной комиссии.
Предусмотрено, что Заявление и материалы, направленные отраслевым органом, для их рассмотрения штабом Межведомственной комиссии подлежат предварительной оценке достоверности и обоснованности. Указанная оценка осуществляется государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", члены которой входят в состав штаба Межведомственной комиссии, или иной организацией, определенной решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (далее - Уполномоченная организация), на безвозмездной основе. По результатам проведения указанной оценки Уполномоченная организация направляет в штаб Межведомственной комиссии заключение, содержащее в обязательном порядке выводы о достоверности и обоснованности информации, содержащейся в Заявлении и прилагаемых к нему материалах, а также предложения Уполномоченной организации в отношении размера, формы и сроков предоставления мер поддержки. Заключение Уполномоченной организации подлежит направлению в штаб Межведомственной комиссии не позднее 5 календарных дней со дня получения Уполномоченной организацией Заявления и материалов, после чего Заявление и материалы, а также заключение Уполномоченной организации рассматриваются штабом Межведомственной комиссии не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения заключения. Представители системообразующей организации - заявителя в обязательном порядке приглашаются для участия в заседании штаба Межведомственной комиссии.
По итогам рассмотрения Заявления штаб Межведомственной комиссии принимает одно из следующих решений:
- подготовка предложений об одобрении Заявления с учетом заключения Уполномоченной организации;
- подготовка предложений об отклонении Заявления;
- решение о необходимости предоставления системообразующей организацией дополнительных материалов.
Решение принимается путем проведения очного голосования. Принятым считается решение штаба Межведомственной комиссии, за которое проголосовало квалифицированное большинство (более трех четвертей) присутствующих членов штаба Межведомственной комиссии, включая представителей Минэкономразвития России, Минфина России и ФНС России. Решения об одобрении заявления либо о его отклонении принимаются штабом Межведомственной комиссии и оформляются протоколом его заседания, который утверждается руководителем Межведомственной комиссии. В случае принятия решения об одобрении Заявления такое Заявление и материалы, а также протокол заседания штаба Межведомственной комиссии, на котором принято соответствующее решение, направляются Минэкономразвития России в Правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики для рассмотрения, при этом заявитель информируется о направлении указанных материалов.

Разделом V Правил урегулирован порядок принятия решений о предоставлении мер поддержки и мониторинг их исполнения.
Предусмотрено, что Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики рассматривает материалы, направленные Минэкономразвития России, на заседаниях, участие в которых в обязательном порядке принимают Заместитель Председателя Правительства РФ, осуществляющий координацию работы министерств и ведомств в отраслях экономики, в которых функционирует системообразующая организация, и Министр финансов РФ. По результатам рассмотрения материалов указанная комиссия принимает решение о согласовании предоставления мер поддержки на условиях, одобренных штабом Межведомственной комиссии, и об организации соответствующей работы или о нецелесообразности либо невозможности их предоставления. В случае согласования предоставления мер поддержки издается соответствующий акт Правительства РФ. Сведения о решении, принятом Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, доводятся Минэкономразвития России до системообразующей организации.
Установлено, что Минэкономразвития России в установленном им порядке ведет реестр системообразующих организаций, в отношении которых принято решение о согласовании предоставления мер поддержки, который должен содержать данные об этих организациях, о согласованных формах, объемах, сроках и условиях предоставления мер поддержки, а также о реквизитах решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. В свою очередь отраслевые органы обеспечивают в установленном порядке проведение мониторинга соблюдения системообразующими организациями условий предоставления мер поддержки, результаты которого подлежат направлению в Минэкономразвития России и при необходимости в Правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики. В этих целях отраслевой орган наделен правом запрашивать у системообразующей организации и получать необходимые документы и информацию, в том числе составляющие коммерческую тайну, а системообразующая организация обязана обеспечить их представление в полном объеме и в сроки, предусмотренные порядком проведения мониторинга. Предусмотрено, что в случае выявления несоблюдения системообразующими организациями условий предоставления мер поддержки отраслевой орган или Минэкономразвития России, выявившие такое несоблюдение, обязаны направить соответствующую информацию в Правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики, однако последствия выявления такого несоблюдения для системообразующей организации Правилами не определены.

Также отметим, что Правительством РФ (п. 2 Постановления № 651) поручено Минэкономразвития России до 15 мая 2020 года утвердить:
- порядок проведения оценки финансовой устойчивости (стресс-теста) системообразующих организаций, претендующих на предоставление мер государственной поддержки;
- порядок рассмотрения заявлений системообразующих организаций о предоставлении мер государственной поддержки;
- порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации (включая анализ финансово-хозяйственной деятельности группы лиц, в которую входит эта организация, при наличии такой группы лиц), необходимого для определения объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки;
- порядок ведения реестра системообразующих организаций, в отношении которых принято решение о согласовании предоставления мер государственной поддержки, и мониторинга соблюдения условий их предоставления.

Обращаем внимание, что с перечнем системообразующих предприятий, составленным на основании отраслевых списков, можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России (https://data.economy.gov.ru/), по состоянию на 13.05.2020 системообразующими признано 1151 предприятие, их перечень, скаченный с сайта министерства, направляем во вложении. Согласно информации Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики отраслевые списки системообразующих предприятий будут носить динамичный характер, а количество предприятий может меняться, предусмотрена возможность дополнительно, по представлению федеральных органов исполнительной власти, предлагать для включения в перечни предприятия, имеющие критическое значение (к примеру, градообразующие предприятия, компании, которые осуществляют обеспечение транспортной доступности удаленных территорий). Данный подход, по мнению комиссии, даст возможность при необходимости интегрировать в списки компании, которые соответствуют критериям и попали в сложную экономическую ситуацию. Такие предложения будут направляться отраслевыми министерствами, задача которых - постоянный мониторинг актуальности своих списков, в комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики.

Ранее, в рамках текущего обслуживания, мы информировали Вас о Правилах предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики". Этими правилами установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (за исключением акцизов и НДПИ), авансовых платежей по налогу и страховых взносов, срок уплаты которых наступил в 2020 году, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших вследствие распространения коронавирусной инфекции, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям, пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции и не относящимся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ. На наш взгляд, можно предположить, что в случае одобрения системообразующей организации запрашиваемых мер поддержки в соответствии с рассмотренными Правилами, в том числе в части получения отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам и страховым взносам, соблюдение Правил предоставления отсрочки (рассрочки) будет носить уже формальный характер и потребует от системообразующей организации только подачи соответствующего заявления и обязательства о соблюдении условий предоставления отсрочки (рассрочки).

Исп. Кобякова Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6