Ограничения проведения плановых и внеплановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)

Информируем о Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства № 438).

Постановление Правительства № 438 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.04.2020 и вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, т.е. 14.04.2020.

Постановление № 438 принято Правительством РФ в рамках дополнительных полномочий, предоставленных на 2020 год Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", о котором мы ранее сообщали.

В соответствии с Постановлением Правительства № 438 установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора):
1. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций проводятся только внеплановые проверки определенных категорий:
- внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- внеплановые проверки в рамках предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
- внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании, которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
2. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только вышеуказанные внеплановые проверки определенных категорий, а также плановые проверки при условии, что деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Постановлением Правительства № 438 установлено, что указанные ограничения проведения проверок распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также государственного контроля (надзора), указанного в п. 3.1. и 4 статьи 1 этого федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля, а также некоторых таможенных проверок.


По нашему мнению, введенные Постановлением Правительства № 438 ограничения проведения проверок в 2020 году распространяются, в частности, на следующие плановые и внеплановые (в отсутствие определенных оснований) проверки:
- проверки соблюдения требований пожарной безопасности (за исключением объектов, отнесенных к категориям повышенной опасности);
- при осуществлении земельного надзора;
- проверки соблюдения требований трудового законодательства;
- проверки соблюдения требований лицензионного законодательства (с особенностями по проверке ранее выданных предписаний);
- при осуществлении надзора в национальной платежной системе;
- в рамках контроля за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
- при осуществлении надзора в сфере рекламы,
- в рамках контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
- в сфере обращения лекарственных средств.

По нашему мнению, ограничения проверок на 2020 год не касаются контроля за применением контрольно-кассовой техники, так как в судебной практике поддерживается позиция, что такие проверки относятся к мероприятиям налогового контроля. При этом Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции" проверки за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники приостановлены до 01.05.2020.

В части проверок за соблюдением налогового и валютного контроля, которые Постановлением Правительства № 438 не отменены, напоминаем, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 31.05.2020 включительно приостановлено: вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ, о чем мы ранее информировали.

Следует обратить внимание, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок, не разрешенных для проведения Постановлением Правительства № 438 принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней с даты вступления в силу Постановления Правительства
№ 438.

При этом проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 года в соответствии с поручением Правительства РФ, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу Постановления Правительства № 438.

Разрешенные проверки, по общему правилу, будут проводиться (продолжаться) с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Исп. Шумилина М.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6