О правках "налоговых" статей УК РФ и об ответственности за нарушение валютного законодательства (Федеральные законы от 01.04.2020 № 72-ФЗ и № 73-ФЗ)

Информируем о следующих двух Федеральных законах, опубликованных на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.04.2020 и вступающих в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть 12.04.2020:
- Федеральном законе от 01.04.2020 № 72-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон № 72-ФЗ);
- Федеральном законе от 01.04.2020 № 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ).

Оба закона касаются ответственности за нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, кроме того, Законом № 73-ФЗ внесены правки в Уголовный кодекс РФ в части упрощения порядка определения сумм, начиная с которых наступает уголовная ответственность, и увеличения их размера по так называемым "налоговым" статьям УК РФ (по статьям, устанавливающим ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, за неисполнение обязанностей налогового агента, за уклонение страхователей от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд). Также Законом № 73-ФЗ сделаны примечания в части привлечения участников, руководителей, работников организации к ответственности по статье 210 УК РФ за организацию преступного сообщества или участия в нем.

1) Правки, внесенные Законом № 72-ФЗ

Законом № 72-ФЗ внесены изменения в статью 15.25 КоАП РФ в части дифференциации наказания за невыполнение резидентами требований о репатриации иностранной валюты и валюты РФ, установленных статьей 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Помимо предусмотренного в настоящее время наказания в виде административного штрафа, с даты вступления в силу рассматриваемого Закона может применяться также наказание в виде предупреждения.

Напомним, что предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Отметим, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение при условии совершения лицом правонарушения впервые и отсутствия причинения вреда, а также имущественного ущерба.

С учетом изложенного, согласно внесенным правкам, с 12.04.2020 невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на банковские счета с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления денежных средств и (или) в размере от 3/4 до 1-го размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц - от 20'000 до 30'000 рублей (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред. Закона № 72-ФЗ).

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Россию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ денежных средств и (или) в размере от 3/4 до 1-го размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц - от 20'000 до 30'000 рублей (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ в ред. Закона № 72-ФЗ).

Также внесенными правками уточнено, что должностным лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за осуществление незаконных валютных операций, за невыполнение требований о репатриации денежных средств, в случае совершения аналогичных деяний может быть назначено наказание в виде дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет, только если ранее эти должностные лица были подвергнуты административному наказанию в виде штрафа, а не в виде предупреждения (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред. Закона № 72-ФЗ).

Помимо правок, связанных с введением такого вида наказания за нарушение валютного законодательства как предупреждение, статья 15.25 КоАП РФ дополнена частью 5.2, которой устанавливается ответственность за нарушение установленных сроков зачисления или вообще незачисления денежных средств, причитающихся от нерезидентов по внешнеторговым договорам и договорам займа, на счета резидентов в уполномоченных банках и (или) на их счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, в случае, если сумма таких денежных средств превышает 100'000'000 рублей по однократно либо неоднократно в течение 1-го года проведенным валютным операциям при условии, что отсутствует состав уголовно наказуемого деяния. Часть 5.2 КоАП РФ также распространяется на резидентов, не выполнивших в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности. Необходимо отметить, что штрафы на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по сравнению с ответственностью, установленной частями 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ, остались без изменений, то есть независимо от суммы нарушений они привлекаются к штрафу в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Россию с нарушением установленного срока, или от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами РФ, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 3/4 до 1-го размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию или не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами РФ. Однако для должностных лиц устанавливается штраф в повышенном размере от 40'000 до 50'000 рублей, а также дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Также отметим, что согласно внесенным правкам судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных не только частью 5.1, но и частью 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Напомним, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, рассматривают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области валютного контроля, то есть ФНС России и ФТС России.

2) Правки, внесенные Законом № 73-ФЗ

Законом № 73-ФЗ, вступающим в силу с 12.04.2020, внесены правки в Уголовный кодекс РФ.

Согласно внесенным правкам к уголовной ответственности по части 1 статьи 193 УК РФ за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств может быть привлечено только лицо, подвергнутое административному наказанию за деяния, предусмотренные частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отметим, что часть 1 статьи 193 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в крупном размере, причитающихся от нерезидентов по внешнеторговым договорам, на счета резидентов в уполномоченных банках и (или) на их счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, а равно за невозврат в Российскую Федерацию на счета резидентов денежных средств в крупном размере, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Ответственность по части 1 статьи 193 УК РФ предусмотрена в виде штрафа в размере от 200'000 до 500'000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
Напомним, что частью 2 статьи 193 УК РФ предусматривается ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (с учетом внесенных правок); с использованием заведомо подложного документа; с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Ответственность по части 2 статьи 193 УК РФ установлена в виде лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1'000'000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
При этом внесенными правками значительно увеличена сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств по однократно либо по неоднократно в течение 1-го года проведенным валютным операциям, начиная с которых наступает уголовная ответственность. С момента вступления в силу Закона № 73-ФЗ, то есть с 12.04.2020, крупным размером признается сумма, превышающая 100'000'000 рублей (ранее 9'000'000 руб.), особо крупным размером признается сумма, превышающая 150'000'000 рублей (ранее 45'000'000 руб.).

Помимо изложенного, Законом № 73-ФЗ упрощен порядок определения сумм, начиная с которых наступает уголовная ответственность, и увеличен их размер по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

- статья 198 "Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов"
Крупным размером
признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2'700'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13'500'000 рублей. До вступления в силу правок крупным размером признавалась сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 % подлежащих уплате указанных сумм в совокупности, либо превышающая 2'700'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4'500'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 % подлежащих уплате указанных сумм в совокупности, либо превышающая 13'500'000 рублей;

- статья 199 "Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов"
Крупным размером
признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 15'000'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 45'000'000 рублей. До вступления в силу правок крупным размером признавалась сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5'000'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 % подлежащих уплате указанных сумм в совокупности, либо превышающая 15'000'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15'000'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 % подлежащих уплате указанных сумм в совокупности, либо превышающая 45'000'000 рублей;

- статья 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента"
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 15'000'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 45'000'000 рублей. До вступления в силу правок крупным размером признавалась сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5'000'000 рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 % подлежащих уплате указанных сумм, либо превышающая 15'000'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15'000'000 рублей, при условии, что ее доля превышает 50 % подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45'000'000 рублей;

- статья 199.3 "Уклонение страхователя - физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд"
Крупным размером признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 1'800'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 9'000'000 рублей. До вступления в силу правок крупным размером признавалась сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10 % подлежащих уплате сумм, либо превышающая 1'800'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3'000'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20 % подлежащих уплате сумм, либо превышающая 9'000'000 рублей;

- статья 199.4 "Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд"
Крупным размером
признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 6'000'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 30'000'000 рублей. До вступления в силу правок крупным размером признавалась сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2'000'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 % подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6'000'000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10'000'000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20 % подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30'000'000 рублей.

Также Законом № 73-ФЗ в новой редакции изложены примечания к статье 210 "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)". Статьей 210 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за создание преступного сообщества в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами. Кроме того, статьей 210 УК РФ установлена уголовная ответственность за участие в преступном сообществе, а также за участие в собрании организаторов, руководителей или иных представителей преступных сообществ и (или) организованных групп в целях совершения хотя бы одного тяжкого или особо тяжкого преступления.
Правками, внесенными Законом № 73-ФЗ, примечания к статье 210 УК РФ дополнены положением, согласно которому учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по данной статье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

В заключение отметим, что все изложенные выше правки вступают в силу 12 апреля 2020 года.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6