563/1826
Новое на сайте

Об изменениях НК РФ и отдельных законов об обязательных видах страхования, принятых в качестве мер по преодолению негативных экономических явлений, обусловленных распространением новой короновирусной инфекции

Настоящим информируем об изменениях НК РФ и отдельных законов об обязательных видах страхования, принятых в качестве мер по преодолению негативных экономических явлений, обусловленных распространением новой короновирусной инфекции и принимаемыми в РФ мерами по его предотвращению. Объявленные в обращении к гражданам РФ 25.03.2020 Президентом РФ меры, затрагивающие вопросы налоговых правоотношений и отношений по исчислению и уплате обязательных страховых взносов нашли отражение в положениях нового Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания, т.е. 01.04.2020, далее также - Закон № 102-ФЗ).

Первоначально законопроект № 862653-7 (в итоге принятый и ставший рассматриваемым нами Законом № 102-ФЗ) был подготовлен для целей сглаживания последствий отмены с 2021 года ЕНВД и запрета уже в 2020 году применять ЕНВД и ПСН в отношении видов деятельности по розничной торговле товарами, подлежащими обязательной маркировке. Такая отмена предположительно должна вынудить применяющие ранее ЕНВД организации и ИП и применяющие ПСН предпринимателей (в части розничной торговли маркированными товарами) перейти на иные режимы налогообложения, скорее всего (как самый привлекательный со всех точек зрения) - на УСН. Законопроект преследовал цель предоставить переходящим с ЕНВД и ПСН на УСН в связи с названными выше причинами налогоплательщикам, учитывать при исчислении единого налога по УСН расходы на приобретение товаров, которые не были учтены ими при налогообложении ранее и которые не были использованы в рамках деятельности на ЕНВД или ПСН (т.е. до перехода на УСН).

Это положение сохранилось в тексте принятого в итоге Закона № 102-ФЗ, который дополняет статью 346.25 НК РФ новым пунктом 2.2, позволяющим лицам, перешедшим на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", учесть в составе расходов произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ (т.е., на наш взгляд, речь идет об остатках нереализованных на момент перехода на УСН товаров, которые будут реализовываться и формировать налоговую базу уже в рамках главы 26.2 НК РФ). Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, при применении УСН названными лицами смогут быть учтены в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на УСН. Т.е. в отличие от стоимости самих товаров расходы, непосредственно связанные с их приобретением и продажей, после перехода на УСН можно будет учесть только если они будут фактически оплачиваться уже после перехода на УСН.
Вступает в силу данное дополнение с момента официального опубликования Закона №102-ФЗ с распространением действия его положений в этой части на отношения, возникшие с 01.01.2020.

В остальной части текст Закона №102-ФЗ сформирован непосредственно по тексту обращения Президента РФ к гражданам РФ 25.03.2020 и, как указано выше, содержит в себе меры по преодолению негативных последствий, обусловленных распространением новой короновирусной инфекции и принимаемыми в РФ мерами по предотвращению такого распространения.

Рассмотрим подробнее принятые положения в части наиболее существенных, с нашей точки зрения, правок.

1. Изменения первой части НК РФ.

1.1. Статья 4 НК РФ "Нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления".

 

Статья 4 НК РФ дополняется положениями, которыми Правительство РФ наделяется правом в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):
1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;
2) продление установленных НК РФ сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
3) продление установленных законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений)1;
5) продление сроков направления и исполнения требований
об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,
а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
6) дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
8) основания и условия неприменения ответственности
за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).


Субъекты РФ получили право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 по 31.12.20 продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, (ЕСХН,УСН, ЕНВД, ПСН), а также продление установленных законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора (если это не сделает Правительство РФ на общероссийском уровне либо если субъекты решат отодвинуть такие сроки дальше, чем это сделает Правительство РФ).
Если субъект РФ принимает решение поддержать не всех, а только каких-то отдельных налогоплательщиков, он должен учесть следующие показатели:
- основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 01.03.2020;
- данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС РФ, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их ИНН, который направляется в налоговый орган по субъекту РФ.
Указанные выше правки статьи 4 введены в действие с момента официального опубликования Закон №102-ФЗ, т.е. с 01.04.2020 с указанием на то, что принимаемые в соответствии с этими правками нормативные акты Правительства РФ и субъектов РФ могут распространять свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2020.


1.2. Изменения статьи 6.1 НК РФ "Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах".

Закон №102-ФЗ с момента своего официального опубликования (т.е. с 01.04.2020) вводит в НК РФ понятие "нерабочие дни", использование которого Президентом РФ в Указе об объявлении дней с 30.03.2020 по 03.04.2020 выходными сформировало большое количество вопросов, относительно возникающих в связи с этим последствий в части исчисления различных сроков, в том числе сроков, установленных НК РФ. До сих пор, устанавливая правило о переносе установленного НК РФ срока, выпадающего на выходной день, на ближайший рабочий день, статья 6.1 НК РФ говорила об установленных законодательством РФ выходных и (или) нерабочих праздничных днях. Указ Президента РФ от 25.03.2020 №206 объявил период с 30.03.2020 по 03.04.2020 "нерабочими" днями, которые напрямую не могли быть отнесены ни к "выходным", ни к "нерабочим праздничным". Чтобы снять возникшую коллизию (тем более, что объявленный нерабочими днями период включал в себя, например, сроки представления деклараций и уплаты налогов за 2019 год в отношении налога на прибыль и налога на имущество организаций, единого налога по УСН), рассматриваемый Закон:
- во-первых, прямо упомянул о том, что "не являющийся рабочим" день (при выпадении установленного НК РФ срока на который такой срок должен переноситься на ближайший рабочий день) может быть предусмотрен не только законодательством РФ (т.е. не только законами), но и Указами Президента РФ;
- во-вторых, он прямо дополнил текст статьи указанием на "нерабочие дни" (в дополнение к "выходным" и "нерабочим праздничным").
К сожалению, основную проблему, возникшую в связи с объявлением Президентом периода с 30.03 по 03.04 нерабочими днями, данные правки так и не решили, так как основные проблемные сроки, затрагиваемые этим объявлением, оказались до момента вступления в силу изменений статьи 6.1 НК РФ. В этом плане налогоплательщики могут ориентироваться исключительно на высказанную и направленную для применения позицию ФНС РФ, которая подтвердила перенос сроков представления деклараций и уплаты налога на прибыль, налога на имущества и единого налога по УСН на первый рабочий день после нерабочих дней, т.е. на 06.04.2020. Только вот, высказывая ту свою позицию, ФНС РФ сослалась на планируемые к принятию правки НК РФ, не приняв во внимание, что до 30.03.2020 их не успеют официально опубликовать.

1.3. Изменения статьи 62 НК РФ "Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов".


Рассматриваемый Закон предусматривает возможность изменить срок уплаты налога, сбора, страхового взноса даже для тех, для кого в статье 62 НК РФ предусмотрен прямой запрет на такое изменение (если положения НК РФ будут предусматривать соответствующее положение).
Напомним, что по статье 62 НК РФ не может быть изменен срок уплаты налога на прибыль для участников консолидированной группы налогоплательщиков и срок уплаты любых налогов, сборов, взносов для лица, в отношении которого:
1) возбуждено уголовное дело по признакам налогового преступления;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
4) в течение 3-х лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога, сбора и (или) страховых взносов, было прекращено действие ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий их предоставления.


1.4. Изменения статьи 64 НК РФ "Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов".


Вносимые в данную статью правки также направлены на установление того, что все предусмотренные данной статьей ограничения в отношении суммы, срока и порядка предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, могут быть "преодолены" какими-то иными положениями НК РФ.


Таким образом, в целом предусмотренные Законом правки первой части НК РФ не содержат каких-то конкретных положений, направленных на преодоление последствий сложившейся в 2020 году кризисной ситуации, а лишь устанавливают возможность принятия таких мер Правительством РФ и региональными властями без необходимости прямого введения в текст НК РФ соответствующих положений (как это требовалось бы до сих пор).
Непосредственно закрепляемые на уровне НК РФ меры связаны с правками, вносимыми во вторую часть Кодекса, которые рассмотрены нами ниже.
Сразу обратим Ваше внимание, что все рассмотренные нами ниже правки второй части НК РФ согласно Закону №102-ФЗ вводятся в действие только с 01.01.2021.


2. Изменения второй части НК РФ.


2.1. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".


Основная направленность внесенных в главу 23 НК РФ рассматриваемым Законом правок - это реализация объявленного Президентом РФ включения в базу по НДФЛ процентов по вкладам в банках на сумму свыше 1 млн. руб.
В рамках такой реализации:


1) исключен порядок, в соответствии с которым до сих пор при определении дохода от операций с ценными бумагами доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные
по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года), учитывались отдельно и включались в налоговую базу по НДФЛ по правилам отдельной статьи - статьи 214.2 НК РФ. Ранее предусмотренное абзацем 4 пункта 17.2 статьи 217 НК РФ освобождение от НДФЛ доходов в виде дисконта, получаемых при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 01.01.2017, отменяется. Также отменяется освобождение от НДФЛ для сумм процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления (пункт 25 статьи 217 НК РФ).
С учетом этого указанные проценты, купоны, дисконты будут облагаться НДФЛ в составе доходов от операций с ценными бумагами по правилам статьи 214.1 НК РФ (также как это было до сих в отношении всех прочих процентов (купонов, доходов), т.е. не относящимся к полученным по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 01.01.2017 и не освобождаемым от НДФЛ по правилам пунктов 17.2 и 25 статьи 217 НК РФ. Это, в том числе приведет к тому, что к таким доходам будет применяться общая налоговая ставка НДФЛ - 13% для налоговых резидентов РФ или 30% для не являющихся налоговыми резидентами лиц, а не специальная в размере 35%, как это было до сих пор;


2) Статья 214.2 НК РФ излагается полностью в новой редакции. В том числе изменяется её название (прямо указывающее, что теперь она касается только налогообложения доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ (и не касается указанных выше процентов (купонов, дисконтов) по ценным бумагам).
Что касается непосредственно процентов по вкладам в банках на территории РФ, до сих пор для всех таких доходов, признаваемых в текущем году, действовал следующий порядок
Налоговая база по таким доходам определялась как превышение суммы начисленных по условиям договора процентов над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам (остаткам на счетах) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ +5 п.п., действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам (остаткам на счетах) в иностранной валюте - исходя из 9% годовых.
На практике это условие фактически было равносильно полному освобождению процентов по вкладам в российских банках от НДФЛ (фактические ставки предлагаемых банками процентов по депозитам и остаткам по счетам в рублях не превышают даже ставку ЦБ РФ без увеличения на 5 п.п., а ставка 9% в валюте также представляется чрезмерно большой для рыночного уровня).
Согласно новым правилам в части процентов по вкладам в банках на территории РФ:
- налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных в течение года по всем вкладам (остаткам на счетах), над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн. руб. на ключевую ставку ЦБ РФ, действующую на 01 января соответствующего года. Например, в условиях 2020 года облагаемый НДФЛ процентный доход составил бы величину выплаченных банками по всем вкладам (остаткам по счетам) процентов сверх суммы 60 тысяч рублей;
- при этом не учитываются доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в российских банках, если в течение всего налогового периода (года) ставка по ним не превышает 1% годовых, а также по счетам эскроу. Таким образом, например, в расчете облагаемых НДФЛ процентов по вкладам в банках и по остаткам по счетах не будут учитываться проценты, начисляемые по так называемым "зарплатным счетам", по которым ставка начисляемого процента по практике на сегодня не превышает 1% годовых. Но вот норм, которые бы позволили не учитывать саму сумму остатка по таким счетам при расчете общего для налогоплательщика - физического лица порога по всем его счетам (вкладам) в 1 млн. руб., в Законе нет;
- если доходы в виде процентов номинированы в иностранной валюте, они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического получения дохода;
- для расчета налога налоговым органом ему не позднее 1 февраля следующего за отчетным года банки представляют информацию о суммах выплаченных процентов
(кроме указанных выше не принимаемых в расчет) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение года. Форму и формат представления сведений утвердит ФНС РФ;
- из статьи 224 НК РФ исключены положения, в соответствии с которыми к облагаемым НДФЛ процентам по вкладам (остаткам по счетам) в российских банках применяется ставка налога 35%. Это означает, что к таким доходам будет применяться общая ставка НДФЛ 13% у налоговых резидентов и также 13% у тех, кто ими не является (с учетом внесенного в пункт 3 статьи 224 НК РФ соответствующего дополнения);
- на основании переданных банками сведений налоговый орган осуществляет расчет суммы налога, указываемый в направляемом физическому лицу налоговом уведомлении;
- срок уплаты НДФЛ на основании такого уведомления - не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным;
- физические лица будут не обязаны указывать такие доходы в представляемых в налоговый орган налоговых декларациях по НДФЛ, если только это не будет препятствовать реализации их прав на получение налоговых вычетов (применение ставки НДФЛ 13% формирует возможность к таким доходам применять налоговые вычеты, в том числе социальные и имущественные).
Предусмотренные выше изменения вводятся в силу с 01.01.2021 и будут касаться налогообложения соответствующих доходов, получаемых исключительно после указанной даты.

2.2. Изменения главы 34 НК РФ "Страховые взносы".


Изменениями главы 34 НК РФ рассматриваемый Закон реализует обещание Президента РФ снизить тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для этих целей статья 427 НК РФ "Пониженные тарифы страховых взносов" дополняется положениями, согласно которым для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, начиная с 2021 года применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) в ПФ РФ:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - также 10,0%;
2) в ФСС РФ - 0,0%;
3) в фонды ОМС - 5,0%.
Данными правками изменения главы 34 НК РФ и НК РФ в целом, собственно и ограничились.
В этом плане обращаем внимание на следующее:
- пониженные тарифы установлены для субъектов малого и среднего предпринимательства со ссылкой на соответствующий закон, который устанавливает критерии отнесения лиц к соответствующим категориям предпринимателей. По этому закону отнесение к той или иной категории предпринимателя осуществляется на основании соответствия установленным в Законе критериям (состав собственников, величина выручки, среднесписочная численность работников), но для применения предусмотренных нормативными актами преференций обязательным является включение организации в Реестр СПП, который ведет налоговый орган. Реестр СМП ведется на основании сведений, представляемых в налоговый орган по итогам отчетного года с обновлениями в нём 1 раз в год в августе месяце на основании данных за предыдущий год. Например, в апреле 2020 года Реестр сформирован по сведениям, представленным по итогам 2018 года, так как обновление информации в Реестре на основании сведений за 2019 год произойдет только в августе 2020 года. В итоге, на наш взгляд, может возникнуть неопределенность - что важнее, соответствовать критериям СМП на 1-е число расчетного периода по формальным основаниям или быть на эту дату включенным в Реестр (хотя на 01 января, например, 2021 года в Реестр будут включены сведения по итогам 2019 года и не учитывающие еще пока итоги 2020 года);
- в приведенной выше норме, вводимой в статью 427 НК РФ, дана ссылка на превышение выплат в пользу лица "величины МРОТ, установленного федеральным законом". По нашему мнению, это означает, что сравнение должно проводиться без учета величины МРОТ, применяемой на территории каждого отдельного субъекта РФ, во внимание должна приниматься исключительно величина МРОТ в соответствии с федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ, согласно которому с 01.01.2020 МРОТ составляет 12'130 руб.;
- право на применение пониженных тарифов в случае осуществления в течение месяца выплат в пользу застрахованного лица в размере, превышающем "федеральный МРОТ" установлено для всех видов выплат и не ограничено исключительно теми, что признаются оплатой труда. Т.е. данное правило, в том числе, должно распространяться на выплаты по договорам гражданско-правового характера, в том числе на разовые выплаты. Кроме того, обращаем Ваше внимание, что соблюдение критерия по сумме выплат более величины МРОТ не зависит от полной или неполной занятости для определения возможности применения пониженных тарифов страховых взносов. Например, если у работника оклад, скажем 40 тыс. руб. в месяц (т.е. в несколько раз больше величины федерального МРОТ), но при этом работник переведен на неполный рабочий день, скажем, 2 часа в день, и в итоге получаемая им фактически на руки сумма выплат не превышает величину МРОТ (в нашем примере она может составить меньше 12'300 руб. в месяц), то в отношении выплачиваемых такому работнику сумм нельзя будет применить пониженные тарифы взносов.
Еще раз обращаем Ваше внимание, что указанные выше изменения главы 34 НК РФ и предусмотренные ею пониженные тарифы страховых взносов вводятся в действие с 01.01.2021. О специальных правилах, предусматриваемых рассматриваемым Законом №102-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 - см. ниже в настоящем обзоре.


3. Изменения Закона об обязательном социальном страховании на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.


Предусмотренные Законом №102-ФЗ изменения, вносимые в Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний", аналогичны по своей сути рассмотренным выше правкам НК РФ в части предоставления Правительству РФ в 2020 году и на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 права предоставлять отсрочки, рассрочки по уплате взносов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, продлевать сроки уплаты таких взносов, сроки представления расчетов по ним, сроки направления и исполнения требований об уплате недоимки, условия неприменения ответственности к плательщикам страховых взносов и т.п. В этой части никаких конкретных мер непосредственно в текст Закона не вносится.
Вступают в силу указанные выше изменения с момента официального опубликования Закона 102-ФЗ, т.е. с 01.04.2020.


4. Изменения Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ.

Основной посыл вносимых рассматриваемым Законом изменений в Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" - это закрепление уже выше рассмотренных нами изменений главы 34 НК РФ в части установления с 01.01.2021 пониженных тарифов страховых взносов в ПФ РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства в части осуществляемых ими выплат в пользу физических лиц в размере, превышающем величину МРОТ и установления порядка распределения получаемых по такому пониженному тарифу сумм на финансирование страховой и накопительной части пенсии (в том числе в зависимости от даты рождения застрахованного - до или после 1967 года). Еще раз обращаем внимание на то, что для периода с 01.04.2020 по 31.12.2020 Закон №102-ФЗ предусмотрел особые правила, которые нами рассмотрены ниже.


5. Особые правила определения тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.


Статья 5 и статья 6 Закона №102-ФЗ, не внося соответствующих правок ни в НК РФ, ни в соответствующие законы об обязательных видах страхования, устанавливает особые правила определения тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства в период с 01.04.2020 по 31.12.2020. Почему это сделано именно таким образом (а не внесения правок в тексты НК РФ и соответствующих законов), нам не ясно.
Кроме того, на самом деле напрямую в статьях 5 и 6 Закона №102-ФЗ даже не сказано, о каких именно страховых взносах идет речь, и о том, что вводимые данной статьей тарифы - это тарифы "взамен" тех, что прямо установлены в главе 34 НК РФ (предполагаем, что всё-таки речь идет именно о страховых взносах, регулируемых главой 34 НК РФ, а не о каких-то других, хотя повторим - напрямую в тексте Закона это не установлено).
Также не ясно, почему в статье 5 и 6 дублируются положения о тарифах взносов в ПФ РФ, если речь идет о тарифах для одной группы страхователей (субъектов малого и среднего предпринимательства, на один период (с 01.04 по 31.12.20).
Предполагаем, что всё-таки речь идет об особых тарифах страховых взносов взамен тарифов, предусмотренных по главе 34 НК РФ, временно вводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 01.04.2020 до конца 2020 года (хотя фактически вводимый порядок ничем не отличается от того, что вводится правками в главу 34 НК РФ, но только с 01.01.2021..
Какие это тарифы определены в статьях 5 и 6 Закона №102-ФЗ на период с 01.04.2020 по 31.12.20920?


1) в ПФ РФ:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ПФ Ф, т.е. в пределах 1'292'000 руб. с начала года:
- в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину федерального МРОТ на начало 2020 года, т.е. не превышающие 12'300 руб. в месяц, - 22%;
- в остальной части (т.е. превышение суммы 12'300 руб. в месяц) - 10%;
сверх величины 1'292'000 руб. с начала года: и в пределах федерального МРОТ? и сверх него - 10%.
Эти тарифы определены статьей 5 Закона №102-ФЗ. Там же далее по тексту установлен порядок распределения поступающих в ПФ РФ в 2020 году по указанным тарифам взносов между суммами, направляемыми на финансирование страховой и накопительной части пенсии. Предполагаем, что статья 5 в целом должна была бы быть изменениями к Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", вводя в него правила исчисления взносов в ПФ РФ и их распределения между финансированием страховой или накопительной части трудовой пенсии на период с 01.04.2020 до конца 2020 года.
Также предполагаем, что статья 6 Закона №102-ФЗ должна была бы быть дополнениями главы 34 НК РФ в части особых тарифов для субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 01.04.2020 по 31.12.2020. Именно по этой причине статья 6 вновь повторяет тариф страховых взносов для названной категории страхователей в указанный период, что и статья 5 того же Закона (правда, касаясь только базы в размере выплат, превышающих величину МРОТ, т.е. той базы, по которой тариф взносов в ПФ РФ установлен в размере 10%).
И именно поэтому в статье 5 Закона упомянуты взносы, которые очевидно являются только взносами в ПФ РФ, а в статье 6 - также и взносы в ФСС РФ и фонды ОМС:

2) в ФСС РФ в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, превышающей величину федерального МРОТ на начало 2020 года, т.е. превышающие 12'300 руб. в месяц, - 0%.

Ставка взносов в ФСС РФ на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 в отношении части выплат в пределах МРОТ статьей 6 Закона №102-ФЗ не определена. Полагаем, что к таким выплатам должна применяться "стандартная" ставка тарифов страховых взносов в ФСС РФ по главе 34 НК РФ, т.е. 2,9% в пределах базы для начисления взносов в ФСС РФ по всем выплатам в пользу застрахованного с начала года (912'000 руб.);

3) в фонды ОМС в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, превышающей величину федерального МРОТ на начало 2020 года, т.е. превышающие 12'300 руб. в месяц, - 5%.
Опять-таки, ставка взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в фонды ОМС на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 в отношении части выплат в пределах МРОТ статьей 6 Закона №102-ФЗ не определена. Также полагаем, что к таким выплатам должна применяться "стандартная" ставка тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование по главе 34 НК РФ, т.е. 5,1%


Вопросы одновременного применения указанных тарифов страховых взносов и пониженных тарифов страховых взносов по главе 34 НК РФ (если, например, какой-то страхователь одновременно будет являться и субъектом малого или среднего предпринимательства, и иметь право на пониженные тарифы страховых взносов по статье 427 НК РФ, рассматриваемым Законом №102-ФЗ не определены. В главе 34 НК РФ таких положений также нет.
Например, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий на период до 2023 года статья 427 НК РФ устанавливает более низкие размеры взносов, чем предусмотрены Законом №102-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства (совокупный размер отчислений во все фонды для таких организаций по статье 427 НК РФ составляет 14%, что ниже совокупного размера взносов по рассматриваемому Закону №102-ФЗ - 15%), причем применение пониженного тарифа по НК РФ не зависит от соблюдения критерия величины выплат в течение месяца в пользу застрахованного более размера МРОТ на начло года.


В целом надо признать, что требуемая обстоятельствами скорость принятия рассмотренных выше правок (особенно в части установления пониженных тарифов страховых взносов) не лучшим образом сказалась на качестве итогового документа с точки зрения юридической техники. И это, полагаем, в дальнейшем приведет к необходимости дополнительного уточнения принятого текста, что потребует принятия очередного федерального закона.
Но, возможно, принятие такого "другого" закона потребуется в любом случае, так как если рассматривать принятый Закон №102-ФЗ как меру по поддержке экономики в период обусловленного распространением короновирусной инфекции кризиса, то тогда следует признать, что предусмотренных этим законом мер (а их по сути 2 - это расширение полномочий Правительства РФ и субъектов РФ, а также введение пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства) явно недостаточно.


Исп. Леонов А.


[1] обращаем внимание, что на сегодня только весьма ограниченный круг лиц представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган в соответствии с требованиями НК РФ (ст.23). Основная часть организаций представление бухгалтерской (финансовой) отчтености в налоговые органы осуществляет в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. И по идее, надо было именно Закон о бухгалтерском учете (или и его тоже) дополнять положениями о праве Правительства РФ переносить сроки представления указанной отчетности и о неприменении санкций за нарушение установленных Законом сроков. Но о планах внести правки в Закон о бухучете или КоАП РФ в этой части нам на сегодня ничего не известно. Пока соответствующие изменения затронули только НК РФ.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено