Об изменениях КоАП РФ и УК РФ, принятых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

Информируем о последних изменениях законодательства РФ, принятых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) . Ниже предлагаем ознакомиться с правками, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ). Указанные изменения были внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" (далее - Закон № 99-ФЗ) и Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ "О внесении изменений в УК РФ и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ" (далее - Закон № 100-ФЗ).
Законы № 99-ФЗ и 100-ФЗ вступают в силу с момента официального опубликования. Указанные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.04.2020. Таким образом, изменения начали действовать 01.04.2020.


1. Правки, внесенные в КоАП РФ Законом № 99-ФЗ (дополнения в ст. 6.3 КоАП РФ и новая статья 20.6.1 КоАП РФ).

Статья 6.3. КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, дополнена новыми составами.
До внесения изменений редакция ст. 6.3 КоАП РФ включала только один состав, а именно, к административной ответственности могли быть привлечены лица, допустившие нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Обращаем Ваше внимание, что указанный состав применяется при отсутствии мер карантинного характера.
Напомним, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.6.3 КоАП РФ наступает ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет для граждан - от 100 до 500 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 500 до 1'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), для юридических лиц 10'000 до 20'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Внесенные Законом № 99-ФЗ дополнения значительно усиливают ответственность за вышеуказанные правонарушения, совершенные в период карантина.

Так, новый состав административного правонарушения, предусмотренный новым пунктом 2 ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий) (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". За совершение правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, наступает административная ответственность в виде штрафа, размер которого составит для граждан - от 15'000 до 40'000 рублей, для должностных лиц - от 50'000 до 150'000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 50'000 до 150'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), для юридических лиц - от 200'000 до 500'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).


Новый пункт 3 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период ЧС или карантина, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
За совершение правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступает административная ответственность в виде штрафа, размер которого составит для граждан - от 150'000 до 300'000 рублей, для должностных лиц - от 300'000 до 500'000 рублей (или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет), для индивидуальных предпринимателей - от 500'000 до 1'000'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), для юридических лиц - от 500'000 до 1'000'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Ниже рассмотрим, что может являться нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического населения.

Вышеуказанная административная ответственность по статье 6.3. КоАП РФ наступает в случае нарушения нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) и принимаемые в соответствии с ним Постановления главного санитарного врача РФ об утверждении СанПиНов и гигиенических нормативов, нормативные правовые акты субъектов РФ (например, Областной закон Ленинградской области от 27.12.2013 № 106-оз "Об охране здоровья населения Ленинградской области") и иные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 "Об объявлении в РФ нерабочих дней").
По нашему мнению, к нарушениям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, могут относиться:
1) нарушение требований Постановления Главного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 (например, незамедлительное несообщение лицом, прибывшим на территорию РФ, о своем возвращении, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в субъекте РФ, или при ухудшении состояния здоровья игнорирование обращения за медицинской помощью на дому, без посещения медицинских организаций, или обращение в поликлинику лично, что может в свою очередь спровоцировать заражение тех, кто находится в поликлинике);
2) осуществление организацией деятельности в период с 30.03.2020 по 05.04.2020 в нарушение положений Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 "Об объявлении в РФ (исключением являются только прямо поименованные в данном Указе организации) также может быть квалифицировано как нарушение, которое может повлечь ответственность по ст. 6.3.КоАП РФ.
3)Нарушение требований нормативных актов субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принятых в соответствии со ст. 3 Закона № 52-ФЗ на основании Постановлений главного санитарного врача РФ (перечень требований определяется каждым субъектом самостоятельно):
- покидание гражданами мест проживания (пребывания), кроме разрешенных случаев (на территории Санкт-Петербурга в настоящее указанная мера не введена, действующее положение носит рекомендательный характер);
- посещение гражданами организаций и предприятий в карантинный период (например, в нарушение п. 2.3.7. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 в период с 28.03.2020 по 05.04.2020);
- посещение гражданами скверов, парков и религиозных организаций (например, в нарушение п. 2.3.7. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 в период с 28.03.2020 по 05.04.2020);
- другие ограничения, указанные в нормативных актах субъектов РФ.

Принимая во внимание то, что коронавирусная инфекция (2019-nCoV) с 31.01.2020 входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в ред. Постановления Правительства РФ № 66 от 31.01.2020), полагаем, что новые составы административных правонарушений, введенных Законом № 99-ФЗ в ст. 6.3 КоАП РФ, могут быть применены к нарушителям уже в ближайшее время, а размер ответственности будет определяться в зависимости от тяжести последствий.

Органами уполномоченными составлять протоколы будут являться Роспотребнадзор и полиция.

Также Законом № 99-ФЗ вводится новая статья 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с новой ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ (п. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ), влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа, размер которого для граждан в размере от 1'000 до 30'000 рублей; для должностных лиц - от 10'000 до 50'000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 30'000 до 50'000 рублей; для юридических лиц - от 100'000 рублей до 300'000 рублей.
Если вышеуказанные нарушения совершены повторно или повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу (п. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ), то наступает административная ответственность в виде штрафа, размер которого составит для граждан от 15'000 до 50'000 рублей; для должностных лиц - от 300'000 рублей до 500'000 рублей (или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет); для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - от 500'000 до 1'000'000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).


Новая статья 20.6.1 КоАП РФ содержит санкцию за нарушение правил поведения граждан, которые устанавливаются в условиях повышенной готовности или чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон № 68-ФЗ). Закон 68-ФЗ регулирует отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). В соответствии со ст. 19 Закона № 68-ФЗ граждане РФ обязаны: выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС. Порядок утверждения таких правил поведения закон не содержит.
По нашему мнению, ст. 20.6.1 КоАП РФ может применяться за нарушение нормативных актов принятых во исполнение Закона № 68-ФЗ, которые вводят требования в период режима повышенной готовности, но не связанные с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

2. Изменения, внесенные в ст. 236 УК РФ Законом № 100-ФЗ.

Согласно новой редакции ст. 236 УК РФ нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, влечет уголовную ответственность в виде штрафа в размере от 500'000 до 700'000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В ранее действовавшей редакции ч. 1 ст. 236 УК РФ не было такого состава как "нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления массового заболевания или отравления людей".
Новый состав п. 2 ст. 236 УК РФ, введенный Законом № 100-ФЗ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, в виде штрафа в размере от 1'000'000 до 2'000'000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительные работами на срок от 3 до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Также нововведением является п. 3 ст. 236 УК РФ, устанавливающий уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц. За совершение данного преступления наступает уголовная ответственность в виде принудительных работ на срок от 4 до 5 лет либо лишения свободы на срок от 5 до 7 лет.
В отличие от административной ответственности для наступления уголовной ответственности необходимо наличие общественно опасных последствий или объективной угрозы таких последствий (если наступила смерть человека или имело место массовое заболевание по вине нарушителя).

Понятие "массовое заболевание" в действующем законодательстве в настоящий момент отсутствует. В правоприменительной практике под массовым заболеванием понимается заболевание, распространенность которого на данной территории значительно превышает среднестатистические показатели на этой территории за сопоставимый период времени.

Как следует из ст. 236 УК РФ, уголовная ответственность наступает за нарушение "санитарно-эпидемиологических правил" (а не "законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения", как в ст. 6.3 КоАП РФ). В связи с указанным, полагаем, что из буквального прочтения нормы можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность может последовать только за нарушение конкретного СанПиНа при наступлении последствий в виде заболевания или смерти. По нашему мнению, нарушение требований антикарантинных мероприятий указанных, например, в постановления субъекта РФ, не может повлечь уголовной ответственности.
Вместе с тем, с учетом того, что в юридической литературе существует более широкий подход понятию "санитарно-эпидемиологические правила", полагаем, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией правоприменительная практика по ст. 236 УК РФ может измениться, и указанная статья может быть применена в отношении любого лица, допустившего нарушение правовых норм, которые регулируют общественные отношения в области охраны санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при которых наступили общественно опасные последствия, указанные в 236 УК РФ.

Исп. Высоцкая Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6