О принятии Закона О защите капиталовложений в РФ, а также связанных с ним изменений НК РФ

Информируем о следующих двух Федеральных законах, опубликованных на Официальном интернет-портале правовой информации https://pravo.gov.ru 01.04.2020:
- Федеральном законе Российской Федерации от 01.04.2020 № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ);
- Федеральном законе Российской Федерации от 01.04.2020 № 70-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 70-ФЗ).

Закон № 69-ФЗ является новым законом, регулирующим порядок осуществления инвестиций на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Согласно Пояснительной записке к законопроекту - принятие закона обусловлено необходимостью создания условий для поддержки вложения инвестиций; формирования основ законодательства об инвестиционной деятельности.

В качестве основной гарантии для инвестора Закон № 69-ФЗ предусматривает стабилизационную оговорку, которая заключается в том, что не применяются акты (решения), ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.

Следует отметить, что стабилизационная оговорка была предусмотрена в законодательстве РФ и ранее (ст. 9 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и ст. 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"), однако ранее она носила скорее "декларативный" характер.

Закон № 69-ФЗ устанавливает перечень актов (решений), которые не будут применяться к инвестору, и предусматривает конкретные условия для применения стабилизационной оговорки (требования к инвестициям и порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений), последствия нарушения инвестором соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Среди актов (решений), неизменность которых для организации, реализующей проект, предусмотрена Законом № 69-ФЗ, следует отметить следующие:
- акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
- акты, предусматривающие порядок предоставления прав на земельный участок, изменение порядка передачи прав на земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности; ставки аренды на земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности;
- акты, устанавливающие дополнительные требований к выполнению инженерных изысканий, подготовки документов территориального планирования, градостроительного регламента, порядка осуществления строительства, реконструкции;
- акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы, используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- в отношении налогов и сборов порядок, условия и особенности применения этого правила определяются положениями законодательства о налогах и сборах (что установлено Законом № 70-ФЗ, который будет подробно рассмотрен далее).

По нашей оценке, реализация стабилизационной оговорки потребует издания ведомственных актов, следовательно, пока предсказать, когда именно указанная система сможет полноценно функционировать, не представляется возможным. С точки зрения администрирования указанные правки могут потребовать значительных ресурсов, так как не совсем ясно, как должностное лицо будет определять, подлежат ли применению новые акты или нет, а также будет ли это реализовано в программных продуктах, используемых органами государственной власти.

В части требований к инвестициям Закон № 69-ФЗ устанавливает, что для получения гарантий, предусмотренных законом, с организацией, реализующей проект (это может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания, специально созданная для реализации инвестиционного проекта, при этом учредителем может быть иностранный инвестор), заключатся соглашение о защите и поощрении капиталовложений (в котором определяется описание инвестиционного проекта, конкретные сроки реализации этапов инвестиционного проекта, срок действия стабилизационной оговорки).

В Законе № 69-ФЗ инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимоувязанных по срокам, участникам и ресурсам мероприятий и процессов, направленных на создание (строительство) и последующую эксплуатацию либо модернизацию и (или) реконструкцию и последующую эксплуатацию имеющихся объектов движимого или недвижимого имущества, а также создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации. К инвестиционным проектам не могут быть отнесены инвестиции в игорный бизнес, производство табачных изделий, добыча сырой нефти и природного газа; оптовая и розничная торговля; деятельность финансовых организаций; строительство (реконструкция, модернизация) административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов.

При этом при внесении законопроекта Минфином России предлагалось устанавливать общий инвестиционный режим, не требующий заключения соглашения, и проектно-инвестиционный режим (http://government.ru/news/38383/). В Законе № 69-ФЗ предусмотрен только один режим - гарантии инвесторам предоставляются при условии заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Законом № 69-ФЗ установлены следующие требования к размеру инвестиций:
- не менее 200 миллионов рублей и не более 1 миллиарда рублей при заключении субъектом РФ соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в которых РФ не является стороной (при этом для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга верхний порог ограничений не применяется);
- не менее 250 миллионов рублей - для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
- не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
- не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

Срок предоставления стабилизационной оговорки зависит от размера инвестиции (6 лет - в отношении инвестиционных проектов, объем капиталовложений в которые не превышает 5 миллиардов рублей; 15 лет - в отношении инвестиционных проектов, объем капиталовложений в которые составляет более 5 миллиардов рублей, но менее 10 миллиардов рублей; 20 лет - в отношении инвестиционных проектов, объем капиталовложений в которые составляет 10 миллиардов рублей и более). Срок возможно продлить однократно при представлении документов, подтверждающих реализацию этапов инвестиционного проекта.

Помимо стабилизационной оговорки организации, реализующей инвестиционный проект, могут быть оказаны меры государственной поддержки (в основном на создание инфраструктуры).

В случае нарушения организацией, реализующей проект, условий связанного договора предусмотрено возмещение убытков.
По нашему мнению, из текста закона не совсем понятно, имеется в виду возмещение убытков только в части полученных "бюджетных" денежных средств или указанная категория может быть истолкована расширительно и есть риск взыскания "недополученных" денежных средств в бюджет (в части налогов, сборов, таможенных пошлин).

Помимо этого, Закон № 69-ФЗ предусматривает также создание государственной информационной системы "Капиталовложения", которая будет содержать следующие сведения:
- организации, реализующие проекты;
- инвестиционные проекты;
- меры государственной (муниципальной) поддержки;
- декларации о реализации инвестиционных проектов;
- соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- связанные договоры;
- исчисленные к уплате суммы налогов;
- уплаченные таможенные пошлины
- иные сведения, определяемые Постановлением Правительства.

Закон № 69-ФЗ вступает в силу в день его официального опубликования, т.е. 01.04.2020 за исключением отдельных положений, касающихся создания государственной информационной системы "Капиталовложения" (вступает в силу по истечении одного года).

Одновременно с Законом № 69-ФЗ был принят Закон № 70-ФЗ, который установил правила применения стабилизационной оговорки в отношении законодательства о налогах и сборах.

Такие правила рассматриваемый Закон № 70-ФЗ сформулировал в новом пункте 4.3 статьи 5 части первой НК РФ, который определил следующее.
Положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр, предусмотренный Законом № 69-ФЗ (далее - реестр), сведений о заключении с налогоплательщиком соглашения о защите и поощрении капиталовложений, не применяются в отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения, в части правоотношений, связанных с исполнением такого соглашения, с учетом указанных ниже особенностей.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, применяются такими лицами при условии признания утратившими силу в связи с введением нового налога и (или) сбора норм законодательства, которыми на дату включения лица в реестр осуществлялось нормативное правовое регулирование обязательного платежа, имевшего схожий объект обложения с новым налогом и (или) сбором.

В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по:
- налогу на имущество организаций;
- транспортному налогу.
В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с РФ и субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных выше, а также в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций, изменения сроков уплаты и (или) порядка возмещения налога на добавленную стоимость и (или) введения новых налогов и (или) сборов.
В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения, заключенного с субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных выше для налога на имущество организаций и транспортного налога, а также в части изменения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу.
В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения, заключенного с РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части всех указанных выше изменений (т.е. и по налогу на имущество, и по транспортному налогу, и по налогу на прибыль, и по НДС, и по земельному налогу).
Указанные выше особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.

В целом приведенные положения применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
- даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки;
- даты включения сведений о расторжении соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений в реестр.

Специальным условием применения установленных новым пунктом 4.3 статьи 5 НК РФ правил является ведение налогоплательщиком раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и в рамках иной деятельности, а по соглашениям с участием РФ также раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при исполнении соглашений, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Отдельные особенности возможности не соблюдать указанное условие о ведении раздельного учета установлены для тех, кто, в соответствии с Законом № 69-ФЗ признается "проектной компанией" 1 . Например, такое лицо вправе не вести раздельный учет (если только он одновременно не является участником консолидированной группы налогоплательщиков).

Все указанные дополнения статьи 5 НК РФ вступили в силу с момента официального опубликования Закона №70-ФЗ, т.е. 01.04.2020.

Исп. Леонов А., Шумилина М.


[1] согласно Закону № 69-ФЗ проектной компанией признается организация, реализующая в соответствии с названным законом проект и специально созданная для реализации инвестиционного проекта, соответствующая совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90% всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6