570/1830
Новое на сайте

О принятии Закона О защите капиталовложений в РФ, а также связанных с ним изменений НК РФ

Информируем о следующих двух Федеральных законах, опубликованных на Официальном интернет-портале правовой информации https://pravo.gov.ru 01.04.2020:
- Федеральном законе Российской Федерации от 01.04.2020 № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ);
- Федеральном законе Российской Федерации от 01.04.2020 № 70-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 70-ФЗ).

Закон № 69-ФЗ является новым законом, регулирующим порядок осуществления инвестиций на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Согласно Пояснительной записке к законопроекту - принятие закона обусловлено необходимостью создания условий для поддержки вложения инвестиций; формирования основ законодательства об инвестиционной деятельности.

В качестве основной гарантии для инвестора Закон № 69-ФЗ предусматривает стабилизационную оговорку, которая заключается в том, что не применяются акты (решения), ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.

Следует отметить, что стабилизационная оговорка была предусмотрена в законодательстве РФ и ранее (ст. 9 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и ст. 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"), однако ранее она носила скорее "декларативный" характер.

Закон № 69-ФЗ устанавливает перечень актов (решений), которые не будут применяться к инвестору, и предусматривает конкретные условия для применения стабилизационной оговорки (требования к инвестициям и порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений), последствия нарушения инвестором соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Среди актов (решений), неизменность которых для организации, реализующей проект, предусмотрена Законом № 69-ФЗ, следует отметить следующие:
- акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
- акты, предусматривающие порядок предоставления прав на земельный участок, изменение порядка передачи прав на земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности; ставки аренды на земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности;
- акты, устанавливающие дополнительные требований к выполнению инженерных изысканий, подготовки документов территориального планирования, градостроительного регламента, порядка осуществления строительства, реконструкции;
- акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы, используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- в отношении налогов и сборов порядок, условия и особенности применения этого правила определяются положениями законодательства о налогах и сборах (что установлено Законом № 70-ФЗ, который будет подробно рассмотрен далее).

По нашей оценке, реализация стабилизационной оговорки потребует издания ведомственных актов, следовательно, пока предсказать, когда именно указанная система сможет полноценно функционировать, не представляется возможным. С точки зрения администрирования указанные правки могут потребовать значительных ресурсов, так как не совсем ясно, как должностное лицо будет определять, подлежат ли применению новые акты или нет, а также будет ли это реализовано в программных продуктах, используемых органами государственной власти.

В части требований к инвестициям Закон № 69-ФЗ устанавливает, что для получения гарантий, предусмотренных законом, с организацией, реализующей проект (это может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания, специально созданная для реализации инвестиционного проекта, при этом учредителем может быть иностранный инвестор), заключатся соглашение о защите и поощрении капиталовложений (в котором определяется описание инвестиционного проекта, конкретные сроки реализации этапов инвестиционного проекта, срок действия стабилизационной оговорки).

В Законе № 69-ФЗ инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимоувязанных по срокам, участникам и ресурсам мероприятий и процессов, направленных на создание (строительство) и последующую эксплуатацию либо модернизацию и (или) реконструкцию и последующую эксплуатацию имеющихся объектов движимого или недвижимого имущества, а также создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации. К инвестиционным проектам не могут быть отнесены инвестиции в игорный бизнес, производство табачных изделий, добыча сырой нефти и природного газа; оптовая и розничная торговля; деятельность финансовых организаций; строительство (реконструкция, модернизация) административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов.

При этом при внесении законопроекта Минфином России предлагалось устанавливать общий инвестиционный режим, не требующий заключения соглашения, и проектно-инвестиционный режим (http://government.ru/news/38383/). В Законе № 69-ФЗ предусмотрен только один режим - гарантии инвесторам предоставляются при условии заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Законом № 69-ФЗ установлены следующие требования к размеру инвестиций:
- не менее 200 миллионов рублей и не более 1 миллиарда рублей при заключении субъектом РФ соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в которых РФ не является стороной (при этом для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга верхний порог ограничений не применяется);
- не менее 250 миллионов рублей - для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
- не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
- не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

Срок предоставления стабилизационной оговорки зависит от размера инвестиции (6 лет - в отношении инвестиционных проектов, объем капиталовложений в которые не превышает 5 миллиардов рублей; 15 лет - в отношении инвестиционных проектов, объем капиталовложений в которые составляет более 5 миллиардов рублей, но менее 10 миллиардов рублей; 20 лет - в отношении инвестиционных проектов, объем капиталовложений в которые составляет 10 миллиардов рублей и более). Срок возможно продлить однократно при представлении документов, подтверждающих реализацию этапов инвестиционного проекта.

Помимо стабилизационной оговорки организации, реализующей инвестиционный проект, могут быть оказаны меры государственной поддержки (в основном на создание инфраструктуры).

В случае нарушения организацией, реализующей проект, условий связанного договора предусмотрено возмещение убытков.
По нашему мнению, из текста закона не совсем понятно, имеется в виду возмещение убытков только в части полученных "бюджетных" денежных средств или указанная категория может быть истолкована расширительно и есть риск взыскания "недополученных" денежных средств в бюджет (в части налогов, сборов, таможенных пошлин).

Помимо этого, Закон № 69-ФЗ предусматривает также создание государственной информационной системы "Капиталовложения", которая будет содержать следующие сведения:
- организации, реализующие проекты;
- инвестиционные проекты;
- меры государственной (муниципальной) поддержки;
- декларации о реализации инвестиционных проектов;
- соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- связанные договоры;
- исчисленные к уплате суммы налогов;
- уплаченные таможенные пошлины
- иные сведения, определяемые Постановлением Правительства.

Закон № 69-ФЗ вступает в силу в день его официального опубликования, т.е. 01.04.2020 за исключением отдельных положений, касающихся создания государственной информационной системы "Капиталовложения" (вступает в силу по истечении одного года).

Одновременно с Законом № 69-ФЗ был принят Закон № 70-ФЗ, который установил правила применения стабилизационной оговорки в отношении законодательства о налогах и сборах.

Такие правила рассматриваемый Закон № 70-ФЗ сформулировал в новом пункте 4.3 статьи 5 части первой НК РФ, который определил следующее.
Положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр, предусмотренный Законом № 69-ФЗ (далее - реестр), сведений о заключении с налогоплательщиком соглашения о защите и поощрении капиталовложений, не применяются в отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения, в части правоотношений, связанных с исполнением такого соглашения, с учетом указанных ниже особенностей.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, применяются такими лицами при условии признания утратившими силу в связи с введением нового налога и (или) сбора норм законодательства, которыми на дату включения лица в реестр осуществлялось нормативное правовое регулирование обязательного платежа, имевшего схожий объект обложения с новым налогом и (или) сбором.

В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по:
- налогу на имущество организаций;
- транспортному налогу.
В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с РФ и субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных выше, а также в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций, изменения сроков уплаты и (или) порядка возмещения налога на добавленную стоимость и (или) введения новых налогов и (или) сборов.
В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения, заключенного с субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных выше для налога на имущество организаций и транспортного налога, а также в части изменения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу.
В отношении лиц, являющихся стороной соответствующего соглашения, заключенного с РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части всех указанных выше изменений (т.е. и по налогу на имущество, и по транспортному налогу, и по налогу на прибыль, и по НДС, и по земельному налогу).
Указанные выше особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.

В целом приведенные положения применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
- даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки;
- даты включения сведений о расторжении соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений в реестр.

Специальным условием применения установленных новым пунктом 4.3 статьи 5 НК РФ правил является ведение налогоплательщиком раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и в рамках иной деятельности, а по соглашениям с участием РФ также раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при исполнении соглашений, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Отдельные особенности возможности не соблюдать указанное условие о ведении раздельного учета установлены для тех, кто, в соответствии с Законом № 69-ФЗ признается "проектной компанией" 1 . Например, такое лицо вправе не вести раздельный учет (если только он одновременно не является участником консолидированной группы налогоплательщиков).

Все указанные дополнения статьи 5 НК РФ вступили в силу с момента официального опубликования Закона №70-ФЗ, т.е. 01.04.2020.

Исп. Леонов А., Шумилина М.


[1] согласно Закону № 69-ФЗ проектной компанией признается организация, реализующая в соответствии с названным законом проект и специально созданная для реализации инвестиционного проекта, соответствующая совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90% всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено