Об утверждении формы и формата жалобы (апелляционной жалобы)

Настощим информируем о Приказе ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ "Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме".

Данный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2020, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.01.2020 и вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования, то есть, по нашим расчетам, 1 мая 2020 года. Однако согласно информации, размещенной на официальном сайте ФНС России, налогоплательщики смогут использовать утвержденные форматы при направлении жалоб на ненормативные решения инспекций и действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы с 30 апреля 2020 года, в связи с чем полагаем, что при подаче жалоб в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с целью исключения рисков отказа в принятии жалоб к рассмотрению необходимо руководствоваться рассматриваемым Приказом с даты, указанной ФНС России.

Напомним, что согласно пункту 1 статьи 139.2 Налогового кодекса РФ жалоба (апелляционная жалоба) подается налогоплательщиком в письменной форме, а также может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме утверждаются ФНС России.

В соответствии с данной нормой Налогового кодекса РФ рассматриваемым Приказом ФНС России утверждены:
- форма жалобы (апелляционной жалобы);
- формат представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме;
- формат представления решений (извещения) по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме;
- порядок представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решения (извещения) по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме;
- порядок заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы).

Установлено, что жалоба формируется в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направляется в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Предусмотрено, что при представлении жалобы в электронной форме по ТКС и получении от налогового органа квитанции о ее приеме, жалоба на бумажном носителе в налоговый орган не направляется.

Согласно утвержденному порядку лицо, подавшее жалобу, в течение одного рабочего дня с даты отправки жалобы по ТКС должно получить:
- подтверждение даты отправки электронного документа;
- квитанцию о приеме электронного документа (уведомление об отказе в приеме электронного документа), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа. При получении уведомления об отказе в приеме электронного документа лицо, подавшее жалобу, в случае устранения ошибок, указанных в этом уведомлении, может повторить процедуру подачи жалобы.

Датой представления жалобы в налоговый орган по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа, сформированном оператором электронного документооборота.

Жалоба считается принятой налоговым органом, если лицу, подавшему жалобу, поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

Жалоба не считается принятой налоговым органом в случае:
- подачи жалобы в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется;
- если жалоба не соответствует утвержденному формату;
- отсутствия в жалобе, представленной в налоговый орган по ТКС, усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу, или несоответствия электронной подписи, которой подписана поступившая жалоба, электронной подписи лица, подавшего жалобу;
- направления представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, жалобы без приложения к ней информационного сообщения о представительстве в налоговых отношениях.

Налоговый орган, принявший жалобу по ТКС, не позднее трех рабочих дней со дня ее поступления направляет жалобу на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.

Вышестоящий налоговый орган не позднее двух рабочих дней со дня вынесения решения по жалобе, направляет решение по жалобе, подписанное руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, в отсканированном виде в налоговый орган, принявший жалобу по ТКС, для передачи его лицу, подавшему жалобу. Решение по жалобе направляется лицу, подавшему жалобу, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения налоговым органом данного решения.

Отметим, что возможность направления жалобы по телекоммуникационным каналам связи была предоставлена налогоплательщикам правками, внесенными в статью 139.2 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ, вступившим в силу со 02.06.2016. Поскольку вплоть до конца января 2020 года формат и порядок представления жалобы в электронной форме не были утверждены, налогоплательщики направляли жалобу по ТКС, формируя электронное письмо со сканом жалобы и подписывая его усиленной электронной цифровой подписью. Такой вариант считался надлежащим способом подачи жалобы. В связи с этим обращаем внимание на то, что с 30 апреля 2020 года жалоба (апелляционная жалоба) в случае направления ее по телекоммуникационным каналам связи может считаться надлежащим образом представленной только в случае соблюдения утвержденной формы жалобы (апелляционной жалобы), а также формата ее представления. В противном случае жалоба (апелляционная жалоба) не будет считаться представленной налогоплательщиком надлежащим образом, то есть не будет принята налоговым органом к рассмотрению, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для налогоплательщика. Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана с нарушением установленного порядка. Безусловно, оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ, для подачи соответствующей жалобы. Однако пропуск месячного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы, означает вступление в силу оспариваемого решения налоговой инспекции и, как следствие, направление налогоплательщику требования об уплате налога. Пропуск годового срока, установленного для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, не позволит налогоплательщику обжаловать решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц в судебном порядке, если пропущенный срок для подачи жалобы не будет восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству налогоплательщика.

Для жалобы (апелляционной жалобы), представляемой в налоговый орган на бумажном носителе, какая-либо обязательная форма не утверждена, в связи с чем жалоба (апелляционная жалоба) по-прежнему может быть составлена в произвольной форме.

Исп. Кобякова Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6