Рекомендации Минфина РФ по аудиту отчетности за 2019 год

Предлагаем ознакомиться с текстом "Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год", направленным письмом Минфина РФ от 27.12.19 № 07-04-09/102563 и размещенным на сайте этого ведомства (www.minfin.ru) в последний день ушедшего года - 31.12.2019.

Как всегда, мы подчеркиваем, что хотя ежегодно подготавливаемые Минфином РФ Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности, в первую очередь, направлены для использования в своей работе именно аудиторами, они представляют не меньший интерес и непосредственно для аудируемых лиц:
- как с точки зрения понимания основных принципов, на которых строится сегодня работа любой аудиторской организации и аудитора;
- так и с точки зрения раздела Рекомендаций, посвященных конкретным вопросам формирования годовой бухгалтерской отчетности, на которые по тем или иным причинам МФ РФ обращает особое внимание аудиторов (а значит, на эти вопросы также следует обратить особое внимание и тем, кто составляет подлежащую аудиту (и не только) бухгалтерскую отчетность.

В этот раз мы пока не выделили для себя каких-то особо значимых вопросов, которые нашли освещение в подготовленных МФ РФ Рекомендациях по проведению аудита отчетности за 2019 год. Структура документа имеет классический вид:
- раздел, посвященный непосредственно осуществлению аудиторских процедур;
- раздел, посвященный отдельным вопросам составления отчетности (с выделением отдельных разделов, касающихся составления отчетности кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями).

В 1-ом разделе, посвященном осуществлению аудиторских процедур, в этот раз Минфин РФ также как и по вопросам составления отчетности, выделил отдельные подразделы, касающиеся особенностей проведения аудита кредитных, некредитных финансовых и страховых организаций. Помимо этого "новым" (т.е. неупоминавшимся в прошлогодних аналогичных Рекомендациях) можно отметить:

- отдельный подраздел, посвященный независимости аудиторской деятельности, и отдельный подраздел, посвященный профессиональной этике аудитора (связано с принятием в 2019 году новой редакции Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, которая должна вступить в силу с 01.03.2020, и новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов, которая вступила в силу с 15.06.2019;

- раздел, в котором рассмотрены вопросы определения существенности в аудите. В данном случае мы хотели бы привести цитату из текста Рекомендаций:
"При определении существенности для бухгалтерской отчетности в целом аудитору необходимо максимально учесть интересы пользователей такой отчетности. При планировании аудита исключительно с целью обнаружения отдельных существенных искажений, упускается из виду тот факт, что существенное искажение бухгалтерской отчетности может представлять собой совокупность искажений, каждое из которых не является существенным само по себе и не оставляет запаса на возможные необнаруженные искажения. Существенность для выполнения аудиторских процедур (которая, как следует из определения, представляет собой одну или несколько величин) устанавливается с целью снижения до приемлемо низкого уровня вероятности того, что совокупность неисправленных и невыявленных искажений в бухгалтерской отчетности превысит величину существенности для бухгалтерской отчетности в целом. Также существенность для выполнения аудиторских процедур, относящаяся к уровню существенности, установленному для определенного вида операций, остатков по счетам или раскрытия информации, задается с целью снижения до приемлемо низкого уровня вероятности того, что совокупность неисправленных и необнаруженных искажений в таком виде операций, остатков по счетам или раскрытия информации, превысит уровень существенности для такого определенного вида операций, остатков по счетам или раскрытия информации. Определение существенности для выполнения аудиторских процедур не является простым механическим подсчетом, а предполагает применение профессионального суждения. Оно зависит от полученного аудитором понимания организации, уточненного в ходе выполнения процедур оценки рисков, а также от характера и объема искажений, выявленных в ходе предшествующих аудиторских заданий, и, таким образом, от ожиданий аудитора в отношении искажений в текущем периоде".

Приводя данную цитату, мы хотели бы обратить внимание на то, что нельзя под существенностью информации понимать исключительно соотношение конкретного показателя отчетности к тому или иному факту хозяйственной жизни в его денежном измерении. И незначительность величины такого денежного изменения сама по себе не может свидетельствовать о несущественности информации при решении вопроса о необходимости её раскрытия;

- появились "новые" разделы, посвященные той отчетности, которая должна прилагаться к аудиторскому заключению и порядку представления самого заключения.

В отношении прилагаемой к аудиторскому заключению отчетности Минфин РФ не только напомнил о её составе, но и о том, что начиная с отчетности за 2019 год годовая бухгалтерская отчетность (её обязательный экземпляр) подлежит включению в администрируемый ФНС РФ государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) (за исключением отчетности, освобожденной от этого). В связи с этим МФ РФ указал в Рекомендациях, что в отношении бухгалтерской отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению, аудитор должен удостовериться, что эта отчетность является не только составленной (т.е. она подписана руководителем аудируемого лица) и именно той отчетностью, в отношении которой был проведен аудит, но и отчетностью, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО.

Как именно должен проводить такую проверку аудитор (о том, какая именно отчетность была представлена аудируемым лицом в ГИРБО), на сегодня не до конца понятно. Например, если взять во внимание отправку отчетности аудируемым лицом для включения её в ГИРБО по телекоммуникационным каналам связи в ФНС РФ, то получаемое при этом подтверждение принятия отчетности, возможно, не будет содержать сведений, позволяющих аудитору однозначно удостовериться, что отправлена и принята была именно та отчетность, аудит которой он проводил.

Сделать такую проверку возможной может позволить получение аудитором доступа к ГИРБО. Но напомним, что такой доступ возможен только на платной основе, и установленный Правительством РФ размер стоимости платы в виде абонемента составляет 200 тыс. руб.
Кроме того, сам формат направления бухгалтерской отчетности в ГИРБО предполагает возможность её направления туда вместе с полученным по такой отчетности аудиторским заключением (если аудит является обязательным). Т.е. предполагается возможность получения аудируемым лицом аудиторского заключения до направления отчетности в ГИРБО, ведь отчетность может быть составлена аудируемым лицом в любой момент после окончания отчетного года, а значит, аудит по ней может быть проведен ранее истечения крайнего срока направления отчетности в ГИБРО (31 марта). Как в этом случае выполнить рекомендации Минфина РФ в рассматриваемой части, также не очень понятно - если только не рассматривать это как обязанность аудитора и после выдачи аудиторского заключения отслеживать выполнение аудируемым лицом своих обязанностей по представлению обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, причем именно той отчетности, по которой аудитором был проведен аудит.

Что касается вопросов о представлении аудиторского заключения, то в данном случае, на наш взгляд, Минфин РФ ничего особо ценного в своих Рекомендациях не сообщил, ограничившись цитированием Закона о бухучете и напоминанием о том, что в соответствии с приказом ФНС России от 13.11.19 № ММВ-7-1/570@ для представления аудиторского заключения в виде электронного документа (что необходимо для включения аудиторского заключения в ГИРБО) применяется формат PDF.

В разделе об отдельных вопросах составления бухгалтерской отчетности в этот раз (как, впрочем, и в прошлом году) мы не увидели со стороны Минфина РФ каких-то "революционных" высказываний или разъяснений, которые могут поменять сформировавшуюся до этого практику отражения тех или иных фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности.
Значительное место раздела занимает указание на те стандарты, которые могут применяться при формировании отчетности за 2019 год (в том числе, с особым обращением внимания на те принятые в течение 2019 года изменения, которые при формировании отчетности за 2019 год могут применяться на добровольной основе в случае принятия соответствующего решения).
Также обращено внимание на особенности, касающиеся права на досрочное применение вступающего в обязательном порядке в силу с 2022 года ФСБУ "Учет аренды". Если организация не воспользовалась правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно, то при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год формирование информации об объектах, возникающих при получении (предоставлении) в аренду имущества, должно производиться в соответствии с применимыми правилами (требованиями) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до 01.01.2013 (хотя при этом никаких прямых нормативных документов по вопросам учета аренды (за исключением порядка отражения операций по договорам лизинга) и не существовало).
Также Минфин РФ напомнил об изменениях форм бухгалтерской отчетности, включая требование о том, что единственно возможной к использованию единицей измерений её показателей с отчетности за 2019 год становится "тысячи рублей".
Среди выделенных Минфином РФ "частных" вопросов, касающихся формирования показателей отчетности за 2019 год, отметим следующие:

1) Субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства с условием последующего увеличения уставного капитала организации: МФ РФ отметил, что до отражения в соответствии с законодательством РФ в уставном капитале организации, 100 процентов акций (долей) которой принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, средств указанной субсидии остатки по расчетам с учредителем по вкладам в уставный капитал организации могут быть показаны в разделе III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса с раскрытием информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Указанные остатки представляются с учетом существенности отдельной статьей;

2) Кросс-курс для целей бухгалтерского учета: МФ РФ обратил внимание, что согласно письму Банка России от 14.01.10 № 6-Т "Об определении курсов иностранных валют по отношению к рублю, официальные курсы которых не устанавливаются Банком России" обязанность организации использовать какой-либо определенный источник в целях получения кросс-курса отсутствует;

3) Один из новых включенных в НК РФ видов налогов - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья удостоился особого внимания со стороны МФ РФ, в основном, чтобы высказать мнение о том, что, учитывая экономическую природу этого налога, его суммы следует признавать расходами по обычным видам деятельности;

4) Дивиденды и иные аналогичные распределения прибыли в пользу собственников (участников): МФ РФ указал, что при формировании отчета о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от финансовых операций" выплата дивидендов (иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)) отражается в сумме, включающей сумму соответствующего налога.

5) Учет застройщиком денежных средств на счетах эскроу: в данном разделе МФ РФ рассмотрел положения федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которым каждому участнику долевого строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости (депоненту) уполномоченный банк (эскроу-агент) открывает счет эскроу. Этот счет предназначен для учета и блокирования денежных средств, полученных экскроу-агентом от депонента в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве, в целях передачи их застройщику (бенефициару). Целью этого было указание на то, что согласно Плану счетов для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей предназначен счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные", и учитывая это, бухгалтерский учет денежных средств, полученных экскроу-агентом от депонентов на открытые им счета экскроу, бенефициар может вести на данном счете бухгалтерского учета;

6) Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета: в данном случае МФ РФ напомнил, что одной из категорий лиц, имеющих право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, являются субъекты малого предпринимательства. Но данная категория организаций не может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, если их годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно эти организации не вправе представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность в ГИРБО;

7) Составление консолидированной финансовой отчетности: в данном случае нам показалось интересным (хотя и одновременно абсолютно очевидным, на наш взгляд) замечание МФ РФ о том, что федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "О консолидированной финансовой отчетности" не предусмотрено представление консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, в ГИРБО.

Вообще, как видно, в своих последних Рекомендациях аудиторам Минфин РФ больше всего внимания уделил вопросам представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения по ней в ГИРБО, что, возможно, показалось Минфину РФ значимым в связи с тем, что в 2020 году по отчетности за 2019 год ГИРБО впервые начнёт формироваться.
По иным вопросам, повторимся, мы не считаем, что МФ РФ осветил какие-то действительно насущные и значимые проблемы.
Но, возможно, это связано с тем, что те нормативные изменения в области бухгалтерского, которые были приняты в течение 2019 года, в обязательном порядке начнут применяться не ранее чем с 01.01.2020, т.е. при формировании отчетности за 2019 год учитываться не должны (кроме ряда правок, в отношении которых организации имели право принять решение о досрочном применении).
Таким образом, основной набор "интересных" комментариев по вопросам формирования годовой бухгалтерской отчетности, вероятно, стоит ожидать со стороны МФ РФ в следующем году при подготовке Рекомендаций аудиторам по проведению аудита за 2020 год.

В настоящее же время мы в любом случае рекомендуем ознакомиться с полным текстом Рекомендаций МФ РФ по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год (документ можно скачать здесь: письмо Минфина РФ от 27.12.19 № 07-04-09/102563).

Исп. Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено