Об утверждении уведомления о выборе налогового органа для представления отчетности по НДФЛ и перечисления сумм налога в бюджет

Информируем о Приказе ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622@ "Об утверждении формы уведомления о выборе налогового органа, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о выборе налогового органа в электронной форме" (далее - Приказ № ММВ-7-11/622@), опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20.12.2019 и вступающем в силу 01.01.2020.

Напоминаем, что Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2020. В частности, изменения были внесены в две статьи НК РФ и с 01.01.2020:
- пунктом 7 статьи 226 устанавливается, что налоговые агенты-российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования. Выбор осуществляется организацией по своему усмотрению в порядке, установленном пунктом 2 статьи 230 НК РФ;
- пунктом 2 статьи 230 устанавливается, что налоговые агенты-российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования представляют в отношении работников таких обособленных подразделений сведения о доходах физических лиц и суммах НДФЛ (форма 2-НДФЛ) и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в налоговый орган по месту учета одного из таких обособленных подразделений по своему выбору, либо по месту учета головной организации, если она находится на территории соответствующего муниципального образования.

Так, пункт 7 статьи 226 НК РФ предоставляет налоговым агентам право перечисления удержанных сумм НДФЛ централизованно в рамках одного муниципального образования по своему выбору, а пункт 2 статьи 230 устанавливает порядок представления отчетности по НДФЛ, согласно которому организация так или иначе обязана представить соответствующую отчетность (формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ) в выбранный по своему усмотрению налоговый орган. Если рассматривать лишь эти две нормы, то возможна та ситуация, при которой налоговый агент решает не воспользоваться своим правом выбора по перечислению удержанных сумм НДФЛ в бюджет в централизованном порядке и продолжать перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, но представляет отчетность в выбранный налоговый орган и уведомляет об этом в соответствующем порядке, поскольку статья 230 устанавливает такую обязанность.

Рассматриваемым Приказом № ММВ-7-11/622@ ФНС РФ утвердила форму уведомления о выборе налогового органа, а также порядок заполнения и формат представления этого уведомления в электронной форме. По утвержденной форме налоговый агент уведомляет как о представлении отчетности по НДФЛ, так и о перечислении исчисленных и удержанных суммах НДФЛ. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода. Новое уведомление в рамках налогового периода подается в случаях изменения количества обособленных подразделений на территории муниципального образования или если произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Выходит, что законодатель не предполагает как такового права отказаться от централизованного перечисления исчисленного и удержанного НДФЛ в пределах одного муниципального образования, также как и от централизованного представления отчетности. А выбирать организации могут лишь то обособленное подразделение, через которое будет представляться соответствующая отчетность, или указать на то, что такую отчетность будет представлять сама организация, если и она находится на территории того же муниципального образования.

Также отметим, что ни статья 230, ни статья 226 НК РФ не содержат оговорки о том, что форма уведомления о выборе налогового органа утверждается ФНС, такого требования не содержится и в других нормах НК РФ, поэтому вводимая форма уведомления в настоящее время носит скорее рекомендательный характер и не устраняет приведенную выше неоднозначность в праве налогового агента о централизованном порядке перечисления в бюджет НДФЛ и обязанности предоставления отчетности по налогу в соответствующий налоговый орган по выбору.

Как указано в абз. 7 пункта 2 статьи 230 НК РФ, налоговый агент обязан уведомить о своем выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения, то есть каждый налоговый орган должен получить уведомление о выборе налогового агента. Порядок уведомления всех налоговых органов нормы НК РФ не раскрывают. В письме ФНС России от 16.12.2019 № БС-4-11/25885@ разъясняется, что уведомление о выборе налогового органа представляется в налоговый орган выбранного обособленного подразделения организации, через которое будут перечисляться исчисленные и удержанные суммы НДФЛ, а также представляться справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ. Дальнейшее уведомление всех налоговых органов, где состоят на учете организация и ее обособленные подразделения в рамках одного муниципального образования, будет осуществляться автоматически.

Отметим, что следуя статье 230 НК РФ, уведомить налоговые органы о своем выборе по налоговому периоду 2020 года необходимо не позднее 9 января 2020 года. При этом Приказ № ММВ-7-11/622@, утверждающий форму такого уведомления, вступает в силу именно с 1 января 2020 года. На сегодня никаких разъяснений по применению Уведомления ФНС не предоставила, но как мы обозначили выше, в НК РФ нет прямого указания на утверждение уведомления ФНС, что позволяет сделать вывод о рекомендательном характере утвержденной ФНС форме и как следствие возможности уведомления налоговых органов в произвольной форме.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы о порядке перечисления исчисленных и удержанных сумм НДФЛ в бюджет и представления отчетности по НДФЛ в налоговые органы с 2020 года:
1) Налоговые агенты-организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет либо по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования.
2)Для того чтобы перечислять в 2020 году суммы налога в бюджет централизовано, необходимо подать уведомление в налоговый орган выбранного обособленного подразделения организации не позднее 1 января 2020 года. Поскольку Приказ ФНС, утверждающий форму уведомления о выборе налогового органа, вступает в силу с 01.01.2020, а НК РФ не оговаривает утверждение формы ФНС, то подать уведомление ранее можно в произвольной форме, в том числе и воспользовавшись формой, утверждённой ФНС.
3) Налоговые агенты-организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, представляют в отношении работников таких обособленных подразделений сведения о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) и расчет сумм НДФЛ, (форма 6-НДФЛ) в налоговый орган по месту учета одного из таких обособленных подразделений по своему выбору, либо по месту учета головной организации, если она находится на территории соответствующего муниципального образования.
4) О централизованной подаче документов необходимо уведомить налоговый орган выбранного обособленного подразделения организации не позднее 1 января 2020 года. При использовании формы уведомления, утвержденной ФНС, необходимо иметь в виду, что она подразумевает и централизованный порядок перечисления налога.

Исп. Рзаева Н.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6