Об изменениях статей 378.2 и 333.33 НК РФ Федеральным Законом № 379-ФЗ

Настоящим информируем о новых изменениях НК РФ, связанных с подписанием президентом РФ Федерального закона от 28.11.2019 № 379-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй НК РФ" (официально опубликован на портале правовой информации http://parvo.gov.ru в день своего подписания - 28.11.2019, далее также - Закон № 379-ФЗ).

Как прямо следует из его названия, Закон №379-ФЗ вносит изменения всего в 2 статьи НК РФ:

1. В статье 333.33 НК РФ уточняются положения, предусмотренные в главе 25.3 НК РФ "Государственная пошлина" в отношении уплаты госпошлины при переоформлении лицензии. Кроме технических правок текста, уточняющих, что именно переоформляется (не "документ, подтверждающий наличие лицензии", а непосредственно сама "лицензия"), основное нововведение связано с установлением правила о том, что если лицензия переоформляется по нескольким предусмотренным в подпункте 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ основаниям с различающимся размером госпошлины, то госпошлина будет взиматься по наибольшему установленному в этом подпункте размеру.
Данное правило вступает в силу с 01.01.2021.

2. В статье 378.2 НК РФ (изменения в ней вступают в силу с 01.01.2020) уточняется перечень видов основных средств, по которым налог на имущество организаций уплачивается исходя из кадастровой стоимости таких объектов.
Напомним, что согласно статье 378.2 НК РФ главы 30 НК РФ налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов основных средств в отношении объектов, указанных в соответствующем законе, принятом субъектом РФ. Причем такими объектами могут быть (пункт 1 статьи 378.2 НК РФ):

1) административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (по перечню таких объектов, устанавливаемому субъектом РФ);

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (также - по перечню таких объектов, устанавливаемому субъектом РФ);

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства (в отношении всех объектов налогообложения таких налогоплательщиков, причем по данным объектам исчисление налога исходя из кадастровой стоимости происходит независимо от положений регионального законодательства по налогу на имущество организаций);

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (в отношении всех таких объектов без наличия необходимости субъекту РФ утверждать какие-то специальные перечни).

Ранее мы информировали, что 29.09.2019 был подписан и официально опубликован федеральный закон № 325-ФЗ, который предусмотрел изменения в порядке налогообложения по налогу на имущество организаций. В частности, одна из предусмотренных им правок предусматривала с 01.01.2020 замену последней из упомянутых выше категорий объектов (т.е. жилых домов и помещений, не учитываемых в качестве основных средств) на "иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ "Налог на имущество физических лиц"". Как мы комментировали, фактически эта правка означала, что в случае если аналогичные изменения будут приняты субъектом РФ на своей территории, на исчисление налога на имущество организаций по кадастровой стоимости будут переведены вообще все объекты основных средств. Разница заключалась лишь в том, что для первых двух упомянутых выше групп объектов основных средств требуется перечень конкретных объектов, переводимых на уплату налога по кадастровой стоимости, и отсутствие для включенного в данный перечень объекта установленной кадастровой стоимости означает отсутствие обязанности по уплате налога по данному объекту. По вновь вводимой Законом №325-ФЗ группе никаких перечней не требовалось, а отсутствие по каким-то объектам кадастровой стоимости приводило к тому, что они всё равно должны были облагаться налогом на имущество, но:
- только если по правилам бухгалтерского учета учитывались в составе основных средств;
- налоговая база по ним при этом определялась исходя из остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.

Рассматриваемый новый Закон № 379-ФЗ с 01.01.2020 еще раз в новой редакции излагает подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, т.е. еще раз изменяет формулировку об отнесении к облагаемым налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. При этом он вносит изменения только в эту норму НК РФ и никак при этом не учитывает ранее внесенные правки, предусмотренные Законом №325-ФЗ. Более того, Закон №379-ФЗ никак не упоминает ранее принятый Закон №325-ФЗ, не вносит в него корректировки и не отменяет его. Формально получается, что с 01.01.2020 вступят в силу одновременно 2 разных федеральных закона, вносящих изменения в одну и ту же норму НК РФ. Очевидно, что такой ситуации подлежит применению тот закон, который принят позднее, т.е. Закон №379-ФЗ, но в любом случае мы считаем такую ситуацию, как минимум, некорректной.

Какова же новая формулировка 4-й категории объектов, переводимых на уплату по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости (при условии принятия соответствующего решения субъектом РФ)? Формулировка следующая:

"4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства".

Как видно, в отличие от формулировки, предусмотренной Законом №325-ФЗ, новая охватывает не вообще все объекты недвижимого имущества, а только то, что может быть отнесено к объектам жилого фонда или иным образом связано с использованием в личных (непредпринимательских) целях (гаражи, хозяйственные строения на земельных участках). Помимо этой категории имущества также упомянуты объекты незавершенного строительства. Но не упомянуты иные здания, строения, сооружения, нежилые помещения, единые недвижимые комплексы (которые по Закону № 325-ФЗ должны были бы относиться к объектам, облагаемым налогом на имущество по кадастровой стоимости).
Таким образом, можно утверждать, что с учетом положений Закона №379-ФЗ тотального перехода на уплату налога на имущество организаций по кадастровой стоимости (даже без учета того, что для этого нужны соответствующие изменения в региональных законах о налоге на имущество организаций), по крайней мере с 2020 года не будет.

А что будет?
Будет возможность субъектам РФ с 2020 года расширить перечень объектов, переводимых на своих территориях на уплату налога по кадастровой стоимости (правда, для этого соответствующие изменения должны быть приняты регионами и официально опубликованы не позднее 01.12.19, что, очевидно, уже не успеет произойти, поэтому правильнее говорить о возможностях субъектов РФ с 2021-го, а не с 2020-го года). Новыми объектами смогут стать:

- жилые помещения (не важно на каком счете бухгалтерского учета стоящие на балансе налогоплательщика);
- гаражи, машино-места (в случае отнесения их к объектам недвижимого имущества и не важно, где учитываемые в бухгалтерском балансе);
объекты незавершенного строительства (опять-таки - в случае признания их объектами недвижимого имущества, что в отношении незаврешенного строительства, на наш взгляд, возможно только в случае регистрации соответствующих прав на объект незавершенного строительства),
- жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

Никакие дополнительные "перечни" конкретных объектов и их адресов утверждать регионам не требуется (требуется только закрепление на уровне регионального закона исчисление налога на имущество по этим объектам исходя из их кадастровой стоимости).
Если такое решение не будет принято, или решение будет принято, но на 01 января соответствующего налогового периода по какому-то из объектов не будет определена его кадастровая стоимость, соответствующий объект, как объект недвижимости, в любом случае будет облагаться налогом на имущество организаций, но:
- исходя из его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета;
- только в том случае, если соответствующие объекты будут учитываться на балансе организации в составе основных средств.

В этом плане можно предположить, что с учетом положений Закон №379-ФЗ, с 01.01.2020 жилые помещения и квартиры, не учитываемые в составе основных средств (например, приобретенные для перепродажи) не будут облагаться налогом на имущество организаций, если субъект РФ не примет решение и не изменит формулировки своего регионального закона о налоге на имущество организаций в соответствии с рассматриваемым Законом №379-ФЗ.

В любом случае, мы допускаем, что до 01.01.2020 в рассматриваемой части положения главы 30 НК РФ и (или) тексты рассмотренного в настоящем сообщении Закона №379-ФЗ и упоминаемого нами Закона №325-ФЗ могут еще раз подвергнуты уточнениям и дополнениям.

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6