О признании КС РФ не соответствующими Конституции положений, ограничивающих право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС

Информируем о Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 № 32-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее также - Постановление № 32-П).

Предметом рассмотрения КС РФ выступили следующие положения, на основании которых в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования решается вопрос о возможности возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведения о которых были учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц:

- пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, которым признается утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).
- статьи 20 и 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, согласно которым до 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по привлечению к ответственности за нарушение законоадетльства о страховых взносах осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами, а также до 1 января 2017 года решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
- часть 22 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ), которой устанавливалось, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда РФ сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом РФ на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
- пункт 6.1 статьи 78 НК РФ(введен Федеальным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ) - по сути повторяет норму, предусмотренную ранее частью 22 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Выводы, сделанные Конституционным судом по результатам рассмотрения данного дела, основаны на следующем.

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы от Пенсионного фонда РФ (и его территориальных органов) налоговым органам, соответствующие изменения были внесены в НК РФ. Согласно НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. При этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики, отсюда следует, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Тем не менее, статья 78 НК РФ была дополнена пунктом 6.1, согласно которому суммы излишне уплаченых взносов на обязательное пенсионное страхование не могут быть возвращены плательщику после того, как эти средства были учтены на индивидуальных счетах застрахованных лиц.
КС РФ отмечает, что ввиду значимых целей защиты прав и законных интересов застрахованных лиц правовая регламентация отдельных аспектов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, отличном от режима, используемого в отношении иных публичных платежей (налогов и сборов), допустима.

Вместе с тем, обязательным страховым обеспечением признается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца (статьи 3 и 8 Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Исходя из этого, КС РФ указывает на то, что средства, уплаченные страхователем и учтенные на лицевом счете застрахованного лица, преобразуются в пенсионные права застрахованного лица по состоянию на день, в который органом, осуществлющим пенсионное обеспечение, выносится решение об установлении выплат, т.е. после наступления страховаого случая. До наступления страхового случая расчет размера страхового обюеспечения еще не был осуществлен, а значит, изменение сумм уплаченных страховых взносов (как увеличение, так и уменьшение) никак не повлияет на выплачиваемое страховое обеспечение (выплачиваемые застрахованным лицам суммы не увеличатся за счет переплат, не уменьшатся в случае возврата страхователю излишне уплаченных сумм). Таким образом, привязка невозможности возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов к факту отражения этих средств на лицевых счетах, а не к наступлению страхового случая является неверной.

КС РФ указал на то, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ.

В положениях Конституции РФ (части 1 и 2 статьи 35, часть 2 статьи 8) выражается один из основных принципов, признанных в демократических государствах, о неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составляющих, что соответствует также положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, каждое лицо (физическое или юридическое) имеет право на уважение своей собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; государство вправе обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами.

Кроме того, в частях 1 и 2 Конституции РФ выражен принцип равенства, в силу которого различия в правах и обязанностях субъектов права допустимы только тогда, когда они бъективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Исходя из вышеизложенного, КС РФ делает следующий вывод:
"Рассматриваемое ограничение на возврат страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведения о которых учтены Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, применяемое без учета того обстоятельства, наступил ли в отношении конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения, а также безотносительно структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей), влечет нарушение конституционных принципов защиты права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов."

В результате чего КС РФ постановил, что приведенные выше положения, являющиеся предметом рассмотрения, не соответствуют статьям 8 части 2, 19 части 1, 19 части 2, 35 части 1, 55 части 2 и 3, и 57 Конституции РФ в той мере, в какой они ограничивают право страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случаях, когда:
- сведения об излишне уплаченных суммах учтены Пенсионным фондом РФ на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц,
- без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей),
- без учета того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию,
- без учета того, приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.

Исходя из Постановления № 32-П в правовое регулирование должны быть внесены надлежащие изменения по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. До внесения соответствующих изменений в отношении сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся как к периодам до, так и после 1 января 2017 года, следует руководствоваться Постановлением № 32-П, согласно которому нельзя ограничить возврат переплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа, а в отношении застрахованных лиц, у которых не наступил страховой случай, и по индивидуальной.

Со своей стороны отметим, что до внесения соответствующих правок в законодательство, не совсем ясно то, каким образом будет урегулирована ситуация, когда страховой случай уже наступил (т.е. при выходе застрахованного лица не пенсию). В тексте Постановления в отношении случаев, когда страховой случай не наступил, указывается на невозможность влияния излишне уплаченных сумм на размер пенсионного обеспечения, в силу чего не нарушаются права застрахованных лиц в случае возвращения уплаченных сумм страхователю. В отношении же сумм, перечисленных на лицевые счета застрахованных лиц, по которым страховой случай наступил, указывается лишь на "преобразование пенсионного права", что лишает страхователя притязаний на возврат излишне уплаченных сумм экономических и правовых оснований. Вопросы вызывает то, каким образом будет определяться влияние изменения о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах в виде уменьшения размера обеспечения, а также что будет в случае, если средства ошибочно были перечислены до момента наступления страхового случая, а ошибка обнаружена после.

Так или иначе, рассматриваемое Постановление КС РФ в настоящее время позволяет страхователю вернуть суммы переплат взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа, и в отношении застрахованных лиц, у которых не наступил страховой случай, по индивидуальной.

Исп. Рзаева Н.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6