Правки Закона О валютном регулировании и валютном контроле

Информируем о Федеральном законе от 16.10.2019 № 341-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.10.2019. Указанный закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, то есть 27 октября 2019 года.

Внесенными правками статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" дополнена новым случаем, когда резидент признается исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты или валюты РФ.

Установлено, что резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового договора, признается исполнившим обязанность по получению от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках причитающихся денежных средств в случае, если он обеспечил в предусмотренные договором сроки получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод такого аккредитива (исполняющий банк), денежных средств на свои счета в уполномоченных банках и (или) на счета в уполномоченных банках второго получателя средств - резидента, которому должно производиться исполнение аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (ч. 7 ст. 19 Закона № 173-ФЗ в ред. Закона № 341-ФЗ). Напомним, что в соответствии с положениями статьи 870.1 Гражданского кодекса РФ переводной (трансферабельный) аккредитив предполагает исполнение аккредитива лицу, указанному получателем средств, если возможность такого исполнения предусмотрена условиями аккредитива и исполняющий банк выразил свое согласие на такое исполнение. Получатель средств вправе определить документы, которые должны быть представлены указанным им лицом для исполнения аккредитива. При этом получатель средств вправе указать лицо, которому должно производиться исполнение такого аккредитива (второй получатель средств) до момента представления им документов, соответствующих условиям открытого в его пользу аккредитива, в заявлении, представляемом в исполняющий банк, однако второй получатель средств уже не вправе указывать иное лицо, которому должен быть исполнен аккредитив, за исключением получателя средств. Порядок и условия исполнения переводного (трансферабельного) аккредитива определяются законом, банковскими правилами и условиями аккредитива.

Кроме того, статья 19 Закона № 173-ФЗ дополнена частью 6, согласно которой резидент признается исполнившим обязанность по обеспечению поступления (возврату) денежных средств в полном объеме также в части суммы комиссии, удержанной банком при осуществлении операции по переводу денежных средств. Установлено, что резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную статьей 19 Закона № 173-ФЗ, если он обеспечил в сроки, определенные соответствующим внешнеторговым договором или договором о предоставлении резидентом денежных средств в виде займа нерезиденту, получение на свои счета в уполномоченных банках или в разрешенных случаях в банках за пределами Российской Федерации причитающихся денежных средств или возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым договорам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в каждом случае за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств (ч. 6 ст. 19 Закона № 173-ФЗ в ред. Закона № 341-ФЗ). В настоящее время суды и контролирующие органы при решении вопроса с банковской комиссией исходят из условий заключенного внешнеторгового договора, считая, что если в соответствии с условиями контракта резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных контрактом сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов не является нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, надо полагать, что с даты вступления в силу рассматриваемого Закона № 341-ФЗ, то есть с 27.10.2019, риски привлечения к административной ответственности резидентов по частям 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки по экспортным контрактам, денежных средств, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам по неисполненным импортным контрактам, в части сумм комиссионного вознаграждения банкам, вероятнее всего будут исключены. При этом, с нашей точки зрения, такие риски сохраняются в случаях, когда контрактами прямо предусмотрено, что банковские комиссии являются расходом нерезидента.

В связи с изложенными выше правками в статью 19 Закона № 173-ФЗ сопутствующие правки внесены в часть 4 статьи 23, которой определяется перечень документов, которые банки как агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов в связи с проведением валютных операций. С даты вступления в силу Закона № 341-ФЗ, то есть с 27.10.2019, данный перечень дополняется документами, связанными с осуществлением расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива. Кроме того, к документам, являющимся основанием для проведения валютных операций, которые также вправе запрашивать банки, дополнительно отнесены счета-фактуры и переводные векселя.

Исп. Кобякова Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6