Письма ФНС РФ о новых контрольных показателях, касающихся налоговых расчетов по НДФЛ и страховых взносов

Настоящим информируем о включении в правовые базы текстов новых писем ФНС, посвященных направлению контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и налоговых расчетов. Обычно мы не информируем о подобных документах, так как во многом они носят технический характер, хотя, возможно, и могут позволить налогоплательщику организовать оценку рисков выявления налоговым органом в представляемых налогоплательщиком декларациях и расчетах налоговых рисков.
Но в данном случае нам показалось, что доведенные новыми письмами до налоговых органов и налогоплательщиков новые контрольные соотношения следует отдельно учесть в своей работе, так как с появлением данных писем речь пойдет об обязательности их использования налоговыми органами. А в данном случае речь идет о виде налогового риска, который напрямую никак не связан с какими-то нарушениями норм НК РФ и порядка расчета налогов и взносов.
Мы говорим о новых контрольных показателях, касающихся налоговых расчетов по НДФЛ и страховых взносов:

- Письмо ФНС России от 17.10.2019 № БС-4-11/21381@ "О направлении дополнительных контрольных соотношений показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@";
- Письмо ФНС России от 17.10.2019 № БС-4-11/21382@ "О направлении дополнительных Контрольных соотношений показателей формы расчета по страховым взносам, утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@".

В отношении обеих форм отчетности (и для 6-НДФЛ, и расчета по страховым взносам) новые контрольные показатели и соотношения основаны на выявлении налоговым органом из представленных налогоплательщиком в данных расчетах сведениях средней заработной платы по организации и сравнении этого уровня с величиной МРОТ и среднеотраслевым значением показателя оплата труда по соответствующему субъекту РФ по итогам предшествующего календарного года.
На наш взгляд, в отношении выявления ситуации, при которой средняя заработная плата (причем, в отношении расчета по страховым взносам речь идет даже о более широком показателе - "средняя сумма выплат") меньше величины МРОТ, действительно можно говорить о выявлении риска нарушения законодательства РФ (как минимум, выразившегося в несоблюдении требований о размере заработной платы не меньше установленного субъектом РФ МРОТ, но также и в виде возможного занижения налоговой базы по НДФЛ и базы по страховым взносам).
Но в части ситуации, когда рассчитанная "искусственно" из данных 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам величина средней заработной платы (и особенно - средней суммы выплат) не соответствует величине среднеотраслевого показателя, мы категорически не согласны с тем, что это может само по себе говорить о рисках каких-то налоговых искажений и нарушений.
Тем не менее, очевидно, что отныне выявление таких фактов автоматически будет приводить к направлению налогоплательщику, как определено в вышеназванных письмах ФНС РФ, требования о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях с требованием представить в течение 5-ти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. И фактически налогоплательщик при получении подобных требований будет вынужден "оправдываться" в том, что не является нарушением законодательства РФ и вообще выявлено на основании каких-то усредненных и не отвечающих жизненным реалиям расчетов.
В любом случае реагирование на подобные требования является обязанностью налогоплательщика, причем обязанностью которую необходимо исполнять не только в установленный срок, но и в установленной форме (путем передачи по телекоммуникационным каналам связи). Нарушение и того, и другого может повлечь за собой риск привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 129.1 НК РФ (штраф - от 5'000 руб.).

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6