668/1836
Новое на сайте

Об изменениях НК РФ, внесенных федеральными законами от 26.07.2019, 30.07.2019 и 02.08.2019

Настоящим информируем об изменениях Налогового кодекса РФ, предусмотренных федеральными законами, подписанными Президентом РФ 26.07.2019, 30.07.2019 и 02.08.2019 по итогам работы весенней сессии Федерального Собрания РФ.

Среди названного пакета законов НК РФ затрагивают следующие законы (всего их 9):


По нашему мнению, ни один из вышеназванных 9 законов не содержит каких-то особо значимых положений для абсолютного большинства налогоплательщиков. В основном, они затрагивают специфические виды деятельности и (или) специальные вопросы налогообложения.
Тем не менее, ряд положений этих законов может быть интересен, в том числе, и самому широкому кругу лиц.
Рассмотрим их подробнее в порядке нумерации, присвоенной этим законам при их подписании Президентом РФ.

1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.40 части второй НК РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур" (далее также - Закон № 198-ФЗ).

Закон № 198-ФЗ, как прямо следует из его названия, вносит изменение в статью 333.40 НК РФ, включенную в главу 25.3 "Государственная пошлина". Изменения связаны с принятием одновременно с рассматриваемым Законом целого ряда других, направленных на развитие и расширение практики использования в РФ примирительных процедур в рамках возникающих хозяйственных споров, в том числе на этапе судебного разбирательства.
В частности, новый Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" расширяет список судебных примирительных процедур, добавляя к ним медиацию, переговоры и судебное примирение. Принятый в тот же день Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде РФ " в связи с совершенствованием примирительных процедур" наделяет Верховный суд полномочиями утверждать регламент проведения судебного примирения, а также формировать и утверждать список судебных примирителей.
Что касается НК РФ и определенных в его главе 25.3 размеров госпошлины, то Закон № 198-ФЗ устанавливает, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70% суммы уплаченной им государственной пошлины.
Если то же самое произойдет на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - возврату будет подлежать 50%, а на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30% уплаченной госпошлины.
До внесения данных правок в статье 333.40 НК РФ было определено, что при заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом РФ, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Если же речь шла об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции, никакой возврат госпошлины в принципе не предусматривался.
После вступления в силу Закона № 198-ФЗ эти правила более применяться не будут.

Закон № 198-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания (26.07.2019) и, как и все связанные с усовершенствованием примирительных процедур законы, принятые в этот день, вступает в силу по истечении 90 дней с этой даты, т.е. с 26.10.2019.

2. Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее также - Закон № 210-ФЗ).

Закон № 210-ФЗ (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания (26.07.2019)) - один из тех, в котором можно найти положения, гипотетически затрагивающие самый широкий круг налогоплательщиков. При этом Законом вносятся правки в главы 21 "НДС", 23 "НДФЛ" и 25 "Налог на прибыль организаций". Рассмотрим их подробнее.

2.1. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

В главе 21 НК РФ Закон № 210-ФЗ вносит уточнения в порядок освобождения от НДС операций в рамках благотворительной деятельности в пп.12 п.3 статьи 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".
Напомним, согласно этому подпункту не облагается НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", за исключением подакцизных товаров.
Закон № 210-ФЗ впервые на законодательном уровне вносит в НК РФ перечень тех документов, которые должны быть в наличии, чтобы подтвердить обоснованность применения освобождения, причем только для ситуаций, когда получателями благотворительной помощи являются организации или индивидуальные предприниматели (для случаев получения помощи физическими лицами никаких требований в части документального подтверждения осуществления им благотворительной помощи для целей применения освобождения по НДС по-прежнему нет). Закон установил, что если получателями товаров (работ, услуг), имущественных прав, переданных в благотворительных целях, являются организация и (или) индивидуальный предприниматель, документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения по НДС, являются:
- договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров, имущественных прав (выполнение работ, оказание услуг).
Таким образом, фактически закрепляется необходимость наличия договора (в письменной форме) о передаче товаров, работ, услуг, прав в благотворительных целях для того, чтобы соответствующую операцию по передаче можно было не облагать НДС. Еще раз повторим, что это требование касается только передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав в благотворительных целях организациям или предпринимателям, и не касается оказания благотворительной помощи физическим лицам (не предпринимателям).
Необходимость наличия такого документа, как договор, в данном случае нам не очень понятна. Ведь даже в соответствии с ГК РФ несоблюдение простой письменной формы договора не влечет его недействительность. Почему это должно сказываться на праве применения освобождения от НДС? Единственным вариантом ответа в данном случае может быть предположение о том, что в отношениях между организациями или организациями и ИП именно на основании договора контролирующий орган будет подтверждать тот факт, что передача соответствующих товаров, работ, услуг, имущественных прав была осуществлена именно в благотворительных целях, а не просто на безвозмездной основе, когда оснований для освобождения от НДС в общем случае нет.
В любом случае положительным является отсутствие в установленном Законом № 210-ФЗ перечне необходимых документов указания на те из них, что подтверждают фактическое использование полученного на те цели, для которых они были переданы (отчет о целевом использовании). Ведь ранее можно было встретить позицию контролирующих органов о необходимости наличия и таких документов также для подтверждения обоснованности применения освобождения по НДС.
Вступает в силу данное дополнение с 01.10.2019.

2.2. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

2.2.1. Уточнения порядка формирования налоговой базы по НДФЛ при признании долга физического лица перед организацией или предпринимателем безнадежным.

В главе 23 НК РФ Закон № 210-ФЗ в очередной раз расширяет перечень доходов, перечисленных в статье 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)". Новым не облагаемым НДФЛ доходом (новый пункт 62.1) вводится следующий: доходы в виде суммы задолженности перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем), от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик полностью или частично освобождается при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию, при одновременном соблюдении следующих условий:
- налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;
- такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Безусловно, введение данного освобождения может иметь важное значение, особенно в свете применения положений подпункта 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ "Дата фактического получения дохода" о формировании у физического лица дохода на дату признания его задолженности безнадежной - эту норму Закон № 210-ФЗ также откорректировал. Если с 2018 года этот подпункт определял, что облагаемый НДФЛ доход формируется у физического лица на дату "списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику", то измененная редакция будет устанавливать формирование такого дохода на дату "прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию".
Обращает на себя внимание отсутствие в новой редакции ссылки на списание задолженности с бухгалтерского баланса (что, на наш взгляд, абсолютно правильно, так как определять формирование налоговой базы в зависимости от списания чего-либо с бухгалтерского баланса в принципе не корректно). Отныне прямо указано на возникновение дохода именно на дату прекращения обязательства в связи с его признанием безнадежным.
Признание долга безнадежным в НК РФ осуществляется по правилам пункта 2 статьи 266 НК РФ, который установлен для целей налогообложения прибыли. Внесенными в главу 23 НК РФ правками Закон № 210-ФЗ не определил, что и для целей НДФЛ должны применяться именно эти правила. Но очевидно, что при отсутствии какого-либо иного указания именно правила статьи 266 НК РФ будут использоваться для целей НДФЛ.
Напомним, какие долги признаются безнадежными по пункту 2 статьи 266 НК РФ:
- долги, по которым истек установленный срок исковой давности;
- долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации;
- долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям невозможности установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, а также по основаниям отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов;
- суммы прекращенных уполномоченным банком денежных обязательств головного исполнителя по государственному оборонному заказу по перечню таких обязательств, определенных Правительством РФ.
Обращаем внимание, что перечень ситуаций признания долга безнадежным по пункту 2 статьи 266 НК РФ является более широким, нежели перечень ситуаций, при которых возникают основания для списания долга с бухгалтерского баланса в соответствии с требования нормативных актов по бухгалтерскому учету. И еще раз обращаем внимание, что напрямую Закон № 210-ФЗ не указал на то, что признание долгов безнадежными для целей НДФЛ должно осуществляться в том же порядке, что и для целей налога на прибыль (как и не сделал отсылки ни на какой иной порядок).
Также при сравнении новой и старой редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ видно отсутствие в новой редакции ссылки на то, что доход у физического лица при признании его задолженности безнадежной формируется на дату такого признания, только если само физическое лицо и его кредитор (организация, ИП) являются взаимозависимыми лицами. Мы полагаем такое "отсутствие" абсолютно корректным. Дело в том, что изначально было неправильным, что именно статья 223 НК РФ (которая должна определять дату, на которую возникает облагаемый НДФЛ тот или иной вид дохода) в итоге определяла сам перечень облагаемых НДФЛ доходов. В частности, когда с 2018 года положений пп.5 п.1 ст.223 НК РФ законодатели уточнили, добавив в них ссылку на списание с баланса не любой задолженности, а задолженности взаимозависимых лиц, мы указывали, что это не снимает риски необходимости исчисления НДФЛ и по факту списания с баланса задолженности невзаимозависимых лиц, так как перечень облагаемых НДФЛ доходов является открытым, а статья 223 НК РФ размер налоговой базы по НДФЛ не определяет - она лишь устанавливает дату, на которую у физического лица формируется облагаемый НДФЛ доход.
В итоге возникшую некорректность разрешает именно Закон № 210-ФЗ:
- как указано выше, он вводит в статью 217 НК РФ новый пункт 62.1, который исключает из налоговой базы по НДФЛ доходы, возникающие в связи с признанием долга физического лица перед организацией или ИП безнадежным при условии, что должник и его кредитор не являются взаимозависимыми лицами, и что прекращение обязательства нельзя признать формой оплаты физическому лицу за поставленные им товары, работы, услуги;
- новая редакция подпункта 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ содержит общую формулировку для определения даты возникновения облагаемого НДФЛ дохода в связи с признанием долга физического лица перед организацией или ИП безнадежным (безотносительно того, что часть таких доходов НДФЛ не облагается).
Вступают в силу данные корректировки с 01.01.2020 без указания на какие-либо специальные особенности применения (что теоретически формирует определенные вопросы в части формирования налоговой базы по НДФЛ при списании с баланса долгов невзаимозависимых лиц за периоды до этой даты).

2.2.2. Расширение перечня случаев, при которых минимальный срок владения недвижимым имуществом, позволяющий налогоплательщику освободить от НДФЛ доходы от его продажи, составляет 3 года.

Напомним, что на сегодня по общему правилу для недвижимого имущества, приобретенного после 01.01.2016, минимальным сроком владения, позволяющем налогоплательщику в случае продажи этого имущества воспользоваться освобождением от НДФЛ для полученных от такой продажи доходов (п.17.1 ст.217 НК РФ), является срок 5 лет. Для объектов, приобретенных до 01.01.2016, такой срок составляет 3 года. При этом в статье 217.1 НК РФ "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества" определен ряд случаев, когда указанным сроком независимо от того, когда физическое лицо приобрело соответствующий объект недвижимости, во всех случаях составляет 3 года. Такими случаями являются:
- продажа приватизированной недвижимости;
- продажа недвижимости, полученной по наследству или в качестве дарения от члена семьи;
- продажа недвижимости, приобретенной плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением.
Закон № 210-ФЗ дополняет этот перечень еще одним новым случаем, который кратко можно назвать так: продажа физическим лицом единственной принадлежащей ему жилой недвижимости. При этом "единственность" объекта соблюдается, в том числе, при условии, что имеется жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приобретенное (приобретенная) в собственность налогоплательщика и (или) его супруга (супруги) в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение (проданную долю в праве собственности на жилое помещение) от налогоплательщика к покупателю. То есть имеется в виду попытка установить льготный порядок освобождения от НДФЛ доходов от продажи единственной жилой недвижимости, при этом законодатели принимают во внимание что на момент продажи физическое лицо могло приобрести новый объект для проживания (и именно в связи с этим продает "старый"), и такие случаи также отнесены к ситуациям продажи "единственного жилья".
Фактическая формулировка в статье 217.1 НК РФ будет следующей: минимальный срок владения имуществом 3 года применяется при условии, что в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). При соблюдении установленных условий в отношении жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) минимальный срок владения 3 года распространяется также на земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение и расположенные на указанном земельном участке хозяйственные строения и (или) сооружения.
Вступают в силу предусмотренные Законом № 210-ФЗ дополнения главы 23 НК РФ с 01.01.2020. Отсутствие указаний на то, что именно применительно к рассмотренным изменениям означает такой порядок ввода в действие, формирует некоторую неопределенность, так как может трактоваться как:
- вступление в силу в отношении доходов, полученных с 01.01.2020 (т.е. факт продажи и получения доходов от соответствующей "единственной" жилой недвижимости должны состояться после 01.01.2020;
- или новые правила применяются к порядку декларирования и исчисление НДФЛ после 01.01.2020, т.е. в том числе распространяются на факты продажи "единственного" жилья в 2019 году, по которым налоговые обязательства по НДФЛ возникают уже после 01.01.2020.
Надеемся, к 01.01.2020 по этому вопросу можно будет хотя бы ознакомиться с позицией контролирующих органов.

2.2.3. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Предусмотренные Законом № 210-ФЗ правки главы 25 НК РФ составляют основной объем текста самого Закона. Но при этом, на наш взгляд, именно эти правки являются узконаправленными и большинство налогоплательщиков не затронут. Все они вступают в силу с 01.01.2020.

Так, в статье 265 НК РФ "Внереализационные расходы" Закон № 210-ФЗ вносит новый прямо упоминаемый вид расхода (новый подпункт 19.4 пункта 1) - расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (напомним, что в общем случае расходы в виде стоимости передаваемых безвозмездно товаров, работ, услуг не учитываются при налогообложении прибыли в силу прямого указания на это в статье 270 НК РФ). Для вновь упомянутого вида расхода в статью 272 НК РФ "Порядок признания расходов при методе начисления" вносятся правила, согласно которым такие расходы будут признаваться на дату передачи в государственную или муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры (новый пп.11 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Интересно, что для кассового метода признания расходов по налогу на прибыль (статья 273 НК РФ) законодатель не посчитал нужным делать соответствующие дополнения.

Статья 284 НК РФ "Налоговые ставки" дополняется новым пунктом 1.13, согласно которому к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, будет применяться налоговая ставка 0%. Порядок применения этой ставки установлен в новой статье 284.8, которая так и называется - "Особенности применения налоговой ставки 0% музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования" (основное условие - соответствующие их основной деятельности доходы должны составлять не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль).

Уточнены положения статьи 284.4 НК РФ "Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток". Основная цель правок - установление определения первой прибыли при исполнении соглашения об осуществлении деятельности по соглашениям в зонах опережающего развития или на территории свободного порта Владивосток. Под такой прибылью понимается положительная разница между доходами и расходами, исчисленными нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития либо в реестр резидентов свободного порта Владивосток до окончания налогового периода, в котором данная разница становится положительной. Разница между указанными доходами и расходами определяется на последний день каждого налогового периода, пока данная разница не станет положительной. Для исчисления этой разницы учитываются доходы и расходы, признанные с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития либо в реестр резидентов свободного порта Владивосток, которые определяются в соответствии с настоящей главой в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, без учета доходов и расходов в виде курсовых разниц. Закон № 210-ФЗ установил, что это понятие должно применяться налогоплательщиками, которые не получили первую прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток в соответствии с редакцией статьи 284.4 НК РФ, действовавшей до 01.01.2020.

Закон № 210-ФЗ отменил (причем, в этой части сразу же с момента своего официального опубликования) ограничения по сроку действия положений о применении ставки налога на прибыль 0% для медицинских и образовательных организаций (статья 284.1 НК РФ, первоначально предполагалось, что действует до 01.01.2020) и организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан (статья 284.5 НК РФ, также предполагалось, что действует до 01.01.2020).

Возможно, самыми интересными из всех предусмотренных Законом № 210-ФЗ правок можно назвать очередные корректировки статьи 286.1 НК РФ "Инвестиционный налоговый вычет" - инструмент стимулирования экономики, которые пока так и не сумел заработать, как это предполагалось.
Кроме технических уточнений формулировок в данной части (в том числе, касающихся порядка применения вычета с учетом наличия у налогоплательщика обособленных подразделений) можно выделить следующее:

1) новый вид затрат, дающий право на применение инвестиционного вида вычета: до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 НК РФ. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур должно являться обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ. Предельный размер применения вычеты по данному виду затрат, категории налогоплательщиков и объектов соответствующей инфраструктуры своими законами должны будут определить субъекты РФ;

2) при определении предельной суммы вычета, применяемого к сумме налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (сумма налога не должна быть менее 5% от прибыли налогоплательщика, определенной без учета инвестиционного налогового вычета) дополнительно указано, что не учитывается, что налогоплательщик, не применяя инвестиционный налоговый вычет мог бы использовать такой механизм снижения суммы налога на прибыль, как амортизационная премия;

3) инвестиционный налоговый вычет можно будет применить по расходам на приобретение, сооружение, реконструкцию, модернизацию основных средств не 3-7 амортизационных групп, а 3-10 амортизационных групп, т.е. в том числе по объектам со сроком полезного использования свыше 30 лет, но при этом за исключением относящихся к 8-10 амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств;

4) введена ранее отсутствовавшая возможность применения инвестиционного налогового вычета по консолидированной группе налогоплательщиков ответственным участником такой консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 10 статьи 286.1 НК РФ изложен Законом № 210-ФЗ в новой редакции).

Еще раз повторим, что все предусмотренные Законом № 210-ФЗ изменения главы 25 НКРФ вступают в силу с 01.01.2020.
Но, например, в части рассмотренных выше правок главы 25 НК РФ относительно инвестиционного налогового вычета для того, чтобы они заработали, необходимо, чтобы субъектами РФ были приняты на своих территориях соответствующие законы.

3. Федеральный закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 211-ФЗ).

Закон № 211-ФЗ (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания (26.07.2019)), на наш взгляд, имеет узконаправленность своих норм, в связи с чем для абсолютного большинства налогоплательщиков не будет представлять интереса.

Так, в главе 21 НК РФ "НДС" он с 01.10.2019 расширяет положения подпункта 17 пункта 2 статьи 146 НК РФ, исключая из объекта налогообложения по НДС операции по безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества (до этого названный подпункт касался аналогичных операций с объектами инфраструктуры для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1").

Помимо этого, перечень не облагаемых НДС операций в пункте 2 статьи 149 НК РФ дополняется новым подпунктом 36, согласно которому от НДС освобождаются услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. В целях данного подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Условиями определено, что данное освобождение подлежит применению налогоплательщиком в течение 5-ти последовательных календарных лет, начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (без учета НДС), вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.
Одновременно подпункт 29 пункта 3 статьи 149 (согласно которому от НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение) дополнена указанием на возможность приобретения названных коммунальных услуг соответствующими лицами (в смысле применения данного освобождения по НДС) у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данные изменения статьи 149 НК РФ согласно Закону № 211-ФЗ применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.

В главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" предусмотренные Законом № 211-ФЗ правки также связаны с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статья 284 НК РФ "Налоговые ставки" дополнена новым пунктом 1.12, согласно которому для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами законами субъектов РФ сможет устанавливаться налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0%. В случае принятия субъектом РФ такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, также будет установлена в размере 0%. Указанные налоговые ставки будут применяться к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В данной части Закон № 211-ФЗ вступил с момента своего официального опубликования, но при этом применяются к налоговой базе по налогу на прибыль, исчисляемой начиная с 01.01.2020.

4. Федеральный закон от 26.07.2019 № 212-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй НК РФ и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ" (далее также - Закон № 212-ФЗ).

Закон № 212-ФЗ (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания (26.07.2019)) уточняет перечень банковских операций с драгоценными металлами, освобождаемыми от НДС в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)". По сути правок, вместо использовавшейся до сих пор "общей" формулировки "осуществление операций с драгоценными металлами" к освобожденным от НДС банковским операциям отнесены:
- привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;
- размещение указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;
- осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах.
Еще раз обращаем внимание, что речь идёт именно об уточнении освобождаемых от НДС операций, относимых к банковским операциям. На порядок исчисления НДС при осуществлении операций (в том числе, банками) с самими драгоценными металлами данные правки влияния не окажут.
Закон № 212-ФЗ вступает в силу с 01.10.2019.

5. Федеральный закон от 30.07.2019 № 255-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 255-ФЗ).

Закон № 255-ФЗ (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания - 30.07.2019) предусматривает, в основном, правки главы 22 НК РФ "Акцизы" и главы 26 НК РФ "НДПИ", которые в целом направлены на стабилизацию цен на бензин и регулирование уровня налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке (цель - снижение зависимости цен на топливо от уровня мировых цен на нефть).
В частности, для целей исчисления акцизов:
- в перечень технологических процессов по переработке средних дистиллятов включены: замедленное коксование; гидроконверсия тяжелых остатков; получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов; производство битума путем окисления гудрона;
- скорректировано понятие средних дистиллятов (в том числе увеличено предельное значение показателя плотности с 930 до 1015 кг/м3 и скорректирован перечень продуктов, не относящихся к средним дистиллятам);
- темное судовое топливо исключено из перечня подакцизных товаров;
- скорректирован порядок определения ставки акциза на нефтяное сырье (АНС);
- уточнен порядок применения вычета акцизов, исчисленных, в частности, при получении авиационного керосина, при совершении операций со средними дистиллятами, переработке нефтяного сырья.
Для правок главы 22 НК РФ Закон № 255-ФЗ предусматривает различный порядок вступления в силу, при этом большая часть данных изменений вступает в силу с 01.04.2020, а еще одна значительная часть - с момента официального опубликования Закона № 255-ФЗ с распространением действия на отношения, возникшие с 01.07.2019.
В части изменений главы 26 НК РФ "НДПИ" Законом № 255-ФЗ скорректирована формула расчета коэффициента (Кабдт), применяемого при определении показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм). В данной части Закон № 255-ФЗ вступает в силу с 01.10.2019.

Однако кроме своей основной цели (см. выше) Закон № 255-ФЗ также предусматривает никак не связанные с нею правки главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", которые при этом также имеют узконаправленное предназначение. А именно - речь идет об уточнении порядка определения базы по налогу на прибыль АО "ДОМ.РФ", позволяющих высвободить дополнительные средства для развития жилищной сферы. Для этих целей перечень не учитываемых при налогообложении прибыли доходов (пункт 1 статьи 251 НК РФ) дополнен указанием (новый подпункт 59) на доходы, полученные за выполнение функций агента РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2008 №161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Но и расходы, понесенные за счет этих средств, также не смогут учитываться при налогообложении (новый пункт 48.25 статьи 270 НК РФ).
Предусмотренные Законом № 255-ФЗ изменения главы 25 НК РФ вступают в силу с 01.01.2020.

6. Федеральный закон от 02.08.2019 № 258-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.28 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 258-ФЗ).

Закон № 258-ФЗ (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания - 02.08.2019) вносит правки в пп.18 п.1 статьи 333.28 главы 25.3 "Государственная пошлина", согласно которым по истечении 90 дней с момента официального опубликования (т.е. с 02.11.2019) с 3,5 тыс. руб. до 5,0 тыс. руб. увеличивается размер государственной пошлины за выдачу вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства, в том числе в случае его замены. При этом ранее содержащееся в этом же подпункте указание на взимание госпошлины (в размере 3,5 тыс. руб.) в случае продления срока действия вида на жительства исключено. Это может быть связано с принятием в тот же день, что и Закона № 258-ФЗ, Федерального закона от 02.08.2019 №257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", который упрощает порядок предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство в РФ.

7. Федеральный закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ "О внесении изменений в статью 164 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 268-ФЗ).

Закон № 268-ФЗ с 01.10.2019 вносит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10% (пункт 2 статьи 164 НК РФ) дополнения, в результате которых с названной даты по ставке 10% будет облагаться реализация фруктов и ягод, включая виноград.
Одновременно к облагаемой НДС 10% позиции "масло растительное" вносится исключение о неприменении ставки НДС 10% в отношении пальмового масла. Это означает, что с 01.10.2019 реализация пальмового масла на территории РФ будет облагаться НДС по ставке 20%.
Текст Закона № 268-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания - 02.08.2019. Он вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, т.е. как указано выше - с 01.10.2019.

8. Федеральный закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ" (далее также - Закон № 269-ФЗ).

Закон № 269-ФЗ отдельно выделяет в НК РФ еще одну самостоятельную категорию налогоплательщиков, а именно - налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов. Собственно, им и порядку налогообложения их прибыли и посвящены все нормы данного Закона.
Надо признать, что и до принятия рассматриваемых правок участники специальных инвестиционных контрактов упоминались в НК РФ. Но, например, в первой части НК РФ упоминание о них было включено в статью 25.9, которая в целом касается налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов и к которым НК РФ приравнивал также и участников специальных инвестиционных контрактов.
Теперь же последние выделены в НК РФ в отдельную категорию.
Для этих целей первая часть НК РФ дополняется новой главой 3.5 "Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов", включающей в себя единственную статью 25.16 с тем же названием. Согласно ей участниками специальных инвестиционных контрактов для целей НК РФ признаются лица, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О промышленной политике в РФ", не являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, резидентами особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития, участниками (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта, участниками свободной экономической зоны и (или) резидентами свободного порта Владивосток и не применяющие специальные налоговые режимы. Данный статус лицо приобретает с момента его внесения в соответствующий реестр. Утрачивается статус со дня включения в реестр сведений о прекращении или о расторжении специального инвестиционного контракта.
Статья 284 "Налоговые ставки" главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" дополняется новым пунктом 1.14, согласно которому для налогоплательщиков-участников специальных инвестиционных контрактов налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. Порядок её применения определен в новой статье 284.9 НК РФ, устанавливающей особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой такими организациями.
В частности, участник СПИК вправе:
- применять ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет ко всей налоговой базе при соблюдении условия о доле доходов от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК не менее 90%;
- применять такую льготную ставку к налоговой базе только от деятельности, связанной с реализацией СПИК, при условии ведения раздельного учета. В этом случае соблюдение указанного выше условия о доле дохода не менее 90% не требуется.
Выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен специальный инвестиционный контракт.
Далее новая статья содержит условие о том, что размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ для налогоплательщиков - участников СПИК может быть также понижен до 0%. Порядок применения такой ставки отличается от того, который ранее для участников СПИК был закреплен в статье 284.3 НК РФ. Новые правила устанавливают, что пониженная ставка налога на прибыль в бюджет субъекта РФ действует начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика - участника СПИК, но не позднее отчетного (налогового) периода, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, превысил 50% объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом . Ранее предусмотренного в упомянутой выше статьей 284.3 НК РФ ограничения по применению пониженных ставок налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ не позднее, чем до конца 2025 года, в новой статье 284.9 НК РФ нет.
В целом Закон № 269-ФЗ вступил в силу с момента своего официального опубликования (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания - 02.08.2019).
При этом предусмотренные им изменения главы 25 НК РФ вводятся в силу с 01.01.2020, но с учетом множества оговорок, которые позволяют часть предусмотренных ими нормы, в том числе, применить с 01.01.2017 (для участников СПИК по ранее заключенным контрактам, предусматривающим стимулирование в виде льготирование по налогу на прибыль на региональном уровне).
Также определено, что региональные льготы по налогу на прибыль для сторон СПИК, заключенных до 01.01.2019, продолжат своё действие в прежнем порядке до налогового периода, в котором действие специального инвестиционного контракта прекращено либо специальный инвестиционный контракт расторгнут (данная формулировка не позволит применить эти льготы весь тот год, в котором контракт будет прекращен или расторгнут, даже если это произойдет в декабре соответствующего года).
В заключение отметим, что Закон № 268-ФЗ также внес изменения в статью 5 первой части НК РФ, исключив из неё положения, которые участникам СПИК гарантировали неувеличение в течение срока действия контракта тарифов страховых взносов (в тексте осталась такая гарантия только в отношении налогов и сборов). Данное исключение затронет лиц, заключивших СПИК после 02.08.2019 (справочно отметим, что на сегодня для участников СПИК в главе 34 НК РФ нет никаких особых положений и правил о применении пониженных тарифов страховых взносов, о планах увеличивать такие тарифы для какой-то категории плательщиков или для всех в целом нам также неизвестно).

9. Федеральный закон от 02.08.2019 № 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 284-ФЗ).

Закон № 284-ФЗ (официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания - 02.08.2019) целиком посвящен только одной главе второй части НК РФ - главе 26 НК РФ "НДПИ" и только в отношении соответствующего налога. При этом его положения направлены на уточнение понятия "редких металлов", используемого для целей этой главы, и установление специальных преференциальных режимов налогообложения деятельности по их добыче.
В частности, если до внесения рассматриваемых правок в качестве редких металлов, образующих собственные месторождения, в главе 26 НК РФ упоминались титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий, то с учетом правок в тексте более не упоминаются цезий и цирконий, но зато перечислены кадмий, индий, таллий, галлий, гафний, теллур, и расшифровано понятие редкоземельных металлов (это иттрий и лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций)). Также уточняется, что на соответствующих месторождениях указанные металлы должны быть основными компонентами.
Закон № 284-ФЗ вводит применение ставки НДПИ 4,8% (вместо 8%) при добыче руд указанных редких металлов (изменения статьи 342 НК РФ, которые в этой части будут действовать по 31.12.2023 включительно) и предусматривает правила применения к ставке понижающего коэффициента, характеризующий особенности добычи редких металлов (Крм) (новая статья 342.7 НК РФ). Коэффициент Крм будет применяться при соблюдении установленных в указанной статье условий до истечения 120 месяцев, начиная с месяца, в котором впервые появились основания для определения налоговой базы по НДПИ при добыче соответствующих руд редких металлов.
В целом, Закон № 284-ФЗ вступает в силу с 01.01.2020

Исп. Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено