Об изменениях КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение требований к бюджетному бухгалтерскому учету

Настоящим информируем о Федеральном законе от 29.05.2019 № 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее также - Закон № 113-ФЗ), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.05.2019 и вступающем в силу через 10 дней после своего официального опубликования, т.е. с 09.06.2019.

Целью рассматриваемого Закона является установление специальной административной ответственности за нарушение требований к бюджетному бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В связи с этим с вступлением в силу Закона № 113-ФЗ ранее "общая" статья 15.11 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушения в области бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, не будет распространяться на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. За нарушения в области составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности этими лицами отныне будет предусмотрена отдельная (самостоятельная) статья КоАП РФ - новая статья 15.15.6 "Нарушение требований к бюджетному бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Состав предусмотренных данной статьей видов правонарушений, с одной стороны, практически полностью повторяет аналогичный состав правонарушений, указанный в статье 15.11 КоАП РФ (которая, как указано выше, до сих пор применялась в отношении нарушений в области бухгалтерского учета, допущенных любыми экономическими субъектами). Но при этом в отличие от статьи 15.11 КоАП РФ детализация видов правонарушений в новой статье 15.5.6 более подробна за счет введения градации на "незначительные искажения", "значительные искажения" и "грубые нарушения требованию к бюджетному (бухгалтерскому) учету" с установлением повышенного размера ответственности при переходе правонарушения из группы "незначительных" в "значительные" и "грубые" (по статье 15.11 привлечение к ответственности в принципе предусмотрено только для правонарушений, признаваемых "грубыми"). В результате максимально возможные размеры штрафов по новой статье 15.15.6 выше аналогичных штрафов по статье 15.11 КоАП РФ. Но при этом в новой статье 15.15.6 нет такого вида ответственности, как дисквалификация виновного должностного лица на срок от 1-го года до 2-х лет (в рамках статьи 15.11 КоАП РФ дисквалификация предусмотрена в случае повторных правонарушений, для которых по статье 15.15.6 предусмотрены только штрафы, просто в повышенном размере - с максимумом до 50 тыс. рублей).

"Незначительность" правонарушения по статье 15.15.6 КоАП РФ определяется размером искажения показателей бюджетной или финансовой отчетности на сумму от 1% до 10% стоимости активов, обязательств, финансового результата, в отношении которых допущено нарушение, но не более 100 тыс. руб. Искажение в размере менее 1% признается составом правонарушения, как незначительное, при условии, что оно превышает 100 тыс. рублей, но не превышает 1 млн. руб.

"Значительное" искажение - это искажение, которое одновременно находится в интервале от 1 до 10% стоимости активов, обязательств, финансового результата и при этом превышает 100 руб. и не превышает 1 млн. руб. Если искажение не превысит 1% стоимости, но при этом по сумме превысит 1 млн. руб., оно также будет признаваться "значительным". Кроме того, к значительным правонарушениям относится занижение налогов, сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 тыс. руб., но не более 1 млн. руб. (если такое занижение связано с искажением показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности).

"Грубым" нарушением признается искажение более чем на 10% либо искажение в пределах от 1 до 10%, но на сумму более 1 млн. руб. Кроме того, независимо от размера сразу же "грубым" признаются правонарушения, приведшие к искажению показателя результата исполнения бюджета, включение в отчетность мнимых операций или объектов, отсутствие регистров учета и (или) аудиторского заключения. Также к "грубым" правонарушениям относится занижение налогов, сборов, взносов (опять-таки - вследствие искажения показателей бюджетного или бухгалтерского учета) на сумму свыше 1 млн. руб.

По статье 15.11 КоАП РФ ответственность наступает в принципе в отношении искажений на сумму свыше 10% стоимости активов, обязательств, финансового результата, по которым такое искажение допущено. Также и занижение налогов, сборов, взносов по этой статье признается составом административного правонарушения только в случае если такое занижение составило не менее 10%.

Случаи, при которых должностные лица освобождаются от ответственности по новой статье 15.15.6 практически идентичны случаям, указанным в статье 15.11 КоАП РФ. При этом сама статья 15.11 дополняется новым указанием на эту тему (и аналогичная норма включена также и в текст новой статьи 15.15.6): определено, что предусмотренная данными статьями административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Иными случаями освобождения от ответственности являются представление уточненных налоговых деклараций (с уплатой налоговых недоимок и пени) до того момента, как налоговых орган назначил проверку в отношении соответствующих периодов и исправление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчтености до её утверждения. В новой статье 15.15.6 более подробно прописаны условия освобождения от ответственности при самостоятельном исправлении бюджетной отчетности с учетом последствий ее представления:
- до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (субъект консолидированной отчетности);
- после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по новой статье 15.15.6, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Помимо введения новой статьи 15.15.6 в текст КоАП РФ, указания на нераспространение действия статьи 15.11 на должностных лиц бюджетной сферы и включения в нее нового основания освобождения от ответственности бухгалтеров в случае, если искажение обусловлено действиями иных должностных лиц организации по составлению отраженных в бухучете первичных документов, рассматриваемым Законом откорректирован один из составов, признаваемых в качестве грубого нарушения требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. А именно: указание на "регистрацию не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета" заменено на указание на указание на "регистрацию в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета". Полагаем, в данной части имеет место приведение текста КоАП РФ в соответствие с действующей редакцией Закона о бухучете, содержащего прямой запрет на соответствующие действия именно в той редакции, которая отныне используется в КоАП РФ.

Как указано выше, рассмотренные выше изменения в КоАП РФ вступают в силу через 10 дней с момента официального опубликования рассматриваемого Закона, т.е. с 09.06.2019 - по крайней мере такой порядок вытекает с учетом отсутствия в тексте Закона каких-либо специальных норм по этому поводу. Но как именно можно будет применять эти правки с середины отчетного периода, что особенно актуально будет для должностных лиц, ответственных за бюджетный (бухгалтерский) учет, т.е. лиц, на которых распространяется новая статья 15.15.6 КоАП РФ, до конца не ясно.

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6