676/1826
Новое на сайте

Об изменениях КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение требований к бюджетному бухгалтерскому учету

Настоящим информируем о Федеральном законе от 29.05.2019 № 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее также - Закон № 113-ФЗ), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.05.2019 и вступающем в силу через 10 дней после своего официального опубликования, т.е. с 09.06.2019.

Целью рассматриваемого Закона является установление специальной административной ответственности за нарушение требований к бюджетному бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В связи с этим с вступлением в силу Закона № 113-ФЗ ранее "общая" статья 15.11 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушения в области бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, не будет распространяться на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. За нарушения в области составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности этими лицами отныне будет предусмотрена отдельная (самостоятельная) статья КоАП РФ - новая статья 15.15.6 "Нарушение требований к бюджетному бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Состав предусмотренных данной статьей видов правонарушений, с одной стороны, практически полностью повторяет аналогичный состав правонарушений, указанный в статье 15.11 КоАП РФ (которая, как указано выше, до сих пор применялась в отношении нарушений в области бухгалтерского учета, допущенных любыми экономическими субъектами). Но при этом в отличие от статьи 15.11 КоАП РФ детализация видов правонарушений в новой статье 15.5.6 более подробна за счет введения градации на "незначительные искажения", "значительные искажения" и "грубые нарушения требованию к бюджетному (бухгалтерскому) учету" с установлением повышенного размера ответственности при переходе правонарушения из группы "незначительных" в "значительные" и "грубые" (по статье 15.11 привлечение к ответственности в принципе предусмотрено только для правонарушений, признаваемых "грубыми"). В результате максимально возможные размеры штрафов по новой статье 15.15.6 выше аналогичных штрафов по статье 15.11 КоАП РФ. Но при этом в новой статье 15.15.6 нет такого вида ответственности, как дисквалификация виновного должностного лица на срок от 1-го года до 2-х лет (в рамках статьи 15.11 КоАП РФ дисквалификация предусмотрена в случае повторных правонарушений, для которых по статье 15.15.6 предусмотрены только штрафы, просто в повышенном размере - с максимумом до 50 тыс. рублей).

"Незначительность" правонарушения по статье 15.15.6 КоАП РФ определяется размером искажения показателей бюджетной или финансовой отчетности на сумму от 1% до 10% стоимости активов, обязательств, финансового результата, в отношении которых допущено нарушение, но не более 100 тыс. руб. Искажение в размере менее 1% признается составом правонарушения, как незначительное, при условии, что оно превышает 100 тыс. рублей, но не превышает 1 млн. руб.

"Значительное" искажение - это искажение, которое одновременно находится в интервале от 1 до 10% стоимости активов, обязательств, финансового результата и при этом превышает 100 руб. и не превышает 1 млн. руб. Если искажение не превысит 1% стоимости, но при этом по сумме превысит 1 млн. руб., оно также будет признаваться "значительным". Кроме того, к значительным правонарушениям относится занижение налогов, сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 тыс. руб., но не более 1 млн. руб. (если такое занижение связано с искажением показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности).

"Грубым" нарушением признается искажение более чем на 10% либо искажение в пределах от 1 до 10%, но на сумму более 1 млн. руб. Кроме того, независимо от размера сразу же "грубым" признаются правонарушения, приведшие к искажению показателя результата исполнения бюджета, включение в отчетность мнимых операций или объектов, отсутствие регистров учета и (или) аудиторского заключения. Также к "грубым" правонарушениям относится занижение налогов, сборов, взносов (опять-таки - вследствие искажения показателей бюджетного или бухгалтерского учета) на сумму свыше 1 млн. руб.

По статье 15.11 КоАП РФ ответственность наступает в принципе в отношении искажений на сумму свыше 10% стоимости активов, обязательств, финансового результата, по которым такое искажение допущено. Также и занижение налогов, сборов, взносов по этой статье признается составом административного правонарушения только в случае если такое занижение составило не менее 10%.

Случаи, при которых должностные лица освобождаются от ответственности по новой статье 15.15.6 практически идентичны случаям, указанным в статье 15.11 КоАП РФ. При этом сама статья 15.11 дополняется новым указанием на эту тему (и аналогичная норма включена также и в текст новой статьи 15.15.6): определено, что предусмотренная данными статьями административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Иными случаями освобождения от ответственности являются представление уточненных налоговых деклараций (с уплатой налоговых недоимок и пени) до того момента, как налоговых орган назначил проверку в отношении соответствующих периодов и исправление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчтености до её утверждения. В новой статье 15.15.6 более подробно прописаны условия освобождения от ответственности при самостоятельном исправлении бюджетной отчетности с учетом последствий ее представления:
- до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (субъект консолидированной отчетности);
- после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по новой статье 15.15.6, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Помимо введения новой статьи 15.15.6 в текст КоАП РФ, указания на нераспространение действия статьи 15.11 на должностных лиц бюджетной сферы и включения в нее нового основания освобождения от ответственности бухгалтеров в случае, если искажение обусловлено действиями иных должностных лиц организации по составлению отраженных в бухучете первичных документов, рассматриваемым Законом откорректирован один из составов, признаваемых в качестве грубого нарушения требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. А именно: указание на "регистрацию не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета" заменено на указание на указание на "регистрацию в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета". Полагаем, в данной части имеет место приведение текста КоАП РФ в соответствие с действующей редакцией Закона о бухучете, содержащего прямой запрет на соответствующие действия именно в той редакции, которая отныне используется в КоАП РФ.

Как указано выше, рассмотренные выше изменения в КоАП РФ вступают в силу через 10 дней с момента официального опубликования рассматриваемого Закона, т.е. с 09.06.2019 - по крайней мере такой порядок вытекает с учетом отсутствия в тексте Закона каких-либо специальных норм по этому поводу. Но как именно можно будет применять эти правки с середины отчетного периода, что особенно актуально будет для должностных лиц, ответственных за бюджетный (бухгалтерский) учет, т.е. лиц, на которых распространяется новая статья 15.15.6 КоАП РФ, до конца не ясно.

Исп. Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено