Об изменениях Приказа Минфина России № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организации"

Настоящим нформируем о приказе МФ РФ от 19.04.2019 № 61н "О внесении изменений в приказ МФ РФ от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее также - приказ МФ РФ № 61н).

Приказ МФ РФ № 61н был зарегистрирован в Минюсте РФ 20.05.2019 и официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 21.05.2019.

Согласно тексту самого приказа им установлены особенности вступления в силу только для части положений, а именно об изменениях формы отчета о финансовых результатах, связанных с последними изменениями ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (приказ МФ РФ от 20.11.2018 № 236н). Как и названные правки ПБУ 18/02, связанные с ними изменения форм бухгалтерской отчетности вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчтености за 2020 год. Но при этом организация имеет право досрочно начать применять эти изменения (названные выше изменения ПБУ 18/02 могут также начать применяться ранее, чем начиная с отчетности за 2020 год).
Для остальной части предусмотренных Приказом МФ РФ № 61н изменений не предусмотрено специального порядка вступления в силу. Это означает следующее:
- в соответствующей части приказ должен считаться вступившим в силу через 10 дней после своего официального опубликования, т.е. с 01.06.2019;
- изменение форм бухгалтерской отчетности является нормативным изменением, влекущим необходимость внесения изменений в учетную политику организации, которые должны вступить в силу в порядке, предусмотренным нормативным документом. То есть фактически измененные в соответствии с приказом МФ РФ № 61н формы бухгалтерской отчетности (за исключением правок, касающихся применения ПБУ 18/02) в любом случае должны будут применяться при подготовке отчетности за 2019 год и даже ранее - например, при подготовке промежуточной бухгалтерской отчетности, составляемой после 01.06.2019.
При этом организации может потребоваться привести свою учетную политику в соответствие с данными правками.

Рассмотрим предусмотренные приказом МФ РФ № 61н изменения подробнее.

1. Технические изменения, связанные с заменой ссылок в формах бухгалтерской отчетности на ОКВЭД ссылками на ОКВЭД 2.

Приказ МФ РФ № 61н во всех формах бухгалтерской отчтености в их заголовочной части меняет указание на необходимость приведения кода вида экономической деятельности организации по ОКВЭД указанием на необходимость использования ОКВЭД 2. А текст самого приказа № 60н, в приложениях к которому утверждены данные формы, дополнен новым пунктом 4.1, согласно которому указание кодов в кодовой зоне заголовочной части каждой составляющей части бухгалтерской отчетности осуществляется в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции (данных) приводится организацией в соответствии с указанным по строке общероссийским классификатором (т.е. отныне - только в соответствии с ОКВЭД 2).
Полагаем данное уточнение техническим, так как и в настоящее время кодификация видов экономической деятельнсоти осуществляется в соответствии с действующими редакциями именно ОКВЭД 2 (утв Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

2. Исключение указания на возможность заполнения форм бухгалтерской отчетности в миллионах рублей.

Приказ МФ РФ № 61н в качестве единственно допустимой денежной единицы, в которой формируются показатели бухгалтерской отчетности, оставляет "тысячи рублей" (код 384). Возможность формирования показателей в "миллионах рублей" (код 385) приказом МФ РФ № 61н исключается.

3. Включение в форму баланса информации о проведении обязательного аудита.

Приказ МФ РФ № 61н форму бухгалтерского баланса в самом конце заголовочной части (после строки со сведениями о местонахождении (адресе), но до начала табличной формы самих показателей баланса) дополняет следующими сведениями:
- подлежит ли организация обязательному аудиту? (Ответ представляется в форме проставления "галочки" в варианте "да" или варианте "нет");
- наименование аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора;
- ИНН аудиторской организации или индивидуального аудитора;
- ОГРН аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Отдельно никаких указаний по заполнению баланса относительно данных новых реквизитов не вносится. Но при этом очевидно, что заполнять все их (кроме первого с ответом на вопрос об обязательности проведения аудита) нужно только в случае, если аудит для организации является обязательным.
Данное дополнение, очевидно, позволит налоговым органам лучше контролировать соблюдение организациями требований о проведении обязательного аудита, а также иметь информацию о том, кто непосредственно является аудитором у каждого конкретного налогоплательщика (что становится особенно актуальным в свете введения в НК РФ норм о праве на истребование налоговыми органами у аудиторов документов и информации об аудируемом лице).
Еще один вопрос - это последствия в случае незаполнения в отчетности вновь вводимых сведений об аудиторе или предоставления недостоверных сведений (включая информацию не о том аудиторе или в принципе неверную информацию относительно обязательности проведения аудита). На сегодня, по нашему мнению, такие действия не образуют состав правонарушения, за которое действующим законодательством была бы предусмотрена какая-либо ответственность.
К тому же формально получается, что при заполнении баланса, срок представления которого в налоговый орган установлен как 31 марта года, следующего за отчетным, организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана знать, кто является её аудитором (т.е. как минимум, иметь документы, подтверждающие соответствующий факт, например, утверждение данного аудитора советом директоров, подписание договора с конкретным лицом и т.п.). На практике это не всегда имеет место быть (хотя, конечно, по закону и предполагается иное).
Напомним, что на сегодня само по себе непроведение обязательного аудита может повлечь лишь административную ответственность по КоАП РФ (статья 15.11 и новая статья 15.15.6 (для организаций государственного сектора) с незначительными по отношению к возможной стоимости самого аудита размерами штрафов (20 тыс. рублей по статье 15.11 и 50 тыс. руб. по статье 15.15.6 (и то, эти размеры установлены для случаев повторных правонарушений)), а также чисто теоритически - статья 15.23.1, как элемент нарушения прав акционеров (инвесторов), не получивших в составе обязательных документов к годовому собранию аудиторское заключение при обязательности проведения самого аудита (размер штрафа до 700 тыс. руб.).
Но мы также хотели бы отметить, что непроведение обязательного аудита и незаполнение строк об аудиторе в бухгалтерском балансе - это разные вещи. Можно выбрать аудитора, заполнить с информацией о нем бухгалтерский баланс, но так и не провести по тем или иным причинам сам обязательный аудит. И точно так же можно провести обязательный аудит, но по каким-то причинам не заполнить или заполнить недостоверными сведениями соответствующие новые реквизиты бухгалтерского баланса.

4. Изменение формы отчета о финансовых результатах в связи с ранее принятыми правками ПБУ 18/02.

В отчете о финансовых результатах Приказ МФ РФ № 61н строки "Текущий налог на прибыль", "в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)", "Изменения отложенных налоговых обязательства", "Изменения отложенных налоговых активов" заменяются строками:
- "Налог на прибыль" (код 2410) (с примечанием, что по этой строке отражается "расход (доход) по налогу на прибыль - в точности с новыми формулировками ПБУ 18/02);
- "в т.ч. текущий налог на прибыль" (отрицательная величина) (код 2411);
- "в т.ч. отложенный налог на прибыль" (код 2412).
Самая последняя таблица отчета о финансовых результатах после строки "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и перед строкой "Совокупный финансовый результат периода" дополняется новой строкой "Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода" (код строки 2530).
В упрощенной форме отчета о финансовых результатах в примечании к строке отчета "Налоги на прибыль" с учетом приказа МФ РФ № 61н будет указано, что здесь отражаются суммы текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль (а не суммы изменений отложенных налоговых обязательств и активов, как было указано до сих пор).
Еще раз напомним, что именно данная группа правок (т.е. связанные с последними изменениями ПБУ 18/02 правки форм бухгалтерской отчетности) вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. При этом организация вправе принять решение о применении данных изменений до указанного срока (что, например, может быть необходимо, если такое же решение принято в отношении досрочного начала применения непосредственно самих изменений ПБУ 18/02).

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6